66RS0038-01-2019-001054-14 Дело №2-716/2019 Мотивированное решение составлено 25 сентября 2019 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Город Невьянск Свердловской области 20 сентября 2019 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Балакиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шибаковой Е.Ю., с участием: помощника Невьянского городского прокурора Баданова С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах Свердловской области, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №1 Невьянского городского округа о восстановлении денежных средств, установил: Невьянский городской прокурор в интересах .... обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа *** Невьянского городского округа (далее – ответчик, МБОУ СОШ *** Невьянского ГО) о возложении обязанности восстановлении неправомерно израсходованных средств в размере 907 794 рубля 16 копеек в бюджет ..... В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой изучен акт *** от 00.00.0000 Министерства финансов .... по результатам плановой выездной проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Невьянскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов за 2017-2018 годы, в отношении МБОУ СОШ *** Невьянского ГО. Установлено, что ответчик за счет предоставленной субсидии на создание современной образовательной среды для школьников произвел неправомерные расходы на оплату завышенных подрядчику ООО «ВестСтрой» объемов работ по укладке 6 444,9 кв.м линолеума на сумму 907 794 рубля 16 копеек (субсидии областного бюджета), которые просит восстановить в бюджет ..... Иск мотивирован со ссылками на ст. 69.1, 78.1, 158, 162 БК РФ, ст. 309, 746 ГК РФ. В ходе судебного разбирательства прокурор доводы иска поддержал. Представитель ответчика – МБОУ СОШ *** Невьянского ГО – о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, путем размещения 00.00.0000 соответствующей информации на сайте суда neviansky.svd@sudrf.ru (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 16 Постановления от 00.00.0000*** «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»); в заседание суда не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Заслушав прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующему. Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством. В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ). Согласно акту *** от 00.00.0000, подготовленному Министерством финансов .... по результатам плановой выездной проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Невьянскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов за 2017-2018 годы в отношении ответчика, установлено, что между Министерством образования .... и администрацией Невьянского городского округа заключено соглашение 00.00.0000*** о предоставлении субсидии в 2018 году на создание современной образовательной среды для школьников в отношении МБОУ СОШ *** Невьянского ГО в сумме 5 683 239 рублей, на условиях софинансирования из местного бюджета – 2 435 675 рублей. Общий объем бюджетных средств составил 8 118 914 рублей. В соответствии с пунктами 1.1, 3.4, 3.5 муниципального контракта от 00.00.0000***-ЭА-18 генеральный подрядчик, являющийся субъектом малого предпринимательства, обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту здания мастерских Ленина 5 с целью создания новых мест, в соответствии с проектной документацией, техническим заданием (Приложение ***, 2, 3), иными приложениями к контракту, а заказчик обязуется принять выполненные подрядные работы и оплатить их. Аванс условиями контракта не предусмотрен, оплата производится заказчиком подрядчику за выполненные работы по капитальному ремонту объекта. Согласно пункту 5 Порядка определения субсидий из бюджета Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п целевые субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, в которых определены объем и цель их предоставления. Согласно пункту 1 соглашений от 00.00.0000***, *** субсидии из областного и местного бюджетов предоставляются МБОУ СОШ *** Невьянского ГО на финансовое обеспечение расходов, на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. В соответствии с пунктами 2.3.1 соглашений от 00.00.0000***, 121 учреждение обязуется использовать субсидию по целевому назначению. Ответчиком приняты бюджетные обязательства путем заключения муниципального контракта от 00.00.0000***-ЭА-18 и тем самым подтверждена обязанность оплатить подрядчику фактически выполненные работы. Заключив муниципальный контракт 00.00.0000***-ЭА-18 с ООО «ВестСтрой», ответчик не принимал обязательств оплачивать подрядчику завышенные объемы работ. Объемы завышенных работ, принятые МБОУ СОШ *** Невьянского ГО по акту формы №КС-2 и справке формы №КС-3, содержащие не имеющие места факты хозяйственной деятельности, не могут быть оплачены. Установлено, что школой неправомерно за счет субсидии на иные цели, предоставленной на создание современной образовательной среды для школьников, произведены расходы на оплату завышенных ООО «ВестСтрой» объемов работ по укладке 6 444,9 кв.м линолеума на сумму 907 794 рубля 16 копеек (субсидии областного бюджета). Локальным сметным расчетом *** изм. предусмотрено выполнение работ по устройству линолеума в количестве 6 510 кв.м, фактически выполнено 65,1 кв.м, завышение объемов работ составило 6 444,9 кв. м. Завышенные работы предъявлены к оплате подрядчиком ООО «ВестСтрой» по счету-фактуре от 00.00.0000***, по справке о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 00.00.0000***. Завышенные объемы работ оплачены МБОУ СОШ *** Невьянского ГО платежным поручением от 00.00.0000*** целевым назначением платежа: «Опл. по сч.ф. *** от 00.00.0000, актам ***, 9 от 00.00.0000. Кап. ремонт здания мастерских. Контр. ***-ЭА-18 от 29.10.18», подписанным директором МБОУ СОШ *** ФИО1 (л.д. 6-27). В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении. В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств. В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ). Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. (в редакции до 00.00.0000). Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. В соответствии с ч. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что прокурором доказан факт нарушения ответчиком обязательства, факт нецелевого использования бюджетных средств подтверждается, подтвержден факт наличия убытков. Поэтому имеются основания для истребования денежных средств в заявленном прокурором размере. Поскольку предметом настоящего спора является возмещение ущерба, причиненного ...., спорные денежные средства были предоставлены в качестве субсидии из областного бюджета, контролирующим органом в результате проверки установлено нецелевое расходование средств бюджета со стороны ответчика, следовательно, при удовлетворении исковых требований указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в областной бюджет. Следует взыскать с ответчика в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 12 277 рублей 94 копейки (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19, подпункт 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса, часть 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа *** Невьянского городского округа восстановить средства областного бюджета в размере 907 794 рубля 16 копеек в доход бюджета ..... Взыскать с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа *** Невьянского городского округа в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 12 277 рублей 94 копейки. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Невьянский городской суд. Председательствующий – (И.А Балакина) Копия верна. Судья - И.А. Балакина |