ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-716/18 от 17.12.2018 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 17.12.2018 г.

Копия

Дело № 2-716/2018

УИД 66RS0039-01-2018-000969-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги «10» декабря 2018 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре судебного заседания Тепикиной В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-716/2018 по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальных услуг рабочий поселок Бисерть» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование требований указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства.

В результате проверки установлено, что ответчик в нарушение требований закона осуществляет использование водного объекта – реки Бисерть на расстоянии 165 км от устья для целей сброса сточных и дренажных вод, в которых содержатся загрязняющие вещества, в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.

Просил суд: признать незаконными действия МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» по осуществлению сброса сточных вод в р. Бисерть в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; обязать МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимый для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-4) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда для рассмотрения в рамках настоящего гражданского дела приняты уточненные требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 89-90), в которых таковой просил:

- признать незаконными действия МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» по осуществлению сброса сточных вод в р. Бисерть в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;

- обязать МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду согласно п.п. 18, 19 Приказа Минприроды России от 09.01.2013 г. № 2: заявление; согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы; отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нижнесергинского района Мамай А.В., действующий по поручению прокурора Нижнесергинского района и Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области (л.д. 91-92) заявленные требования с учетом уточнений поддержал, мотивировал доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представители ответчика МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» по доверенностям (л.д. 93, 94) Вертипрахов А.С., Панфилова Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями фактически согласились, не оспаривали факт сброса предприятием сточных вод в р. Бисерть с превышением предельно допустимых норм. Указали на недостаточность срока устранения нарушений, указанного в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что с 01.01.2019 г. в ФЗ «Об охране окружающей среды» будут внесены изменения в том числе, касающиеся нормативов допустимых сбросов, которые не нужно будет рассчитывать для объектов 3 категории, которым является и предприятие-ответчик, которое не сбрасывает в водный объект вещества 1 и 2 класса опасности. Кроме того предприятие и его руководитель уже наказаны за противоправные действия по нарушению водного законодательства, штрафы оплачены, предприятием предпринимаются меры по устранению нарушений путем строительства в 2019 г. новых очистных сооружений. Представили отзыв аналогичного содержания (л.д. 95).

Представитель третьего лица департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не известил, отзыв не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, в том числе, при использовании водных объектов для целей сброса сточных и (или) дренажных вод (ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).

Из системного анализа положений ст.ст. 1 и 3, 22 и 23 Федерального закона «О охране окружающей среды», ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации следует, что наличие у водопользователя утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти, на сброс загрязняющих веществ в водный объект является одним из обязательных условий использования им водного объекта.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бисертского городского округа МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» (л.д. 64-74, 75, 76, 96-101, 103-109, 110) на праве хозяйственного ведения переданы, в том числе, объекты водоотведения п. Бисерть (л.д. 48-58).

Канализационные очистные сооружения биологической очистки (л.д. 59-63), эксплуатируемые МУП «ЖКХ р.п. Бисерть», ДД.ММ.ГГГГ поставлены на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 25)

На основании решения (л.д. 15-24, 111-115) Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области N 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2017-01953/00 от 16.05.2017 г., действующего по 30.11.2020 г., ответчик использует водный объект – реку Бисерть на расстоянии 165 км от устья при осуществлении своей деятельности, а именно для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод.

МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области согласован график выпуска (сброса) сточных вод (л.д. 26), в июне 2017 г. разработана и согласована с Нижне-обским БВУ по Свердловской области схема систем водопотребления и водоотведения (л.д. 27), вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 28-29).

В сбрасываемых МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» сточных водах содержатся загрязняющие вещества – аммиак и аммоний, нефтепродукты, полифосфаты, нитриты, нитраты, а также иные вещества (л.д. 30-42). Вместе с тем, в нарушение приведенных требований законодательства ответчиком не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Бисерть. Кроме того, сброс загрязняющих веществ в реку в нарушение требований п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и порядка, установленного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 г. N 2, производится МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» в отсутствие соответствующего разрешения.

Допущенные ответчиком в процессе своей уставной деятельности (л.д. 64-74, 96-101, 103-109), оказывающей негативное влияние на окружающую среду, нарушения обязательных требований природоохранного законодательства были установлены проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой, не отрицаются ответчиком (л.д. 11-13, 14), не опровергнуты в ходе разбирательства дела.

Кроме того, МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» и руководитель предприятия в настоящее время привлечены к административной ответственности по ст. 8.14 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 77-83, 116-122, 123-129) за нарушение в период до сентября 2018 г. правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Установив приведенные обстоятельства, учитывая, что сброс вод без соответствующего разрешения, а также в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект ставит под угрозу экологическое благополучие населения и окружающей среды, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» законодательства в области охраны окружающей среды.

Доводы представителей ответчика о том, что в настоящее время проводится работа по строительству новых очистных сооружений (л.д. 132-138, 139-147), что в 2019 г. изменится законодательство, касающееся нормативов допустимых сбросов, не могут быть признаны состоятельными, поскольку установлено и ответчиком не оспаривается, что в настоящее время пользование водным объектом осуществляется в нарушение требований действующего законодательства. Кроме того, в редакции от 31.12.2017 г. Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» такое понятие как нормативы допустимых сбросов остается, сведений о том, что предстоящие изменения повлияют на предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ, установленных административным регламентом, утвержденным Приказом № 2 от 09.01.2013 г. Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, новая редакция указанного выше закона не содержит.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (п. 2 ст. 22 указанного Федерального закона).

Согласно п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Пунктом 3 ст. 23 указанного Федерального закона закреплено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.

Уполномоченным органом по установлению лимитов на сбросы веществ и выдаче разрешений в Свердловской области является Департамент Росприроднадзора по УрФО.

Приказом Минприроды России от 09.01.2013 г. № 2 утвержден Административный регламент, в котором определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Пунктом 13 Административного регламента закреплено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.

Согласно п. 14 Административного регламента при наличии утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и при условии, что достижение нормативов допустимого сброса обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.

Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено определение в разрешении допустимых концентраций для двух категорий веществ: для веществ, в отношении которых природопользователь может на момент оформления разрешения обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса. В таком случае значения допустимых концентраций в разрешении равны значениям в утвержденных нормативах допустимого сброса; для веществ, в отношении которых природопользователь не может на момент оформления разрешения обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса. В таком случае природопользователю территориальным органом Росприроднадзора устанавливается лимит разрешенного сброса веществ. При этом природопользователь обязан согласовать в территориальном органе Росприроднадзора план снижения сбросов, предусматривающий поэтапное снижение концентраций веществ в сточных водах до уровня установленного норматива допустимого сброса.

В случае установления природопользователю лимитов, разрешение на сбросы выдается на один год. Ежегодно для получения нового разрешения с установленными лимитами природопользователь должен отчитываться перед территориальным органом об исполнении плана снижения сбросов.

В п. 19 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы, а именно:

- согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимого сброса по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно приложению N 3 к Административному регламенту (в случае если их достижение заявителем не обеспечивается);

- отчет о выполнении указанного плана согласно приложению N 4 к Административному регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;

- предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный норматив допустимого сброса не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимого сброса.

Ответчиком не оспаривается и материалами дела подтверждено, что МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» в Департамен заявление о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект с приложением полного пакета документов, предусмотренных п. 19 Административного регламента не подано, план снижения сбросов загрязняющих веществ не разработан, отчет о выполнении плана по снижению сбросов загрязняющих веществ, который является основным обязательным документом, подтверждающим выполнение плана уменьшения сбросов, и предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу отсутствуют.

В связи с чем необходимо обязать МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду согласно п.п. 18, 19 Приказа Минприроды России от 09.01.2013 г. № 2: заявление; согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы; отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный норматив допустимых сбросов не достигается.

При этом согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для устранения допущенных нарушений, указанный прокурором в исковом заявлении (в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу), является достаточным, поскольку осуществление ответчиком деятельности по сбросу вредных веществ в водный объект без разрешения, полученного в установленном порядке, является противоправным, это нарушение с учетом значимости рассматриваемого вопроса, требует устранения в возможно кратчайшие сроки.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При удовлетворении исковых требований к МУП «ЖКХ р.п. Бисерть» с последнего подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальных услуг рабочий поселок Бисерть» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, удовлетворить.

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальных услуг рабочий поселок Бисерть» (ИНН 6646014785) по осуществлению сброса сточных вод в реку Бисерть в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, незаконными.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальных услуг рабочий поселок Бисерть» (ИНН 6646014785) в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду согласно п.п. 18, 19 Приказа Минприроды России от 09.01.2013 г. № 2:

- заявление;

- согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;

- отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;

- предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный норматив допустимых сбросов не достигается.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальных услуг рабочий поселок Бисерть» (ИНН 6646014785 6619017667) в местный бюджет государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Г.А. Глухих