Дело № 2-.../14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Гундыревой Т.А.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, действующего на основании договора на оказание юридических услуг от ... года,
представителя заинтересованного лица филиала главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску Курганской области ФИО3, действующей на основании доверенности № от ... года.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 05 мая 2014 года
гражданское дело № по заявлению ФИО1 о признании действий филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - Отдела социальной защиты населения по городу Шадринску, выразившиеся в отказе в начислении денежных средств, незаконными, о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Шадринский районный суд Курганской области с заявлением о признании действий филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - Отдела социальной защиты населения по городу Шадринску, выразившиеся в отказе в начислении денежных средств, незаконными, о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании расходов. В обоснование требований указала, что ... года она обратилась в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отдел социальной защиты населения по городу Шадринску (далее - Отдел социальной защиты) с письменным заявлением о выплате причитающихся ей в соответствии с Законом Курганской области от 09.03.2007 года № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» (далее - Закон Курганской области), денежных средств в связи с рождением 4-го ребенка (... года.), однако в выплате данных денежных средств ей было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации на территории г.Шадринска Курганской области. Вместе с тем, с данными доводами отдела социальной защиты согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Закона Курганской области действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживающих на территории Курганской области. Согласно ст.7 Закона Курганской области порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки беременным женщинам и семьям, имеющим детей, предусмотренных Законом Курганской области, устанавливается постановлением Правительства Курганской области. Во исполнение ст.7 Закона Курганской области Правительством Курганской области принято постановление от 24.12.2012 г. № 652, которым утверждены порядки предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка и ежемесячной денежной выплату многодетным семьям (далее Порядки). Порядки не устанавливают такого обязательного требования к заявителю, как наличие постоянной регистрации на территории Курганской области, а связывают право на получение выплат с фактом проживания на территории Курганской области. Таким образом, вопреки доводам отдела социальной защиты, действие Закона
Курганской области распространяется на всех лиц, проживающих на территории Курганской области, а не только на лиц, постоянно зарегистрированных на территории Курганской области.
При этом, необходимо отметить, что она постоянно проживает на территории г.Шадринска Курганской области с ... года:
- с ... г. по ... г. она была зарегистрирована и проживала по адресу: ..., г.Шадринск,
- в период с ... г. по ... года она была постоянно зарегистрирована по адресу: ул...., г.Шадринск,
- в настоящее время проживает по адресу: ул...., на основании договора социального найма жилого помещения от ... года по месту пребывания имеет регистрацию.
Отделом социальной защиты населения не оспаривается факт её постоянного проживания на территории г.Шадринска Курганской области. При этом, согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущество проживает это может быть жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома, а так же иное жилое помещение, в котором гражданин проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Анализ указанных выше норм в совокупности с позицией Конституционного суда, выраженной в Постановлении от 02.02.1998 года № 4-П позволяет сделать вывод о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свободы граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, законами Российской Федерации, и законодательствами субъектов Российской Федерации. Регистрация является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основании других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Таким образом, отсутствие у неё постоянной регистрации на территории г.Шадринска, учитывая, что она постоянно проживает на территории г.Шадринска, не лишает её права на получение денежных средств, предусмотренных Законом Курганской области. Следовательно, отказ отдела социальной защиты в назначении ей к выплате денежных средств, предусмотренных Законом Курганской области, в связи с рождением 3-го и последующих детей, является незаконным. Согласно п. 29 Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» вопросы возмещения судебных расходов решаются в соответствии с Главой 7 ГПК РФ, судебные расходы подлежат возмещению органом, действия которого обжалуются в суде. В соответствии со ст.98 ГПК РФ, в пользу которого состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные расходы по делу судебные расходы. Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплате услуг представителя в разумных пределах. Поскольку она не имеет специальных познаний в области права, для получения юридической консультации, подготовки настоящего искового заявления и всех необходимых документов для обращения в суд, а также ведения дела в суде, она была вынуждена обратиться за юридической помощью. Стоимость юридических услуг составила ... рублей. В соответствии с п.п.15 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка. Незаконные действия отдела социальной защиты населения, выразившиеся в отказе в выплате ей денежных средств, предусмотренных Законом Курганской области при рождении 3-го ребенка и последующих детей, повлекшие нарушение прав и интересов её малолетнего ребенка. Отказ в выплате положенных ей на содержание малолетнего ребенка денежных средств повлек за собой невозможность достойного содержания её новорожденного ребенка, учитывая, что на её иждивении находятся еще 2-е несовершенных детей, она является матерью-одиночкой, и в настоящее время не работает. Таким образом, в силу п.п.15 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины. Просила признать действия филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску, выразившиеся в отказе в начислении денежных средств, причитающихся ФИО1 в соответствии с Законом Курганской области от 30.09.2007 года № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» при рождении 3-го последующих детей, незаконными обязать филиал Главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску назначить ФИО1 выплаты, предусмотренные Законом Курганской области от 30.09.2007 года №232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» при рождении 3-го последующих детей, а именно денежные выплаты, предусмотренные ст.ст.4, 6-2, 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 года № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» взыскать с филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску расходы на оказание юридических услуг в размере ... рублей.
Определением от ... года к участию в деле был привлечен в качестве заинтересованного лица комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска Курганской области.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении, просила их удовлетворить. Считает, что ей незаконно отказали в выплате денежных средств.
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании заявленные требования ФИО1 поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении ФИО1, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица филиала главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску Курганской области ФИО3, действующая на основании доверенности № от ... года., филиал Главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску, рассмотрев заявление ФИО1 не признает требования заявителя по следующим основаниям. Предоставление единовременной выплаты и ежемесячной денежной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка установлено законом Курганской области № 232 от 09.03.2007 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» В соответствии со ст.2 Закона его действие распространяется на граждан, постоянно проживающих, на территории Курганской области. Порядок предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка утвержден постановлением Правительства Курганской области № 652 от 24.12.2012. В соответствии с п.2 данного Порядка право на единовременную выплату имеют женщины, родившие третьего или последующего ребенка с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года и постоянно проживающие совместно с детьми на территории Курганской области. Согласно аб.7 ст.2 закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Под местом пребывания понимается место, где человек временно проживает, в том числе и жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. При этом срок временного проживания в том или ином месте определяется самим гражданином, и указывается в свидетельстве о регистрации по месту пребывания гражданина. На момент обращения заявительницей были предоставлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту пребывания в городе Шадринске по адресу: ..., на период с ... года по ... года, в паспорте отметка о регистрации по месту жительства отсутствовала. Таким образом, правовых оснований для назначения единовременной выплаты и ежемесячной денежной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка не имеется. Учитывая вышеизложенное, считаем исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что действия филиала главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску Курганской области обоснованны. На момент обращения заявительницей были предоставлены документы, подтверждающие факт временной регистрации, а сведения о постоянной регистрации отсутствовали, поэтому в назначении пособия было отказано. В связи с тем, что данная категория дела не сложная, просили снизить сумму за оказание юридических услуг.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, ранее представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя КУМИ, представил отзыв на заявление, в котором указал, что комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска не возражает по существу заявленных требований ФИО1 и поясняет следующее. В соответствии с ФЗ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», со ст.З «граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Поэтому, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. При отсутствии прописки, место жительства может быть подтверждено и другими доказательствами (документами и свидетельскими показаниями).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, считает заявленные требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.
В соответствии со свидетельством о рождении 1-БС № от ... года., у ФИО4, родившейся ... года в городе Шадринске, в графе мать указана ФИО1, в графе отец указан ФИО5 (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания ФИО6, ... г.р., о том, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Шадринск, ул. ..., на срок с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания ФИО1, ... г.р., о том, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Шадринск, ул. ..., на срок с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания ФИО7, ... г.р., о том, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Шадринск, ул. ..., на срок с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания ФИО8, ... г.р., о том, что он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Шадринск, ул. ..., на срок с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством о рождении 1-БС № от ... года., у ФИО7, родившейся ... года в городе Шадринске, в графе мать указана ФИО1, в графе отец стоит прочерк (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством о рождении 1-БС № от ... года., у ФИО8, родившийся ... года в графе мать указана ФИО1, в графе отец указан ФИО9 (л.д. ...).
В соответствии со свидетельством о рождении 1-БС № от ... года., у ФИО6, родившейся ... года в графе мать указана ФИО1, в графе отец указан ФИО10 (л.д. ...).
В ответе № от ... года на заявление от ... года начальник филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - отдел социальной защиты населения по городу Шадринску Курганской области ФИО11 сообщено следующее. Предоставление единовременной выплаты (... руб.) и ежемесячной денежной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка установлено законом Курганской области № 232 от 09.03.2007 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области». В соответствии со ст.2 Закона его действие распространяется на граждан, постоянно проживающих, то есть имеющих постоянную регистрацию по месту жительства на территории Курганской области. Из представленных документов следует, что ФИО1 не имеет постойной регистрации по месту жительства в городе Шадринске. В связи с этим, назначение и выплата данных видов пособий ФИО1 не представляется возможным, (л.д. ...).
В соответствии с договором передачи жилого помещения во временное пользование от ... года, заключенным между муниципальным образованием -город Шадринск в лице заместителя главы Администрации города Шадринска, руководителя КУМИ Администрации города Шадринска ФИО12, именуемое в дальнейшем «Сторона 1», и ФИО1, ... г.р., именуемое в дальнейшем «Сторона 2», заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. «Сторона 1» предоставляет «Стороне 2» во временное пользование изолированное жилое помещение общей площадью ... кв.м. в виде комнаты, расположенной по адресу: г. Шадринск, ул. ..., далее по тексту «помещение» без регистрации. В соответствии с договором «Сторона 2» имеет право на вселение в помещение граждан, постоянно с ним проживающих: ФИО4, ... г.р., ФИО6, ... г.р., ФИО7, ... г.р. Договор заключен на срок с ... года до ... года (л.д. ...).
В соответствии с дополнительным соглашением от ... года к договору передачи жилого помещения во временное пользование от ... года, заключенным между КУМИ Администрации города Шадринска, в лице заместителя главы Администрации города Шадринска, руководителя КУМИ ФИО12, с одной стороны, и ФИО1, ... г.р., именуемая в дальнейшем «поднаниматель», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем. Согласно заявлению ФИО1 стороны пришли к соглашению продлить действие договора передачи жилого помещения во временное пользование от ... года на проживание в комнате № ... квартиры № ... по ул. ..., общей площадью ... кв.м. сроком с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии с дополнительным соглашением от ... года к договору передачи жилого помещения во временное пользование от ... года, заключенным между КУМИ Администрации города Шадринска, в лице заместителя главы Администрации города Шадринска, руководителя КУМИ ФИО12, с одной стороны, и ФИО1, ... г.р., именуемая в дальнейшем «поднаниматель», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем. Согласно заявлению ФИО1 стороны пришли к соглашению продлить действие договора передачи жилого помещения во временное пользование от ... года на проживание в комнате № ... квартиры № ... по ул. ..., общей площадью ... кв.м. сроком с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии с дополнительным соглашением от ... года к договору передачи жилого помещения во временное пользование от ... года, заключенным между КУМИ Администрации города Шадринска, в лице заместителя главы Администрации города Шадринска, руководителя КУМИ ФИО12, с одной стороны, и ФИО1, ... г.р., именуемая в дальнейшем «поднаниматель», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем. Согласно заявлению ФИО1 стороны пришли к соглашению продлить действие договора передачи жилого помещения во временное пользование от ... года на проживание в комнате № ... квартиры № ... по ул. ..., общей площадью ... кв.м. сроком с ... года по ... года (л.д. ...).
В соответствии с адресным листком убытия формы № ..., ФИО1, ... г.р., была зарегистрирована по месту жительства с ... года по ... года по адресу: г.Шадринск, ул.... Снята с учета ... года (л.д. ...).
ФИО1 ... года обратилась с заявлением в ФГУСЗН по г. Шадринску к ФИО11 о назначении ей единовременного пособия про рождении ребенка, ежемесячного пособия на ребенка, о выдаче удостоверения многодетной семьи, (л.д. ...).
В соответствии со справкой № 236 от ... года., выданной ООО «...» по месту требования ФИО1, ... г.р. в том, что она проживает и зарегистрирована в г. Шадринске по ул. .... (л.д. ...).
В соответствии со справкой о рождении № от ... года у ФИО8, родившегося ... года., в графе сведения о родителях: указана мать: ФИО1, в графе отец указан ФИО9. Составлена запись акта о рождении № от ... года Место государственной регистрации: отдел ЗАГС Администрации г.Шадринска Курганской области (л.д. ...).
В соответствии с адресной справкой от ... года, по имеющимся сведениям отдела УФМС России по Курганской области в г. Шадринске и Шадринском районе, гр. ФИО1, ... г.р., снят с регистрационного учета по месту жительства внутри города на ул...., была зарегистрирована с ... года по адресу: г. Шадринск ул..... Зарегистрирована по месту пребывания с ... года до ... года по адресу: г. Шадринск, ул. .... (л.д. ...).
Согласно копий трудовых книжек заявитель в период с ... года работала в организациях г. Шадринска Курганской области (л.д. ...).
Согласно копий справок из учебных заведений, несовершеннолетние дети заявителя постоянно обучались в школах г. Шадринска Курганской области (л.д. ...).
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), действие настоящего Закона распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Курганской области.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), настоящим Законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки беременных женщин и семей, имеющих детей:
1) выплата ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях Курганской области в ранние сроки беременности (до 12 недель)
2) выплата единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка
3) обеспечение льготного проезда одному из родителей
4) выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье (в ред. Законов Курганской области от 30.11.2007 N 312, от 01.12.2008 N 418)
5) предоставление субсидии для улучшения жилищных условий (приобретения или строительства жилья, в том числе индивидуального) при рождении (усыновлении) одновременно трех и более детей (пп. 5 в ред. Закона Курганской области от 28.06.2013 N 49)
6) предоставление регионального материнского капитала в виде:
- единовременного пособия при рождении (усыновлении) одновременно двух и более детей
- единовременной выплаты при рождении третьего или последующего ребенка (далее также - единовременная выплата) (пп. 6 в ред. Закона Курганской области от 28.06.2013 N 49)
7) предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей (далее также - ежемесячная денежная выплата) (пп. 7 введен Законом Курганской области от 31.10.2012 № 55 в ред. Законов Курганской области от 04.06.2013 № 36, от 28.06.2013 № 49).
В соответствии со статьёй 4 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в размере ... рубль, (в ред. Законов Курганской области от 05.10.2007 N 289, от 10.11.2008 N 410, от 06.10.2011 N 63). В случае рождения (усыновления) двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения (усыновления) ребенка. В случаях смерти ребенка на первой неделе жизни или рождения мертвого ребенка пособие не назначается.
В соответствии со статьёй 6-2 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), предусмотрена единовременная выплата при рождении в семье третьего или последующего ребенка (введена Законом Курганской области от 31.10.2012 № 55). Право на единовременную выплату имеют женщины, родившие третьего или последующего ребенка с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года. При определении права на единовременную выплату не учитываются дети, в отношении которых женщины, указанные в пункте 1 настоящей статьи, были лишены родительских прав, а также дети, умершие на первой неделе жизни или мертворожденные. Размер единовременной выплаты составляет ... рублей. Единовременная выплата предоставляется однократно.
В соответствии со статьёй 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), предусмотрена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (в ред. Закона Курганской области от 28.06.2013 № 49), (введена Законом Курганской области от 31.10.2012 № 55).
В соответствии с ч. 1 ст. 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей на каждого рожденного после 31 декабря 2012 года и проживающего совместно с ним третьего ребенка или последующих детей в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Курганской области в среднем за месяц с начала года (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области), сложившегося в месяце, предшествующем месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, (в ред. Закона Курганской области от 28.06.2013 № 49).
В соответствии с ч. 2 ст. 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня рождения ребенка и до достижения им возраста трех лет в случае, если обращение за указанной выплатой последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
В случае если обращение последовало по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная денежная выплата предоставляется за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до дня, в котором подано заявление о предоставлении ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с ч. 3 ст. 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка. Дети, в отношении которых родители, указанные в пункте 1 настоящей статьи, были лишены родительских прав, а также дети, умершие на первой неделе жизни или мертворожденные, при определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются, (п. 3 в ред. Закона Курганской области от 28.06.2013 № 49).
В соответствии с ч. 4 ст. 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), ежемесячная денежная выплата предоставляется в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в Курганской области.
В соответствии со статьёй 7 Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.02.2007 № 2079), порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки беременным женщинам и семьям, имеющим детей, предусмотренных настоящим Законом, устанавливается постановлениями Правительства Курганской области, (в ред. Закона Курганской области от 05.10.2007 № 289). Меры социальной поддержки беременным женщинам и семьям, имеющим детей, предусмотренные настоящим Законом, финансируются за счет средств областного бюджета.
Постановлением от 24.12.2012 г. № 652 «Об утверждении порядков предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка и ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям» утверждены порядки предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей (далее - Порядки).
В соответствии с приложением 1 «Порядок предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка» к Постановлению Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 652 "Об утверждении Порядков предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей", настоящий Порядок предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка (далее - Порядок) регулирует вопросы предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка (далее - единовременная выплата).
Право на единовременную выплату имеют женщины, родившие третьего или последующего ребенка с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года и постоянно проживающие совместно с детьми на территории Курганской области.
В соответствии с приложением 2 «Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям» к Постановлению Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 652 "Об утверждении Порядков предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей ", настоящий Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям (далее - Порядок) регулирует вопросы предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка (далее - ежемесячная денежная выплата).
Указанные в приложениях порядки не устанавливают такого обязательного требования к заявителю, как наличие постоянной регистрации на территории Курганской области, а связывают право на получение денежных выплат с фактом постоянного проживания на территории Курганской области.
Таким образом, вопреки доводам отдела социальной защиты, действие Закона Курганской области от 09.03.2007 № 232 (ред. от 05.11.2013) "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области" распространяется на всех лиц, проживающих на территории Курганской области, а не только на лиц, постоянно зарегистрированных на территории Курганской области.
При этом, необходимо отметить, что ФИО1 постоянно проживает на территории г.Шадринска Курганской области с ... года:
- ... г. по ... г. она была зарегистрирована и проживала по адресу: г. Шадринск, ул....,
- в период с ... г. по ... г. она была постоянно зарегистрирована по адресу: г. Шадринск, ул....,
- в настоящее время проживает по адресу: г. Шадринск, ул...., на основании договора социального найма жилого помещения от ... года по месту пребывания имеет регистрацию.
Кроме того, согласно копий трудовых книжек заявитель в период с ... года работала в организациях г. Шадринска Курганской области (л.д. ...), а также согласно копий справок из учебных заведений, несовершеннолетние дети заявителя постоянно обучались в школах ... (л.д. ...).
Все указанные обстоятельства свидетельствуют о факте постоянного проживания заявителя на территории ....
Отделом социальной защиты населения не оспаривается факт постоянного проживания ФИО1 на территории г.Шадринска Курганской области, однако указанный факт привязывается к постоянной регистрации. По мнению Отдела именно факт постоянной регистрации определяет факт постоянного проживания, с чем согласиться нельзя.
Согласно статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ), в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий, (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 №302-Ф3).
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с пунктом 2 постановления от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Анализ указанных выше норм в совокупности с позицией Конституционного суда, выраженной в Постановлении от 02.02.1998 года № 4-П позволяет сделать вывод о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свободы граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, законами Российской Федерации, и законодательствами субъектов Российской Федерации. Регистрация является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основании других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Таким образом, отсутствие у неё постоянной регистрации на территории г.Шадринска, учитывая, что она постоянно проживает на территории г.Шадринска, не лишает её права на получение денежных средств, предусмотренных Законом Курганской области.
Следовательно, отказ отдела социальной защиты в назначении к выплате денежных средств, предусмотренных Законом Курганской области, в связи с рождением 3-го и последующих детей ФИО1, является незаконным.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», вопросы возмещения судебных расходов решаются в соответствии с Главой 7 ГПК РФ, судебные расходы подлежат возмещению органом, действия которого обжалуются в суде.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, в пользу которого состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные расходы по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплате услуг представителя в разумных пределах.
Для получения юридической консультации, подготовки настоящего искового заявления и всех необходимых документов для обращения в суд, а также ведения дела в суде, заявитель была вынуждена обратиться за юридической помощью. Стоимость юридических услуг составила ... рублей.
Суд полагает, что данные расходы являются обоснованными, однако подлежат частичному взысканию исходя из разумных пределов, сложности дела, времени его рассмотрения, в сумме ... руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать действия филиала Главного управления социальной защиты Курганской области - Отдела социальной защиты населения по городу Шадринску, выразившиеся в отказе в начислении денежных средств, незаконными.
Возложить на филиал Главного управления социальной защиты Курганской области - Отдела социальной защиты населения по городу Шадринску обязанность назначить ФИО1 денежные выплаты, предусмотренные Законом Курганской области от 09.03.2007 г. № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» при рождении 3-го и последующих детей, а именно денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. 4, 6-2, 6-3 Закона Курганской области от 09.03.2007 г. № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области».
Взыскать в пользу ФИО1 с филиала Главного. управления социальной защиты Курганской области - Отдела социальной защиты населения по городу Шадринску расходы на оказание юридических услуг в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Судья И.С. Воронцов