ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7163/2016 от 05.04.2017 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2- 817/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2017 года гор. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи Артюховой Э.В.,

при секретаре Ковалевой Е.И.,

с участием истца Рожкова П.М.,

представителя ответчика по доверенности Логвенок М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожкова П.М. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании права на получение пенсии и взыскании назначенной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Рожков П.М. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что в период с <дата> по <дата> он замещал государственную должность Брянской области - Уполномоченный по правам человека в Брянской области, что подтверждается Постановлениями Брянской областной Думы № 4-2034 от 25.12.2008 и № 5-1536 от 28.11.2013.

В соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005г. № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» Рожкову П.М. была назначена пенсия за выслугу лет с <дата> в размере <...>

Письмом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 29.12.2015 за исх. № 8278 истец был извещен о прекращении выплаты ему пенсии со 02 декабря 2015 года в связи с признанием недействующим Закона Брянской области от 28.12.2005 №102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» области на основании Определения Верховного Суда РФ от 02.12.2015 № 83-АПГ15-15.

Истец указывает, что действия Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области являются незаконными, так как законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) категориям граждан замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федераций», статьей 26.3-1Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В рамках реализации указанных правовых норм Брянской областной Думой 21 декабря 2005 года принят Закон Брянской области № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», утвержденный Губернатором Брянской области 28 декабря 2005 года.

Истец полагает, что назначенная ему пенсия была установлена в рамках действующего законодательства Брянской области, которое не противоречило законодательству Российской Федерации, что и подтвердил Верховный Суд Российской Федерации по делу № 83-АПГ15-15 от 2 декабря 2015 года, указав в своём определении, частично удовлетворив требования прокуратуры признавая, что Закон Брянской области № 102-3 применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права граждан.

Закон Брянской области от 28.12.2005 № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признан утратившим силу Законом Брянской области от 01.03.2016 № 6-3 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов и положений законодательных актов Брянской области». Данный Закон вступил в силу с 1 марта 2016 года после его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации.

В связи с тем, что Закон Брянской области от 28.12.2005 № 102-3 являлся действующим вплоть до 1 марта 2016 года, то прекращение выплаты пенсии истцу со 2 декабря 2015 года на основании судебного постановления является необоснованным действием.

Кроме того, в определении Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года обращено внимание на то обстоятельство, что признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.

Соответственно, ограничение применения Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» в части нераспространения его на отношения по пенсионному обеспечению, возникшим после 02.12.2015 г., не могут быть применены по отношению к лицам, пенсия которым была назначена ранее указанной даты.

Таким образом, как полагает истец действия ответчика по прекращению выплаты ему пенсии за выслугу лет не соответствуют действующему правовому регулированию пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности субъекта РФ. В связи с этим, истец считает, что ему причинен ущерб в виде невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года, который составляет <...> (за декабрь 2015 - <...> (<...> - <...>) + за 12 месяцев х <...>(ежемесячный размер пенсии).

С учетом вышеизложенного, истец просил суд:

Признать за истцом право на пенсию за выслугу лет и обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить выплату ему указанной пенсии со 02 декабря 2015 года в размере <...> в месяц в плоть до даты вступления в силу нормативного акта, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Брянской области.

Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области произвести выплату истцу пенсии за период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года в размере <...>.

Определением суда в качестве третьего лица был привлечен Департамент финансов Брянской области.

В судебном заседании Рожков П.М. уточнил исковые требования, в части периода и общей суммы взыскания, указав, что с декабря 2015 года по февраль 2016 года общая сумма невыплаченной пенсии должна составлять в соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005 №102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» <...>, а с 01 марта 2016г. по 01 апреля 2017г. общая сумма не выплаченной пенсии должна составлять в соответствии Законом Брянской области от 28.02.2017г. № 12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» <...> Т.е. за период с 02.12.2015г. по 01.04.2017г. всего сумма невыплаченной пенсии составляет <...>

Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Логвенок М.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что 12 марта 2017 года вступил в законную силу Закон Брянской области от 28.02.2017г. № 12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». Согласно пункту 4 статьи 10 лицам, которым на день вступления в силу Закона №12-3 была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года №102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2-4, 7 Закона №12-3. Статьями 2-4 Закона №12-3 предусмотрены условия установления и порядок исчисления пенсии за выслугу лет. В соответствии со статьей 7 перерасчет размера пенсии по заявлению лица, замещавшего государственную должность Брянской области, может производиться органом социальной защиты области. Учитывая данные нормы указанного закона, департаментом сделаны запросы в органы исполнительной власти о предоставлении справки о размере среднемесячного заработка, а также 13 марта 2017 года направлены письма получателям с бланком заявления о перерасчете назначенной пенсии. На сегодняшний день заявление о перерасчете пенсии от Рожков П.М. не поступало.

Представитель Департамента финансов Брянской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным, что позволяет суду в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно 3.1. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Указом Президента РФ от 16.08.1995 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

Законом Брянской области от 28.12.2005 N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» (далее Закон Брянской области от 28.12.2005 N 102-З) были установлены положения регулирующие основания возникновения права на пенсию для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, а также порядок ее назначения и выплаты.

В силу ч.1 ст.1 Закона Брянской области от 28.12.2005 N 102-З право на пенсию имеют лица, на день вступления в силу настоящего Закона и позднее замещавшие предусмотренныеУставомБрянской области государственные должности Брянской области и получавшие денежное содержание за счет средств областного бюджета.

Согласно ч.1,2 ст. 6 Закона Брянской области от 28.12.2005 N 102-З пенсия устанавливается руководителем соответствующего государственного органа Брянской области со дня подачи лицом, замещавшим государственную должность Брянской области, письменного заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с государственной должности Брянской области, назначения государственной пенсии.

По результатам рассмотрения заявления руководитель соответствующего государственного органа Брянской области принимает решение об установлении пенсии.

Из материалов дела следует, что Рожков П.М. с <дата> по <дата> замещал государственную должность Брянской области - Уполномоченный по правам человека в Брянской области, на основании Постановлений Брянской областной Думы № 4-2034 от 25.12.2008г.

В соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005 № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» Рожкову П.М. была назначена пенсия за выслугу лет с <дата> в размере <...>

Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признан недействующим с момента вступления решения суда в силу, т.е. со 02.12.2015г.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 01.03.2016 N 6-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов и положений законодательных актов Брянской области" Закон Брянской области от 28 декабря 2005 года N 102-З признать утратившими силу.

В связи с данными обстоятельствами ответчиком выплата пенсии Рожкову П.М. была приостановлена со 02.12.2015г.

Новым Законом Брянской области от 28.02.2017 N 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», принятым Брянской областной Думой 21.02.2017 г. (далее Закон Брянской области от 28.02.2017 N 12-З) были установлены положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета, возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области.

Данный закон вступил в силу с 12 марта 2017г.

В силу ч.1 ст. 2 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата (далее - пенсия), право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Брянской области (за исключением мировых судей), в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением полномочий по государственной должности Брянской области при достижении установленной настоящим Законом выслуги лет при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, пенсия устанавливается при сроке замещения государственной должности Брянской области от трех до десяти лет - 55 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности без предъявления требований к стажу государственной службы. В случае наличия у лица, замещавшего государственную должность Брянской области от трех до десяти лет, стажа государственной службы свыше двадцати лет - 60 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности, свыше двадцати пяти лет - 65 процентов среднемесячного заработка, свыше тридцати лет - 75 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности;

Максимальный размер пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, не может превышать 0,5 величины денежного содержания по соответствующей государственной должности Брянской области, установленного в соответствии с законодательством Брянской области. (подп.2 п.2 ст. 2 Закона от 28.02.2017 N 12-З)

Согласно ст. 6 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З при получении документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 настоящего Закона, орган социальной защиты области в месячный срок осуществляет их проверку и определяет размер пенсии.

О принятом решении орган социальной защиты области уведомляет заявителя и государственный орган Брянской области, принявший решение об установлении пенсии.

Выплата пенсии возобновляется решением о возобновлении выплаты пенсии, принимается органом социальной защиты области не позднее 14 дней со дня поступления такого заявления в орган социальной защиты области.

Как следует из материалов дела, размер денежного содержания Рожкова П.М. рассчитан в соответствии с положениями статьи 2 Закона Брянской области от 12.10.2005 N 74-З (ред. от 07.11.2013) "Об оплате труда и иных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Брянской области" вместе с "Положением об оказании материальной помощи лицам, замещающим государственные должности Брянской области" и составил <...>

Согласно представленных ответчиком расчетов размер пенсии за выслугу лет Рожкова П.М. в соответствии с Законом Брянской области от 28.02.2017г. № 12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» должен составлять <...> в месяц.

Войдя в обсуждения правомерности применения ответчиком Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З, суд принимает во внимание, что согласно пункта 2 статьи 10 названного закона его действие распространяются на правоотношения, возникшие после 02 декабря 2015 года.

Как следует из пункта 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2 - 4, 7 настоящего Закона.

Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Учитывая, что пунктом 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие, суд приходит к выводу о том, что Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области правомерно применен новый Закон и произведен расчет пенсии за выслугу лет Рожкову П.М. со 02.12.2015г. в соответствии положениями Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З.

Поскольку Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», в соответствии с которым Рожкову П.М. была ранее начислена пенсия за выслугу лет, признан недействующим, ответчик не имел законного основания для его применения со 02.12.2015г., так как на тот момент отсутствовал закон регулирующий расчет пенсии, следовательно, действия ответчика связанные с приостановлением выплаты истцу пенсии за выслугу лет являются законными.

Доводы истца о сохранении установленного ранее размера пенсии до 01.03.2016г., т.е. до признания утратившим силу Закона Брянской области от 28 декабря 2005 года N 102-З не могут быть приняты судом, поскольку по правилам части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты, в данном случае со 02.12.2015 года.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года о разъяснении определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015г. по делу №83-АПГ15-15 об отмене решения Брянского областного суда от 11.09.2015г. и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований прокурора Брянской области и признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Брянской области от 28.12.2005г. №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.

Поскольку, судебный акт, принятый на основании положении ст. 185 КАС РФ, не является нормативным документом, обязывающим ответчика применять его к правоотношениям по расчету пенсии, довод истца о применении данных разъяснений является ошибочным, не основанным на нормах права.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика о не возобновлении выплаты пенсии Рожкову П.М. в связи с отсутствием соответствующего заявления истца, поскольку право истца на пенсию по вышеуказанным основаниям возникло до вступления в действие Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З на основании прежнего Закона Брянской области от 28 декабря 2005г. N 102-З, а именно с 03 декабря 2013 года.

Следовательно, ответчик обязан возобновить выплату пенсии Рожкову П.М. в размере <...> ежемесячно, а так же произвести выплату пенсии за период со 02.12.2015г. по 31 марта 2017г., согласно расчета представленного ответчиком и проверенного судом, в сумме <...>

Поскольку право истца на пенсию за выслугу лет уже установлено и не нарушено, не оспаривается ответчиком, устанавливать его посредством судебного акта не имеется оснований, в связи с чем исковые требования о признании за истцом права на пенсию за выслугу лет не подлежат удовлетворению.

Из изложенного следует, что иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рожкова П.М. - удовлетворить частично.

Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить Рожкову П.М. выплату пенсии за выслугу лет в размере <...> ежемесячно со 02.12.2015г. и произвести выплату пенсии за период со 02.12.2015г. по 31 марта 2017г. в размере <...>

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в порядке апелляции через суд Советского района города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Э.В. Артюхова

Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2017 года.

Мотивированное решение составлено 10 апреля 2017 года.