ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-716/2022 от 19.05.2022 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-716/2022

61RS0017-01-2022-001073-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года г. Красный Сулин

Ростовская область

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Мищенко Е.В.

при секретаре Аликиной А.В.,

с участием ст.помощника Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Углеродовского городского поселения об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем теплоснабжения,

у с т а н о в и л:

Красносулинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Углеродовского городского поселения по тем основаниям, что в соответствии с указанием прокуратуры области от 03 ноября 2017 № 123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении. Проверкой установлено, что 01 октября 2021 администрацией Углеродовского городского поселения с МУП "<данные изъяты> заключен договор аренды муниципального имущества по которому последнему передано имущество: котельная, год ввода в эксплуатацию -1965, по адресу: <адрес>, р.<адрес>, теплосеть, протяженностью 2307 тр.м., расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>, а также оборудование котельной в количестве 71 наименования, для обеспечения теплоснабжения на территории городского поселения, принадлежащих муниципальному образованию. Действия ответчика по передаче имущества предприятию без проведения торгов не соответствуют ч. 1 и ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ и ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ, поскольку приводят к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам. Передача муниципального имущества в пользование МУП "Красносулинские городские теплосети" без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельных и тепловых сетей, в частности к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию Углеродовского городского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов теплоснабжения муниципального образования "Углеродовское городское поселение".

В судебном заседании ст. помощник прокурора Говоркова Л.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить иск и установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.

Представитель ответчика администрации Углеродовского городского поселения в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

Представители третьих лиц - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, и Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, от представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области в суд поступил отзыв (л.д.44-49), просили о рассмотрении дела без их участия (л.д.43), в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие указанных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Положения п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предоставляют право органам местного самоуправления поселений владеть и пользоваться муниципальным имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Частями 1 и 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5 названной нормы концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, если такие действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ определено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, указанных в данном пункте.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями указанного Закона являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) определено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, указанных в данном пункте.

При этом в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится и организация водоснабжения населения.

В судебном заседании установлено, что Красносулинской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от 03 ноября 2017 проведена проверка исполнения администрацией Углеродовского городского поселения требований федерального законодательства о теплоснабжении.

В ходе проверки установлено, что 01 октября 2021 года администрацией Углеродовского городского поселения с МУП "<данные изъяты> заключен договор аренды муниципального имущества по которому последнему передано имущество: котельная, год ввода в эксплуатацию -1965, по адресу: <адрес>, теплосеть, протяженностью 2307 тр.м., расположенная по адресу: <адрес>, а также оборудование котельной в количестве 71 наименования, для обеспечения теплоснабжения на территории городского поселения, принадлежащих муниципальному образованию (л.д.7-17, 18,19).

Данный договор аренды заключен без проведения конкурсных процедур.

Таким образом, ресурсоснабжающей организацией в области теплоснабжения на территории Углеродовского городского поселения было определено МУП "<данные изъяты>

Теплоснабжения как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Исходя из изложенного действия ответчика по передаче имущества предприятию без проведения торгов не соответствуют ч. 1 и ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ и ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ, поскольку приводят к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Суд считает, что передача муниципального имущества в пользование МУП "<данные изъяты>" без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельных и тепловых сетей, в частности к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства в срок до 31 декабря 2022 года, включительно, поскольку данный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Красносулинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Углеродовского городского поселения в срок до 31 декабря 2022 года, включительно, организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов теплоснабжения муниципального образования "Углеродовское городское поселение".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Мищенко

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года.