Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2018 года
Дело № 2-716/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2018 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.
при секретаре Павловой В.К.
с участием истца ФИО3
представителя ответчика ФИО4
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к АО «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту- ответчик, АО «МЭС») о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований, а также в судебных заседаниях истец указал, что зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: г***, которая принадлежит на праве собственности его несовершеннолетней дочери ФИО1
В 2008 году по согласованию с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск в жилом помещении истца проведены работы по демонтажу водяной системы отопления и установке электрической системы отопления. Решение о согласовании переустройства жилого помещения от апреля 2008 года АО «МЭС» не обжаловалось.
04 мая 2008 года им были направлены заявления в управляющую компанию МУП «СЖКХ» и в компанию, поставляющую тепловую энергию и выставляющую ранее счета – МУП «Североморские теплосети» с просьбой выставлять счета за остаточное водяное отопление, согласно прилагаемого типового расчета остаточного водяного отопления. Таким образом, в договор теплоснабжения, при согласовании сторон, были внесены изменения в части величины (размера) тепловой энергии потребляемой в спорной квартире. Выставляемые, начиная с мая 2008 года, счета подтверждают согласие поставщика коммунальной услуги на оплату потребляемого водяного отопления в размере 16,3% (исходя из потребляемого остаточного водяного отопления и расходов на общие домовые нужды).
С указанного времени истец на основании договора, заключенного с МУП «Североморские теплосети» на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, оплачивал коммунальную услугу «отопление» исходя из расчета остаточного отопления в размере 16,3% от полной стоимости услуги (339,92 руб. х 100%/2086,29 руб. = 16,3%), что не противоречит подп. «а» п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года (далее - Правила).
Однако с 01 июня 2015 года ответчик начал выставлять истцу платежные документы исходя из действующих нормативов по услуге «отопление». На претензию истца ответчик сообщил, что начисления производятся в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Вместе с тем, полагает, что отсутствие в Правилах порядка начисления платы за тепло в квартирах с иным видом отопления не является основанием для начисления платы за водяное отопление в полном объеме. Поскольку указанным Порядком расчет платы за тепло в квартирах с иным видом отопления не предусмотрен, то необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Привел довод о том, что в соответствии с ч.1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, вместе с тем, с 01 июня 2015 года АО «МЭС» начал выставлять счета за тепловую энергию в размере 100%, при этом, он, как потребитель, согласие на изменение договора резервного теплоснабжения АО «МЭС» не давал.
В настоящее время предоставляемая АО «МЭС» услуга стала не соответствовать условиям договора, о которых поставщик был поставлен в известность потребителем при заключении договора от 2008 года.
Указал, что 27 января 2018 года им в 100% размере оплачены счета за остаточное отопление и горячую воду по состоянию на 01 января 2018 года.
Высказал суждение, что АО «МЭС» должно доказать поставку в его квартиру услуги по водяному отоплению в полном объеме при срезанных радиаторах отопления, а также тот факт, что решение о согласовании переустройства жилого помещения, выданное КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск от 17 апреля 2008 года является незаконным.
На основании изложенного, со ссылками на положения статей 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, учитывая, что законодательством какого –либо запрета на переход на электроотопление не предусмотрено, просил суд признать ответчика нарушившим право потребителя на получение необходимого количества тепловой энергии в размере 10,5%, обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление с 01 февраля 2015 года по 01 февраля 2018 года на сумму 68834,15 руб. исходя из 10,5%.
Дополнительно в судебном заседании истец указал, что в 2008 году договор между ним и МУП «Североморские теплосети» (поставщиков услуги) на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в письменном виде не заключался, однако поскольку поставщик выставлял ему счета на оплату поставляемой услуги исходя из 16,3%, полагал, что имеет место устный договор между поставщиком и потребителем.
Также в материалы дела им представлены расчеты тепловой энергии исходя из остаточного водяного отопления, поставляемого в его квартиру, в одном из которых используются величина кВт, а в другом Гкал, полагал, данные расчеты подлежат применению при расчете поставляемой ему услуги по отоплению.
Привел довод о том, что на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в марте 2017 года была размещена информация о приостановлении АО «МЭС» выставление счетов на оплату коммунальной услуги по отоплению жилых помещений, переведенных на «электрообогрев», в соответствии со списками согласованными с администрациями муниципальных образований гп. Кандалакша, ЗАТО г. Североморск, начиная с марта текущего года до утверждения схем теплоснабжения. Вместе с тем, до настоящего времени ответчик выставляет ему счета исходя из предоставления услуги по отоплению в полном объеме. Кроме того, в 2009 году, на тот момент Председатель Правительства Российской Федерации, ФИО2 на заседании Президиума Правительства Российской Федерации высказался, что жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они получают.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что истцу обоснованно производится начисление за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, при этом каких-либо исключений для помещений, переведенных на электрообогрев, Правила не содержат. Система отопления многоквартирного дома является единой и взаимосвязанной, в связи с чем изменения в ней, произведенные в отдельно взятом жилом помещении, отражаются на теплопотреблении в других помещениях многоквартирного дома. Указала, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего оказания ему данной услуги, что являлось бы основанием для изменения размера платы за отопление в соответствии с вышеуказанными Правилами. Полагала, что представленные истцом расчеты остаточного теплопотребления не может быть принят за основу расчета платы за отопление, поскольку нормативы потребления устанавливаются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, истец либо иные лица, за исключением уполномоченных органов, не наделены полномочиями производить расчет теплопотребления для жилых помещений. При этом, расчет от 09 марта 2018 года произведен с использованием величины кВт, тогда как отопление измеряется в Гкал. Также указала, что пунктом 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» в целом предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случае, определенных схемой теплоснабжения.
Также полагала, что освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу «отопление» фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление в большем размере.
Относительно дополнительных доводов ответчика указала, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в силу действующего законодательства не вправе давать какие-либо указания АО «МЭС» по вопросу выставления счетов на оплату поставляемой ресурсной организацией (АО «МЭС») услуги по отоплению. При этом, услуга по отоплению поставляется АО «МЭС» в многоквартирный дом *** расположенный по адресу ***, в полном объеме, какое-либо переустройство квартиры истцом, не может свидетельствовать о том, что ему поставляется услуга не в полном объеме.
Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором подробно изложил позицию по иску. В частности указал, что разрешение на переустройство жилого помещения было получено истцом в установленном порядке, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не содержавшим запрет на данные действия. Полагал, что общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем. Вместе с тем, услуга по отоплению не может быть предоставлена в жилое помещение при отсутствии в нем нагревательных приборов, подключенных к системе центрального отопления.
Высказал суждение, что отказ в удовлетворении исковых требований возможен в случае предоставления АО «МЭС» достаточных и достоверных доказательств поставки АО «МЭС» потребителю коммунальной услуги по тепловой энергии в объеме, позволяющем поддерживать в жилом помещении нормативную температуру, а также наличие в спорной квартире возможности принимать поставленную тепловую энергию. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Представитель ООО «Североморскжилкомхоз» (далее – ООО «СЖКХ»), привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, ФИО5 в судебном заседании поддержала представленное в материалы дела мнение на исковое заявление, со ссылками на положения статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25, 36, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указала, что плата за коммунальную услугу тепловая энергия в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услугу «отопление» соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении и тд.) многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, в которых не оборудованы индивидуальные приборы учета тепловой энергии, Правилами № 354 не предусмотрено. Услуга по подаче тепловой энергии не может предоставляться автономно в каждое отдельное помещение многоквартирного дома. При этом, отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугой «отопление» внутри принадлежащих им помещений. Полагала, что право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг центрального отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома. Однако, прямого запрета на перевод квартиры в многоквартирном доме на автономное отопление действующее законодательство не содержит.
В целом в решении по существу спора полагалась на усмотрение суда.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица ФИО6, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, мнение по иску не представила.
Заслушав истца, представителей ответчика, третьего лица ООО «СЖКХ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются специальными правилами: до 01 сентября 2012 года – Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, после этой даты - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
На основании пп. «а» п. 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, как следует из частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ), плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом, что на основании свидетельства о государственной регистрации 51-АВ 476851 от 20 декабря 2014 года собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, является несовершеннолетняя ФИО1 года рождения. В жилом помещении зарегистрированы ФИО6 (мать собственника), ФИО3 (отец собственника), ФИО1
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, на основании решения КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск от 17 апреля 2008 года о согласовании переустройства жилого помещения в квартире стороны ответчиков проведены работы по переустройству жилого помещения.
Как следует из акта от 21 апреля 2008 года, составленного работниками ООО «ЖЭУ № 3», и акта приемки работ, выполненных по переустройству жилого помещения № 958, составленного 21 апреля 2008 года сотрудниками указанного Комитета, а также директором ООО «Североморскжилкомхоз» в ходе данного переустройства в соответствии с проектом, выданным ФГУП «110 ЭСВМФ» МО РФ (шифр 62/6-ЭТ) осуществлен демонтаж одного радиатор в комнате (10 секций), стояк закольцован диам. 25, одного радиатора в кухне (4 секции), полотенцесушитель в ванной. Стояки ЦО закольцованы и заизолированы стенофлексом. При выполнении работ отсутствуют отклонения от проектно-сметной документации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в квартире истца действительно демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы). Указанное обстоятельство не оспаривалось и ответчиком.
Согласно расчету отопления квартиры ***, выполненного в 21 апреля 2008 года МУП «Служба заказчика», при замене водяного отопления на электрическое остаточное тепло от стояков, расположенных в квартире, из объема тепла за год составляет 0,137 Гкал/мес или 224,65 руб. в месяц.
Вместе с тем, в 2008 году между истцом и ресурсоснабжающей организацией МУП «Североморские теплосети» договор на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в письменном виде не заключался, при этом в период с 2008 года по июнь 2015 года истцу выставлялись квитанции на оплату исходя из поступающего в квартиру остаточного тепла от стояков. Указанное не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
В дальнейшем снабжение многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе дома по месту проживания истца, и начисление платы за предоставленные коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» стало осуществлять ОАО (в настоящее время АО) «Мурманэнергосбыт».
Так, в соответствии с п.3.1. ст. 3 Устава АО «МЭС», утвержденного Единоличным решением единственного акционера ОАО «МЭС» б/н от 12 октября 2015 года, Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 15 июня 2011 года № 210-РП «О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении граждан-потребителей и осуществляет снабжение тепловой энергией многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе, в котором расположено жилое помещение ответчика. При этом организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и получающей платежи, является общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» на основании договора возмездного оказания услуг от 28 марта 2016 года № 17-16-30, заключенного с АО «Мурманэнергосбыт».
Пунктом 6 указанного Распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований г. Мурманск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО Александровск, гп. Никель, СП. Ура-Губа при утверждении схем теплоснабжения рекомендовано рассматривать ОАО «Мурманэнергосбыт» в качестве единой теплоснабжающей организации в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Во исполнение указанного распоряжения 27 июня 2011 года между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «Мурманэнергосбыт» заключен договор аренды № 285, на основании которого с даты передачи имущества, а именно с 01 октября 2011 года, ОАО «Мурманэнергосбыт» осуществляет эксплуатацию и обслуживание оборудования систем горячего водоснабжения.
В последующем заключен договор аренды имущества от 01 сентября 2015 года № 78/04/08-15-830 в целом дублирующий положения договора от 27июня 2011 года.
Также между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «МЭС» заключен договор на эксплуатацию оборудования от 07 июля 2011 года № 286. Согласно п.1.1 договора исполнитель обязуется по заданию заказчика, в соответствии с требованиями Правил и действующей нормативно –технической документацией выполнять работы и мероприятия по эксплуатации технологического, инженерного и ионного оборудования котельных, мазутного хозяйства, ЦТП, насосных, бойлерных, электро-, водотепловых сетей, зданий и сооружений, находящихся у заказчика в аренде по договору аренды имущества от 27 июня 2011 года № 285, а заказчик обязуется своевременно оплачивать выполненные исполнителем работы.
В последующем заключен договор на эксплуатацию оборудования от 01 сентября 2015 года № 78/04/08-15-831 в целом дублирующий положения договора от 07 июля 2011 года.
Таким образом, АО «МЭС», является исполнителем коммунальных услуг по отоплению, поставляющим тепловую энергию в жилой дом ***.
Из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что в период с 2008 года по июнь 2015 года истец производил оплату за отопление исходя из 0,137 Гкал/мес. Однако с июля 2015 года в платежных документах, выставляемых АО «Мурманэнергосбыт», стала указываться сумма оплаты, рассчитанная исходя из норматива потребления и площади жилого помещения истца. Обратившись к ответчику с просьбой произвести перерасчет по оплате за коммунальную услугу, истец получил отказ и разъяснение, что начисление осуществлено в соответствии с действующим законодательством. С данным отказом истец не согласен, полагая, что в связи с демонтажем приборов отопления в квартире у него имеется обязанность по оплате только остаточного потребления тепла в соответствии с расчетом, составленным МУП «Служба заказчика».
Однако, суд не может согласиться с данными доводами истца по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в числе прочих, коммунальную услугу по отоплению, то есть подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к Правилам № 354.
Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил.
Пунктом 42(1) Правил № 354 определен порядок размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в Приложении 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В судебном заседании установлено, что коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме в настоящее время в эксплуатацию не введен, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано, доказательств обратному суду не представлено.
Согласно формуле 2 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:
где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно данным Правилам нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с установленными категориями многоквартирных домов и жилых домов (пункт 11).
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).
В Мурманской области такие нормативы утверждены Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11 марта 2013 года № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», действующим с 01 января 2016 года в редакции Приказа от 22 января 2016 года № 9.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что действующее жилищное законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя при этом из утвержденных в установленном порядке нормативов. Иного порядка определения объема потребления коммунальной услуги по отоплению, а также невозможность применения утвержденных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев действующее законодательство не предусматривает. Наличие разрешения, полученного в установленном порядке, на установку электронагревательных приборов, в данном случае об обратном не свидетельствует.
Кроме того, действующее законодательство не относит к полномочиям исполнителей коммунальных услуг определение порядка расчета платы за коммунальные услуги.
В связи с указанным расчет остаточного теплопотребления, произведенный в 2008 году МУП «Служба заказчика», и представленный истцом, не может быть принят в качестве основания для расчета платы за потребленную тепловую энергию.
При этом суд также учитывает, что указанный расчет выполнен на основании Методических указаний по определению расходов топлива, энергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанными Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
Данные Методические указания содержат методики расчета расходов теплоты потребителями на отопление, на нагрев воды для горячего водоснабжения, вентиляцию; расхода теплоты на собственные нужды котельной; расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты источниками.
Приведены практические рекомендации и вспомогательные материалы для проведения расчетов и примеры расчетов.
Методические указания предназначены для использования инженерно-техническими работниками коммунальных теплоэнергетических предприятий при проведении расчетов по определению плановых расходов топлива, электроэнергии и воды при выработке теплоты и жилищно-коммунальных служб при определении планового теплопотребления жилищно-коммунальным сектором.
При этом, указанная методика расчета расхода топлива на котельных, примененная в расчете остаточного теплопотребления, представленном истцом, фактически не действует, в связи с принятием Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, МДК 4-05.2004.
Также суд не может принять представленный истцом расчет остаточного теплопотребления от 09 марта 2018 года на сумму 68834,15 руб., поскольку он произведен с использованием величин измерения (кВт), в которых количество тепла не измеряется.
Кроме того установлено, что представленными истцом расчетами определено количество остаточного тепла от стояков, проходящих через квартиру, однако не определена подлежащая оплате доля в отоплении на общедомовые нужды, расходы на которые собственник несет в силу действующего законодательства. Вместе с тем, оснований для освобождения собственников жилых помещений от несения обязанности по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды законом не предусмотрено.
Из исследованных судом доказательств следует, что квартира истца не лишена теплоснабжения как посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, с использованием которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, так и посредством теплоотдачи от проходящих в квартире истца стояков центрального отопления.
Таким образом, тот факт, что в квартире истца были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение жилого помещения прекратилось, а также что услуга по отоплению предоставляется ему ненадлежащего качества.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из лицевого счета №<***> в период с октября 2011 года по январь 2018 года по спорному жилому помещению имели место перерасчеты, которые производились, как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного заседания, в связи с отключением подачи услуги по отоплению.
Также суд не может принять во внимание ссылку истца на то обстоятельство, что поскольку Правилами № 354 расчет платы за тепло в квартирах с иным видом отопления не предусмотрен, то необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190-ФЗ).
В силу п.3 ст. 13 ФЗ № 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено ст. 16 указанного Федерального закона плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости. Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит регулированию для отдельных категорий социально значимых потребителей, перечень которых определяется основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и устанавливается как сумма ставок за поддерживаемую мощность источника тепловой энергии и за поддерживаемую мощность тепловых сетей в объеме, необходимом для возможного обеспечения тепловой нагрузки потребителя. Для иных категорий потребителей тепловой энергии плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности не регулируется и устанавливается соглашением сторон.
Вместе с тем ответчик не относится к категории социально значимых потребителей, а также иной категории потребителей тепловой энергии по инициативе которых произведено изменение тепловых нагрузок.
В силу ст. 1 ФЗ № 190-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
При этом согласно п. 9 ст. 2 ФЗ № 190-ФЗ закона под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Вопреки позиции ответчика, суд считает, что ответчик, являющийся собственником квартиры в многоквартирном доме, не подпадает под понятие «потребителя тепловой энергии» в том смысле, который заложен в названное определение Федеральным законом «О теплоснабжении».
Правила определения объема потребления энергоресурсов в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета (что имеет место в данном случае), регулируются специальными правовыми нормами (статьей 157 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание, что расчет платы за отопление истцу производится в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающими единый порядок расчета без каких-либо исключений для помещений с установленными электрообогревательными приборами, расчет выполняется исходя из установленного уполномоченным органом норматива потребления коммунальной услуги «отопление», оснований для перерасчета платы за данную услугу в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд приходит к выводу, что АО «МЭС» право ФИО3 на получение необходимого количества тепловой энергии не нарушено.
Таким образом, суд отказывает ФИО3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом иные доводы истца, приведенные им в ходе рассмотрения дела по существу, правового значения в разрешении спора не имеют.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителей, перерасчете платы за коммунальную услугу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Фомина