ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-716/2016 от 28.12.2016 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-716/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2016 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малынкина Александра Васильевича к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и <адрес> о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с иском к ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, в обоснование которого указал, что 26 апреля 2011 года между ОАО «Амурское ипотечное агентство» и ним был заключён договор займа по условиям которого ему был предоставлен заем в размере 585.859 рублей для строительства и ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию расположенного по адресу: <адрес> согласно свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) граждан, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков. Он обратился с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору в ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району. Решением ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району в отношении него расходы по уплате процентов по указанному кредитному договору были приняты к компенсации. Согласно справке ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району от 18.04.2016 года задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед ним за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15.026 рублей 71 копейка. На основании изложенного просит возложить на ГКУ Амурской области - УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району обязанность осуществить в пользу ФИО1 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 26.04.2011 года в сумме 15.026 рублей 71 копейку.

В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району, представители третьих лиц - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Истец и представитель ответчика просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.

Согласно отзыву ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району исковые требования не признают по следующим основаниям. Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) за­стройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26. В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 № 329, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; под­группа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального харак­тера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выпла­ты населению». Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюд­жете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областно­го бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на террито­рии Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной за­щиты населения области на текущий год. В соответствии с пунктом 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке оче­редности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН при условии соблюдения требований По­ложения. Считают, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вы­несенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обрати­лись в ГКУ АО УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. Законом Амурской области об областном бюджете на 2016 год на данную статью расходов (Выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кре­дитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявле­ниям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации) предусмотрено 79.410 тыс. руб. (Приложение № 10 к закону Амурской области «Об областном бюджете Амурской области за 2016 год» «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельно­сти), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2016 год»). Вся данная сумма предусмотрена на погашение задолженности предъявлен­ным в 2015 году исполнительным листам. На основании этого Управление предполагает исполнить судебное решение по данному делу в 2017 году за счет ассигнований 2018 года. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривает право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2.000.000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

Судом установлено, что 26 апреля 2011 года между ОАО «Амурское ипотечное агентство» и ФИО1 был заключён договор займа по условиям которого истцу был предоставлен заем в размере 585.859 рублей для строительства и ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию расположенного по адресу: <адрес> согласно свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы».

Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району расходы по кредитному договору от 26 апреля 2011 года, заключенному истцом, приняты к компенсации.

Как следует из искового заявления и подтверждается справкой ГКУ АО – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед ним за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15.026 рублей 71 копейка.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 приобрел статус участника подпрограммы, предполагающий оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты и отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Довод ответчика о том, что предоставление отдельным категориям гражданам компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору осуществляется не в силу принятых органами государственной власти публичных нормативных обязательств, а является дополнительной социальной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы, судом признается несостоятельным.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 01 декабря 1997 года №-18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 170-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О и др.).

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

Ссылка ответчика на то, что бюджетные ассигнования в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерством социальной затраты населения Амурской области ГКУ АО – Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, подтверждает частичное выполнение принятых на себя обязательств по компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) и право заявителя на получение указанной выплаты. Отсутствие бюджетных ассигнований не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия указанной программы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О).

Поскольку, в силу положений подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, то выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору - удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району обязанность осуществить ФИО1 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 26 апреля 2011 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15.026 рублей 71 копейка.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.


Председательствующий Н.Б. Федорчук