Гр.дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"27 " декабря 2019 <адрес> районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
с участием старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибирова М.Д.,
при помощнике Алхановой А.З., секретаре Нугаевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Магомедову Магомеду Нурмагомедовичу о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала на АГЗС «Гадари» в селе Н.<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Магомедову Магомеду Нурмагомедовичу о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала на АГЗС «Гадари» в селе Н.<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан. При этом прокурор ссылается на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности при реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУЕ) на автозаправочной станции «Гадари», расположенной в сел.Н.<адрес>, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Магомедовым М.Н., осуществляющим эксплуатацию АЕЗС в сел. Н. <адрес> в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - закон №116-ФЗ) договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключил, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не создал, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принял, не разработал план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.
В соответствии с требованиями пункта 15 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» Организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящих Правил, других норматив правовых актов и нормативно-технических документов;
Пунктом 12 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Однако, вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не продлен.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, несут персональную ответственность за ее соблюдение.
Федеральным законом от 22.07.2008г. №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - закон №-Ф3) установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима (далее - ПНР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности
Приказом МЧС России от 05.05.2014г. № «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее - ТБП) устанавливаются требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств»
Проверкой, проведенной совместно с ОНД и ПР № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м МЧС России по <адрес> установлены следующие нарушения пожарной безопасности при реализации моторного топлива на АГЗС: 1. Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (п. 2 ППР в РФ №)1; 2. Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ №); 3.He обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР в РФ №); 4.Руководителем не обеспечено размещение на территории АГЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено п. 14 ППР в РФ №); 5.Не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания офиса и магазина в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п. 21 ППР в РФ №); 6.При заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР в РФ №); 7.АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС (п. 455 ППР в РФ №); 8. Для автозаправочной станции не предусмотрено наличие не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п. 456 ППР в РФ №); 9.Имеющиеся огнетушители не имеют паспортов завода-изготовителя и порядковые номера (п. 475 ППР в РФ №); 10. Не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы (п. 478 ППР в РФ №); 11. Пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (лом, лопаты, багор) (п. 482 11ПР в РФ №); 12.Планировка АГЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы (п. 9 НПБ 111- 98*); 13.На въезде и выезде с территории АГЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АГЗС (п. 9 НПБ 111-98*); 14.Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из помещения для оператора АГЗС в противоположную сторону от емкости с топливом (п. 29 НПБ 111-98*); 15.Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АГЗС с одностенными резервуарами составляет менее 100 метров (п. 32. таб. П.6.4 НПБ 111-98*); 16. Расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки составляет менее 6 метров (п. 13*, таб. 1 НПБ 111-98*); 17.АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 43 НПБ 111-98*); 18. Для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м'(п. 94* НПБ 111- 98*); 19.Помещения АЗС (офис, магазины) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 96* НПБ 111-98*); 20. Между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м (приложение 6 п. 13 НПБ 111-98*); 21. Отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); 22.Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); 23. Резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%- го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п. 54 НПБ 111-98*); 24.Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); 25.Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111- 98*); 26. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*); 27.Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №-Ф3); 28.Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР в РФ №); 29.Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п. 439 ППР в РФ №): 30.Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*); 31. Не представлена декларация пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №-Ф3); 32. Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (ст. 133 №-Ф3); 33.Не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 №- ФЗ); 34.На АЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки (п. 6.38 СП 156.13130.20014); 35.Отсутствуют пожарные щиты в соответствии с приложением № (п. 439 ППР в РФ №); 36.Отсутствует молниезащита на АЗС. п. 40 НПБ 111-98*; 37.Общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение, п. 20.1 НПБ 11 1-98*.
Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.
В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации. В интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду прокурор вправе обратиться в суд с постановкой вопроса о запрете незаконной деятельности АГЗС.
Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.
Старший помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибиров М.М. требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик Магомедов Магомед Нурмагомедович исковые требования признал частично и пояснил, что часть указанных в исковом заявлении недостатков устранена, предпринимаются меры к устранению остальных недостатков, и он не возражает против приостановления деятельности по реализации газомоторного топлива.
Заслушав объяснения прокурора и исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
Так, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Магомедовым М.Н. в нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не продлен.
Кроме того, опасный производственный объект (АЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем Магомедовым М.Н., вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ч. 1 ст.9 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не продлен.
Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПИР). Так, на территории АЗС отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (п. 2 ППР в РФ №); Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ №); He обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР в РФ №); Руководителем не обеспечено размещение на территории АГЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено п. 14 ППР в РФ №); Не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания офиса и магазина в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п. 21 ППР в РФ №); При заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР в РФ №); АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС (п. 455 ППР в РФ №); Для автозаправочной станции не предусмотрено наличие не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п. 456 ППР в РФ №); Имеющиеся огнетушители не имеют паспортов завода-изготовителя и порядковые номера (п. 475 ППР в РФ №); Не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы (п. 478 ППР в РФ №); Пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (лом, лопаты, багор) (п. 482 11ПР в РФ №); Планировка АГЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы (п. 9 НПБ 111- 98*); На въезде и выезде с территории АГЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АГЗС (п. 9 НПБ 111-98*); Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из помещения для оператора АГЗС в противоположную сторону от емкости с топливом (п. 29 НПБ 111-98*); Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АГЗС с одностенными резервуарами составляет менее 100 метров (п. 32. таб. П.6.4 НПБ 111-98*); Расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки составляет менее 6 метров (п. 13*, таб. 1 НПБ 111-98*); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 43 НПБ 111-98*); Для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м'(п. 94* НПБ 111- 98*); Помещения АЗС (офис, магазины) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 96* НПБ 111-98*); Между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м (приложение 6 п. 13 НПБ 111-98*); Отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); Резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%- го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п. 54 НПБ 111-98*); Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111- 98*); Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*); Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №-Ф3); Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР в РФ №); Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п. 439 ППР в РФ №); Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*); Не представлена декларация пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №-Ф3); Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (ст. 133 №-Ф3); Не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 №- ФЗ); На АЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки (п. 6.38 СП 156.13130.20014); Отсутствуют пожарные щиты в соответствии с приложением № (п. 439 ППР в РФ №); Отсутствует молниезащита на АЗС. п. 40 НПБ 111-98*; Общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение, п. 20.1 НПБ 11 1-98*.
Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.
Ответчик каких-либо доказательств полного устранения указанных в исковом заявлении нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности не представил.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Магомедова Магомеда Нурмагомедовича по реализации газомоторного топлива в автогазозаправочной станции «Гадари» в селе Н.<адрес> до устранений нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: