ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-716/2012 от 05.12.2012 Лебедянского районного суда (Липецкая область)

  Дело № 2-716/2012 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 декабря 2012 года         г.Лебедянь

 Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

 председательствующего судьи Огиенко В.В.

 при секретаре Волынчиковой К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области к ЗАО СХП «Мокрое» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

 У С Т А Н О В И Л:

 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области обратилось в суд с иском к ЗАО СХП «Мокрое» о взыскании вреда, причиненного окружающей среде. Требования мотивированы тем, что истцом при проведении административного расследования в отношении ЗАО СХП «Мокрое» в период с 19.03.2012 года по 03.05.2012 года в Липецкой области, Лебедянском районе, с.Мокрое проверено соблюдение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений ЗАО СХП «Мокрое», в ходе которого были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. А именно установлен факт сброса ЗАО СХП «Мокрое» в период с 03.03.2012 года по 19.03.2012 года неочищенных сточных вод при эксплуатации очистных сооружений на почву через трубу аварийного слива, идущую от насосной станции очистных сооружений в лог, который расположен в 20 метрах от насосной станции около автодорожного моста с.Мокрое Лебедянского района Липецкой области, что привело к загрязнению химическими веществами земель, общей площадью 3144 кв.м. Содержание загрязняющих веществ значительно превышает нормативы допустимых сбросов при эксплуатации сооружений. Истец определил размер вреда, причиненного окружающей среде при химическом загрязнении земель общей площадью 3244 кв.м. в <данные изъяты> рублей и просил указанную сумму взыскать с ответчика в свою пользу.

 В судебном заседании представители истца Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности, поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

 Представители ответчика ЗАО СХП «Мокрое» по доверенности ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, считали их незаконными и не подлежащими удовлетворению. Указали, что вматериалах дела отсутствуют данные об аккредитацииФГБУ «<данные изъяты>», проводившего анализ почв. ОКУ «<данные изъяты>» имеет аккредитацию только в области аналитического контроля природной воды из поверхностных и подземных источников. Следовательно, данные лабораторных испытаний, представленных истцом не могут быть приняты во внимание. ЗАО СХП «Мокрое» не является собственником очистных сооружений, расположенных в с.Мокрое Лебедянского района, из которых произошел аварийный сброс сточных вод, а следовательно не может нести ответственность за вред, причиненный в результате аварийного сброса сточных вод. Кроме того, очистные сооружения используются также иными лицами, которые могли причинить вред окружающей среде. Считают, что вред окружающей среде причинен не был, что подтверждается протоколом результатов количественного химического анализа проб природных и сточных вод № 270 от 02.11.2012 г. и протоколом результатов биотестирования № 114-01от 02.11.2012 г., проводимых филиалом ФБУ «<данные изъяты>» по Липецкой области. Какие-либо данные о том, что в результате деятельности ЗАО СХП «Мокрое» произошло уничтожение плодородного слоя почвы, отсутствуют. Ссылаются на то, что в акте отбора проб № 5 от 11.04.2012 г. не указано, какой организацией отбирались пробы. В акте отбора проб сточной воды № 19 от 11.04.2012 г. и акте отбора проб сточной воды № 15 от 13.03.2012 г. показатель pн соответствует питьевой воде. В протоколе испытаний № 206 от 19.04.2012 г. содержится ссылка на акт отбора проб № 5 от 11.04.2012 г., время проведения испытаний с 13.04.2012 г. по 19.04.2012 г., таким образом, время проведения испытаний составляет 5 дней. Не указано какая методика применялась, какие применялись средства измерения и сведения о дате их последней поверки. Ссылку истца на договор подряда от 01.01.2007 г. и договор подряда от 28.03.2012 г. считают несостоятельной, поскольку конечный срок договора не указан. Считают, что проверка Управлением экологии и природных ресурсов деятельности ЗАО СХП «Мокрое» проведена с превышением полномочий, следовательно, все представленные материалы не имеют юридической силы.

 Представитель ЗАО СХП «Дружба» привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, по доверенности ФИО5 и директор ФИО6 исковые требования считают подлежащими удовлетворению только в отношении ответчика ЗАО СХП «Мокрое». Объяснили, что все сточные воды с их предприятия ЗАО СХП «Дружба» отводятся на очистные сооружения ответчика ЗАО СХП «Мокрое» в соответствии с договором подряда, заключенным с указанным предприятием. Собственные очистные сооружения на балансе предприятия не числятся, правоустанавливающей, разрешительной, технической и иной документации у них нет.

 Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, допросив свидетелей, специалистов, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным.

 В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

 В статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в качестве основных принципов охраны окружающей среды, закреплены принципы платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

 В соответствии с п.1 ст.11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 Согласно проекта № 01181119 нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ЗАО СХП «Дружба», утвержденного 26.12.2007 года, на предприятии ЗАО СХП «Дружба» собственных очистных сооружений нет. Водоснабжение и канализование предприятия осуществляется по договору с ЗАО СХП «Мокрое».

 Согласно договора подряда от 01.01.2007 года и договора подряда от 28.03.2012 года ЗАО СХП «Мокрое» за плату оказывает услуги ЗАО СХП «Дружба» по отпуску воды питьевого качества и приемке производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения.

 Согласно справки № 213 от 13.04.2012 года, приказов о принятии на работу в ЗАО СХП «Мокрое» работает три оператора очистных сооружений: С.Е.И. с 09.12.2002 года, К.С.А. с 27.11.2003 года, К.Н.В. со 02.11.2010 года.

 Согласно объяснительной директора ЗАО СХП «Мокрое» Н.В.А., данной им 13.04.2012 года инспектору в области охраны окружающей среды по Липецкой области Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1, в результате сильных морозов в конце февраля 2012 года замерзла подающая труба сточных вод в отстойники. 03.03.2012 года создалась аварийная ситуация и во избежание остановки молочного завода ЗАО СХП «Дружба» был открыт аварийный сброс сточных вод в лог, который расположен в 20 метрах от станции перекачки. Сброс происходил с 03.03.2012 г. по 19.03.2012 г. в количестве 31,5 м.куб. в сутки.

 Из справки ЗАО СХП «Мокрое» № 211 от 13.04.2012 г. следует, что ЗАО СХП «Дружба» за период с 1.01.2012 г. по март 2012 г. произведен сброс сточных вод в данные очистные сооружения 31,5 куб.м. в сутки.

 Согласно информационного письма директор ЗАО СХП «Дружба» ФИО6 указал, что в соответствии договора от 01.01.2007 года, ЗАО СХП «Дружба» с 01.01.2007 года производила сброс сточных вод в очистные сооружения. За период с 01.01.2011 года по февраль 2012 года объем сброшенных сточных вод составил 13293 куб.м., из расчета среднесуточного сброса 31,5 куб. м.

 На основании обращения гражданки С.О.И., поступившего 29.02.2012 года по факту сброса сточной воды с молзавода ЗАО СХП «Мокрое» на территорию с.Мокрое Лебедянского района, консультант отдела госконтроля Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1, специалист первой категории администрации сельского поселения Большеизбищенский сельсовет Г.В.А. 13.03.2012 года провели осмотр территории с.Мокрое, по результатам которого составлен акт, в котором отражено следующее:

 13 марта 2012 года в 9 часов 30 минут на территории с.Мокрое с правой стороны автодороги Лебедянь-Мокрое в районе автодорожного моста на земельном участке на откосе балки обнаружена металлическая труба, идущая от очистных сооружений с Мокрое в овраг. Из трубы осуществляется сброс сточной воды, имеющей серый окрас и специфический запах фекалий на почву.

 Сточной водой занят земельный участок от трубы, сбрасывающей сточную воду на почву до ж/б трубы с входным отверстием, расположенной под автодорожным мостом.

 Сточная вода через отверстие ж/б трубы течет под плотиной автодорожного моста по уклону на левую сторону автодороги в сторону ул.Сельской.

 С левой стороны автодороги земельный участок от плотины автодорожного моста до ул.Сельской занят сточной водой, имеющей специфический запах фекалий и серый окрас.

 13.03.2012 г. экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы» отобраны пробы сточной воды из металлической трубы, осуществляющей сброс (проба № 15/1), а также на земельных участках, занятых сточной водой (пробы № 15/2с, № 15/3с) для проведения качественного анализа сточной воды (акт отбора проб сточной воды № 15 от 13.03.2012 г.).

 В ходе проведения осмотра территории с.Мокрое и изъятия проб сточной воды в условиях естественного дневного освещения произведена фотосъемка фотоаппаратом «Самсунг».

 19.03.2012 года по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2, ст.8.6 КоАП РФ - порча земель, в отношении ЗАО СХП «Мокрое» возбуждено дело об административном правонарушении, определено провести по нему административное расследование.

 Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области при проведении административного расследования в отношении ЗАО СХП «Мокрое» в период с 19.03.2012 г. по 03.05.2012 г. в Липецкой обл., Лебедянском районе, с. Мокрое проверено соблюдение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений ЗАО СХП «Мокрое», в ходе которого были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

 В ходе проверки установлено, что ЗАО СХП «Мокрое» эксплуатирует очистные сооружения, расположенные в с.Мокрое Лебедянского района Липецкой области, при этом в соответствии с договорами подряда от 01.01.2007 г. и от 28.03.2012 г. ЗАО СХП «Мокрое» оказывает услуги для ЗАО СХП «Дружба» по отпуску воды питьевого качества и приёмку производственных, хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения.

 В период с 03.03.2012 г. по 19.03.2012 г. ЗАО СХП «Мокрое» при эксплуатации очистных сооружений осуществило сброс сточных вод ЗАО СХП «Дружба» на почву через трубу аварийного слива, идущую от насосной станции очистных сооружений в лог, который расположен в 20 метрах от насосной станции около автодорожного моста с. Мокрое Лебедянского района Липецкой области.

 В ходе административного расследования были выполнены следующие действия:

 - 11 апреля 2012 года составлен протокол осмотра земельных участков в с.Мокрое Лебедянского района, на которые в марте 2012 года допущен сброс сточной воды ЗАО СХП «Дружба». Осмотром установлено, что земельные участки (1,2,3,4) представляют собой понижение рельефа (дно балки), которое пересекает автомобильная дорогаМокрое-Лебедянь с автодорожным мостом:

 1. Земельный участок прямоугольной формы, размерами сторон: длинной 25 м, шириной 0,6 м, площадью 15 кв. м. Расположен с левой стороны от автодороги Мокрое -Лебедянь. На откос балки земельного участка из почвы выходит труба аварийного слива, идущая от насосной станции очистных сооружений в лог. Координаты места выхода трубы из почвы: N 52 54 373; Е 039 25 479. На расстоянии 25 м от трубы аварийного слива под земляной плотиной автодороги Мокрое - Лебедянь имеется ж/б труба с входным отверстием для пропуска сточной воды вниз по уклону на правую сторону автодороги Мокрое-Лебедянь, совмещённой с автодорожным мостом. Координаты места входа сточной воды в трубу: N 52 54 373; Е 03925 498. Верхний слой почвы от трубы аварийного слива до входной ж/б трубы размыт сточной водой на глубину 60-80 см, шириной 60 см. Имеется специфический запах фекалий. На данном участке 11.04.2012 г. отобрана проба почвы № 9/1. Координаты места отбора пробы: N 52 54 377; Е 039 25 463. А также отобрана проба сточной воды № 19/1. Координаты места отбора пробы: N 52 54 573; Е 039 25 487.

 2.Земельный участок прямоугольной формы размерами сторон: длиной 24 м,
шириной 0,8 м, площадью 19.2 кв. м, расположен с правой стороны автодороги Мокрое-
|Лебедянь. На данном участке из-под земляной плотины автодорожного моста имеется
выходное отверстие ж/б трубы. Координаты места выхода трубы: N 52 54 355; Е 039
25 482. От места выхода трубы на протяжении 24 м в сторону уклона дна балки верхний слой почвы был размыт сточной водой на глубину 50 см, шириной 80 см. Имелся специфический запах фекалий.

 3. Земельный участок прямоугольной формы, длинной сторон 98 м и шириной 21 м,
площадью 2058 кв. м расположен ниже земельного участка (2) по уклону в сторону жилых
домов ул. Сельской. Участок был занят сточной водой. На старице (остатках
прошлогодних растений) находилась слизь мутно-серого цвета. Имелся устойчивый
специфический запах фекалий. На данном участке отобрана проба почвы № 9/2.
Координаты места отбора пробы: N 52 54 351; Е 039 25 474.

 4. Земельный участок прямоугольной формы с длинной сторон 96 м, шириной 15 м,
площадью 1152 кв. м. Расположен со стороны жилых домов от автодороги ул. Сельской и примыкает к земельному участку (3). Земельный участок был занят сточной водой, на дне участка имелись остатки прошлогодней растительности, покрытые слизью мутно-серого цвета. Имелся устойчивый запах фекалий. На данном земельном участке в районе <адрес> отобрана проба почвы № 9/3. Координаты места отбора пробы: N 52 54 287;Е 039 25 472.

 Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Лебедянского межрайонного отдела № 06-154 от 26.04.2012 г. земельный участок 1 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки 2,3,4 относятся к категории земель населённых пунктов (земли общего пользования).

 Взятие проб почвы № 9/1, № 9/2, № 9/3, № 9/4 подтверждается протоколом взятия проб и образцов от 11.04.2012 года, актом № 5 отбора проб от 11.04.2012 года с целью определения токсичности пробы методом биотестирования.

 - Согласно протоколов испытаний № 206, № 207, № 208 от 19.04.2012 г., выполненных ФГБУ <данные изъяты>», на земельном участке площадью 15 кв.м. в поверхностном слое обнаружены: нитраты (по N03) 16 мг/кг при фоновом показателе (протокол испытаний № 209 от 19.04.2012 г. проба 9/4) 7 мг/кг или в 2,2 раза выше естественного фона, азот аммиачный (NH 4) 48 мг/кг при фоновом показателе 11мг/кгили 4,3 раза выше естественного фона, азот общий 0,22 % при фоновом показателе 0,26 % хлориды 0,042 ммоль/100 г. при фоновом показателе 0,019 ммоль/100 г.или в 2,2 раза выше естественного фона, фосфора (Р205) 140 мг/кг при фоновом показателе 62 мг/кг или в2,2 раза выше естественного фона, калия (К20) 836 мг/кг при фоновом показателе 179или в 4,6 раза выше естественного фона, кислотность рН составила 6,7 при фоновом показателе рН 5,8; на земельном участке площадью 2058 кв. м, в поверхностном слое почвы обнаружены: нитраты (по NО3) 39 мг/кг при фоновом показателе (протокол испытаний № 209 от 19.04.2012 г. проба 9/4) 7 мг/кг или в 5,5 раза выше естественного фона, азот аммиачный (NH 4) 87 мг/кг при фоновом показателе 11 мг/кг или в 7,9 раза выше естественного фона, азот общий 0.27 % при фоновом показателе 0,26 %, хлориды 0,035 ммоль/100 г при фоновом показателе 0,019 ммоль/100 г или в 1,8 раза выше естественного фона, фосфора (Р2О5) 281 мг/кг при фоновом показателе 62 мг/кг или в 4,5 раза выше естественного фона, калия (К2О) 714 мг/кг при фоновом показателе 179 или в 3,98 раза выше естественного фона, кислотность рН составила 6,6 при фоновом показателе рН 5,8.; на земельном участке площадью 1152 кв. м, в поверхностном слое обнаружены: нитраты (по NО3) 53 мг/кг при фоновом показателе (протокол испытаний № 209 от 19.04.2012 г. проба 9/4) 7 мг/кг или в 7,5 раза выше естественного фона, азота аммиачного(NH4) 34 мг/кг при фоновом показателе 11 мг/кг или в 3,0 раза выше естественного фона, азота общего 0,38 % при фоновом показателе 0,26 %, хлориды 0,027 ммоль/100 г при фоновом показателе 0,019 ммоль/100 г или в 1,4 раза выше естественного фона, фосфора (Р2О5) 338 мг/кг при фоновом показателе 62 мг/кг или в 5,4 раза выше естественного фона, калия (К2О) 835 мг/кг при фоновом показателе 179 или в 4,6 раза выше естественного фона, кислотность рН составила 6,3 при фоновом показателе рН 5,8.

 Для сравнительного исследования концентрации этих химических веществ на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, был произведен отбор проб почвы №9/4 (координаты: N52°54.339" Е 039°25,562). Согласно протокола №209 (фон) от 19 апреля 2012 г. в пробе №9/4 выявлено: нитраты (по NО2) 7 мг/кг; азот аммиачный (NH4) 11 мг/кг; азот общий 0.26%; хлориды, ммоль/100 0.019; кислотность рН 5,8; фосфор (Р2О5) 62 мг/кг; содержание калия (К2О) 179 мг/кг.

 - Согласно протокола № 8 от 18.04.2012 г. экологической лабораторией ОКУ «<данные изъяты>» результаты анализов показали, что тестируемые пробы
почвы 9/1, 9/2, 9/3 оказывают токсическое действие на тест - организмы.

 - Согласно акта № 19 от 11.04.2012 года произведен отбор поверхностной сточной воды на рельефе местности в овраге, расположенном в районе а/д моста с левой стороны автодороги Мокрое-Лебедянь северная сторона территории ЗАО СХП «Дружба» координаты № 52 54, 373 Е 039 25 487. Цель отбора пробы - определение состава и концентрации загрязняющих веществ. Из протокола № 19 от 17.04.2012 г. экологической лаборатории ОКУ «Гидротехнические комплексы» в сточных водах обнаружено наличие следующих химических веществ: Аммония- ион; Нитрат - ион; Нитрит- ион; Хлорид -ион; Фосфат- ион.

 Свидетель С.А.В. - инженер экологической лаборатории ОКУ «<данные изъяты>» пояснил в суде, что 11 апреля 2012 года участвовал в отборе проб сточных вод и почвы с. Мокрое Лебедянского района, и подтвердил правильность составления актов отбора проб сточных вод и почв.

 Специалист К.Ю.Н. - начальник экологической лаборатории ОКУ «<данные изъяты>», пояснила в суде, что проводила анализ проб сточной воды в изъятых в селе Мокрое, было обнаружено превышение экологических показателей и подтвердила правильность результатов испытаний указанных в соответствующих протоколах.

 На основании фотоснимков, протокола взятия проб и образцов от 11.04.2012 года, протокола осмотра территории от 11.04.2012 г., протоколов испытаний №№ 206, 207, 208, 209 от 19.04.2012 года, проведенных ФГУ «<данные изъяты>», протоколов № 19 от 17.04.2012 г. и № 8 от 18.04.2012 года экологической лаборатории ОКУ «<данные изъяты>», в отношении ЗАО СХП «Мокрое» 11.05.2012 года составлен Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ - порча земель, за то, что в период с 03.03.2012 года по 19.03.2012 года ЗАО СХП «Мокрое» при эксплуатации очистных сооружений осуществило сброс сточных вод ЗАО СХП «Дружба» на почву через трубу аварийного слива, идущую от насосной станции очистных сооружений в лог, который расположен в 20 метрах от насосной станции около автодорожного моста с.Мокрое Лебедянского района Липецкой области, что повлекло химическое загрязнение почвы.

 Общая площадь земель, подвергшихся негативному воздействию сточных вод, составила 3244 кв.м.

 Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среду Липецкой области Р.В.И. от 21.05.2012 года № 315 юридическое лицо - ЗАО СХП «Мокрое» в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 11.05.2012 года было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто штрафу на сумму 35000 рублей, который был уплачен согласно платежного поручения № 431 от 14.06.2012 года.

 Согласно ч.1 ст. 77 указанного Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

 Ч. 3 ст. 77 Закона устанавливает, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

 Факт сброса сточных вод в почву с.Мокрое Лебедянского района с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждается результатами проведенных исследований, постановлением от 21.05.2012 года № 315 о назначении административного наказания, фотоматериалами, исследованными выше. Из представленных материалов усматривается сброс сточной воды с повышенным содержанием загрязняющих веществ, что привело к загрязнению почвы. Данное обстоятельство свидетельствует о причинно-следственной связи между противоправным поведением ЗАО СХП «Мокрое» и наступившими вредными последствиями.

 То обстоятельство, что хозяйственно-бытовые сточные воды ЗАО СХП «Мокрое» принимает на очистные сооружения от ЗАО СХП «Дружба» при отсутствии указания в договоре подряда конечного срока на прием сточных вод с ЗАО СХП «Дружба», не свидетельствует об отсутствии вины ЗАО СХП «Мокрое» в загрязнении окружающей среды и не освобождает его от обязанности возмещения причиненного вреда.

 Доказательства использования очистных сооружений в с.Мокрое иными лицами, помимо операторов очистных сооружений, принятых на работу ЗАО СХП «Мокрое», суду ответчиком не представлены.

 В связи с тем, что сброс ЗАО СХП «Мокрое» неочищенных сточных вод непосредственно на почву повлек ее химическое загрязнение, истцом произведен в стоимостной форме расчет вреда, нанесенного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238).

 Общий размер вреда, причиненного почвам при сбросе неочищенных сточных вод, согласно расчету истца, составил 4866000 рублей.

             Суд соглашается с расчетом ущерба, представленным истцом, поскольку он составлен в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, и ответчиками не оспаривался.

 Таким образом, установив состав гражданского правонарушения: факт причинения вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями, размер ущерба, вину причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей.

 Оснований для освобождения ответчика от обязанности по возмещению вреда, причиненного почве сбросом неочищенных сточных вод, не имеется.

 Доводы ответчика о том, проверка Управлением экологии и природных ресурсов деятельности ЗАО СХП «Мокрое» проведена с превышением полномочий, следовательно, все представленные материалы не имеют юридическойсилы, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

 Так, в силу п.п. 2.16, 2.19 Положения об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 28.05.2009 г. №251-р «Об утверждении положения об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области» Управление организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня; осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

 На основании ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области в соответствии с требованиями ст. 8 Закона Липецкой области от 08.06.2006 г. №293-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области» и п. 1.1 Положения об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области, утвержденного Распоряжением администрации Липецкой области от 28.05.2009 г. №251-р, является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

 Согласно п. 1.5 Положения об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области, управление выступает в качестве истца, заявляющего самостоятельные требования в судах в соответствии с законодательством РФ.

 Представитель ответчика ФИО4, оспаривая загрязнение почв, фактически ссылается на проведенные ЗАО СХП «Мокрое» параллельные отборы проб и составленные по результатам их исследования протоколы.

 Однако суд не может принять эти доводы во внимание по следующим основаниям.

 Так, истцом производился отбор проб почв и сточной воды 11.04.2012 года, проб сточной воды 13.03.2012 года. Между тем, ответчиком произведен отбор проб почвы по акту № 81 от 29.10.2012 г. для биотестирования (протокол результатов биотестирования № 114-01 от 02.11.2012 г.) и по акту № 231 от 29.10.2012 г. произведен отбор проб сточных вод с отстойников очистных сооружений (протокол № 270-02 от 02.11.2012 г. результатов количественного химического анализа проб природных и сточных вод), что указывает на тот факт, что оформленные по результатам исследования взятых проб протоколы ФБУ «<данные изъяты>» филиал по Липецкой области составлены по истечении продолжительного времени после проведения проверки истцом в рамках административного расследования, что не отражает действительное состояние почвы на предмет ее загрязнения.

 При этом специалист А.Д.И. - ведущий инженер ФБУ «<данные изъяты>» филиал по Липецкой области, пояснил в суде, что по просьбе ЗАО СХП «Мокрое» 29.10.2012 года он выезжал в село Мокрое, где вдвоем с представителем предприятия отбирал пробы почвы и воды, при этом отбор был произвольны, в тех местах на которые указал представитель ЗАО СХП «Мокрое», без привязки на местности, брал всего лишь пробы в трех точках вместо пяти.

 Данные пояснения подтверждаются протоколом (результатов биотестирования) регистрационный №114-01 от 02.11.2012 года, из которого следует, что местом отбора была определена низина рва между жил.поселком и очистными сооружениями, 300 метров от очистных сооружений до рва и 50 метров от жил. поселка до рва, а также протоколом №270-02 от 02.11.2012 года результатов количественного химического анализа (КХА) проб природных и сточных вод, из которого следует, что местом отбора проб является сточная вода с отстойников очистных сооружений.

 Таким образом, из представленных ответчиком суду указанных выше протоколов не следует, что пробы почв и сточных вод производились в соответствии предусмотренными правилами, а именно были взяты лишь пробы в трех местах вместо пяти, кроме того точки взятия этих проб произвольны и их место положение установить не приходится возможным в суде, и поэтому результаты биотестирования и количественного химического анализа проб отбора почвы и сточных вод, предоставленных ответчиком суд не может принять во внимание.

 Кроме того, специалист А.С.А., работающая начальником лаборатории ФБУ «<данные изъяты>» филиал по Липецкой области, в судебном заседании не отрицали, что согласно результатам исследования взятых 29.10.2012 г. проб почвы и сточных вод имеется превышение допустимых показателей загрязнения почвы и указала, что в связи с длительным периодом времени после первичного отбора проб почвы и сточных в марте 2012 года, в результате выпадения осадков, в настоящее время параметры загрязнения почвы изменились и не будут соответствовать прежним.

 Кроме того, сам факт сброса на почву неочищенных сточных вод через трубу аварийного слива, идущую от насосной станции очистных сооружений, содержащих загрязняющие химические вещества, свидетельствует о причинении вреда окружающей среде.

 То обстоятельство, что не установлены явные признаки, проявления негативного воздействия на почву, не свидетельствует об отсутствии такого воздействия.

 У суда нет оснований сомневаться в достоверности проведенного отбора почв, сточной воды и их анализа, поскольку, как усматривается из материалов дела отбор проб сточной воды и почвы был произведен специалистами экологической лаборатории ОКУ «<данные изъяты>». Данная экологическая лаборатория на момент отбора проб сточных вод и почв имела аккредитацию №РОСС RU 0001.516931 и согласно приложений к аттестату аккредитации от 02.06.2011 года область аккредитации распространялась на объекты аналитического контроля как на воду сточную, так и на почвы и грунты. Анализ проб почвы и воды был произведен Федеральным государственным бюджетным учреждением «<данные изъяты>» имевшей аккредитацию регистрационный номер РОСС RU. 0001.515912 от 16.11.2009 года.

 Поскольку требования истца подлежат удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей, а при подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ в доход бюджета Лебедянского муниципального района Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Взыскать с ЗАО СХП «Мокрое» в пользу Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в счет возмещения вреда окружающей среде (почвам) - <данные изъяты> рублей на расчетный счет <данные изъяты>.

 Взыскать с ЗАО СХП «Мокрое» в доход бюджета Лебедянского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

 В остальной части иска отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий:                                              В.В.Огиенко