ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-716/2022 от 20.06.2022 Каширского городского суда (Московская область)

Дело №2-716/2022

УИД: 50RS0017-01-2022-001026-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.Н.,

при помощнике судьи Носовой И.В.,

с участием лиц, согласно протокола судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-716/2022 по иску АО «Мособлгаз» к Искендеровой о нечинении препятствий в газификации,

у с т а н о в и л:

истец АО «Мособлгаз» обратился с указанным иском к ответчику Искендеровой Т.А. и просит суд: обязать Искендерову Т.А. не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: к распределительному подземному полиэтиленовому газопроводу низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенному по адресу: , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение; в случае неисполнения Искендеровой Т.А. решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: , считать полученным; взыскать с Искендеровой Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. 00 коп.

Требования мотивированы тем, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 №778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 №929/34 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»). Истец является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 №560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество «Мособлгаз». Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления. Ответчику на праве собственности принадлежит подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенный по адресу: включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод-источник находится в границах населенного пункта. Согласно программе социальной газификации в д. Барабаново подлежит газификации 8 негазифицированных жилых домов. В связи с этим жители получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с администрацией городского округа Кашира. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985). Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа . АО «Мособлгаз» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в . В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены. Однако Искендеровой Т.А. письмом в администрацию г.о. Кашира отказано в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику на бесплатной основе. В адрес АО «Мособлгаз» ответ от ответчика не поступал. Ссылаясь на положения ст. ст. 10 и 12 ГК РФ, ст.2 и ст.27 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п.11 и п.3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2008 г. №1370), Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 №1547 истец указывает, что отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям. Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, Искендерова Т.А. препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации. Согласно п.121 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года. В соответствии с Программой социальной газификации д. Барабаново, городского округа Кашира, Московской области в соответствии с графиком газификации подлежит газификации в 2022. Несвоевременное исполнение мероприятий по социальной газификации не даст возможности создать в установленные сроки благоприятные для населения условия использования природного газа, что может привести к значительному ущербу для АО «Мособлгаз» в части взыскания с него денежных средств в виде убытков, возникших вследствие затрат физических лиц на отопление жилых домов посредством использования иных видов топлива. Кроме того, у АО «Мособлгаз» может возникнуть материальная ответственность за неисполнение договоров о предоставлении комплексной услуги по социальной газификации, заключенных с физическими лицами, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, что также будет являться значительным ущербом для АО «Мособлгаз». Позиция АО «Мособлгаз» подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности решением Домодедовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , апелляционным определением Московского областного суда по делу , решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д.5-8 - исковые требования).

Представитель истца АО «Мособлгаз» - Заморева Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить в полном объеме, указав, что истцом представлены доказательства, что газопровод-источник, принадлежащий ответчику, возможно, использовать для догазификации с учетом пропускной способности участка газопровода низкого давления, и возражения ответчика Искендеровой Т.А. не влекут за собой отказ в заявленных АО «Мособлгаз» требованиях. Истцом не нарушаются права ответчика Искендеровой Т.А., которая не лишена воспользоваться своим правом для защиты права собственности.

Ответчик Искендерова Т.А. и ее представители Ермолаева А.С., Ольмесов М.И. возражали против удовлетворения иска АО «Мособлгаз» по доводам, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях. Сторона ответчика не высказывает категоричного отказа на подключение жилых домов, но ставит вопрос о материальном возмещении понесенных ей расходов, поскольку является собственником данного объекта, при этом указывая, что нормативными документами не предусмотрена обязанность физических лиц - собственников газопроводов - передавать право на использование собственного имущества без денежной компенсации расходов, произведенных собственником газопровода на проектирование, монтаж и кадастровый учет газопровода. Искендеровой Т.А. подан иск в Подольский городской суд к ответчику АО «Мособлгаз» о взыскании денежной компенсации стоимости затрат на проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание подземного полиэтиленового газопровода низкого давления к.н. , расположенного по адресу: в связи с отказом судом в принятии настоящего иска для совместного рассмотрения с иском АО «Мособлгаз» в данном гражданском деле. В возражениях Искендерова Т.А. указывает на то, что с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их незаконными и не обоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна предоставить суду доказательства в обоснование заявленных требований. В материалы дела не предоставлены доказательства, что ответчиком нарушены какие-либо права истца. Из досудебного обращения истца к ответчику от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что истцом была исследована пропускная способность участка газопровода низкого давления. Не указано имеется ли возможность подключения и какого количества абонентов. В направленном в адрес ответчика обращении не содержалась информация о количестве подключаемых абонентов, что не позволяет определить наличие или отсутствие пропускной способности. В соответствии со ст.27 ФЗ «О газоснабжении в РФ», пропускная способность обозначена определяющим фактором для решения вопроса о возможности дополнительного подключения. Необходимость исследования обстоятельств наличия пропускной способности предусмотрена и Правилами подключения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 г. №1547. Данные обстоятельства не были указаны в обращении о согласовании подключения, при этом, оснований для дачи согласия на подключение неопределенного круга лиц, без доказательств пропускной способности участка газопровода, у ответчика не имелось. Истцом не предоставлены достоверные данные и не привлечены к участию в деле лица, обратившиеся для социальной газификации, кроме единственного договора с Мосежным М.Г. Возможность иного подключения, минуя участок газопровода, находящийся в собственности ответчика, истцом не рассматривалась. Пунктом 48 Правил предусмотрено, что в случае, если подключение объекта возможно только к сетям, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому абоненту с целью подключения заявителя. Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для подключения неограниченного круга лиц, поскольку в каждом конкретном случае должны быть исследованы планируемое максимальное почасовое потребление, в зависимости от подключаемого объекта и пропускная способность сети. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты нарушенного права. Избранный истцом способ защиты права не обеспечивает его восстановления. Защита гражданских прав в соответствии со статьей 12 ГК РФ осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. В предмет доказывания входят факты наличия у истца права собственности или иного вещного права на спорный объект, об устранении препятствий в пользовании которого заявлено требование. В рамках заявленного требования истец не является законным владельцем подземного полиэтиленового газопровода низкого давления, принадлежащего ответчику, следовательно, у него не возникает законных оснований требовать защиты нарушенного права, тем более, в отношении неопределенного круга лиц. Ответчиком понесены расходы на проектирование и строительство подземного полиэтиленового газопровода низкого давления протяженностью 757,9 м. КН , расположенного по адресу: на сумму 871 102,76 рублей. Также ответчиком заключен договор по техническому обслуживанию подземного полиэтиленового газопровода низкого давления с ежемесячной оплатой технического обслуживания. Сумма расходов по данному договору за период с 2012 по апрель 2022 составила 217 268,45 руб. Также ответчик ежегодно оплачивает налог на имущество по данному газопроводу. Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своему имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ответчик обращался к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с вопросом о компенсации затрат на постройку подземного полиэтиленового газопровода низкого давления с КН . Данное обращение направлено в Министерство энергетики Российской Федерации и в Правительство Московской области. Министерством энергетики дан ответ на данное обращение о том, что вопрос предоставления согласия при подключении к газораспределительной сети основного абонента физического лица, принадлежащего ему на праве собственности, решается между основным абонентом и газораспределительной организацией в рамках договорных отношений. Истец не предлагал ответчику заключить какой-либо договор. На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. По смыслу данной нормы, приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (за чужой счет). Согласно ст. 1105 ГК РФ, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Необходимость строительства сети до участка заявителя возложена на исполнителя. Истец, являясь исполнителем, планирует использовать построенный за счет денежных средств ответчика участок газопровода, таким образом, экономя собственные средства на возведение участка газопровода до границы подключения заявителя. Как установлено п.61 Правил, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем. Согласно п.72. Исполнитель обязан: осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя… Таким образом, исполнитель фактически обязан за свой счет осуществить действия по созданию газораспределительной сети до точки подключения абонента. Ответчиком был направлен отказ администрации городского округа Кашира в подключении к газопроводу, с предложением подключения на коммерческой основе к газопроводу, необходимого истцу для выполнения возложенной на него обязанности по догазификации. Истцу направлен данный отказ. Согласия истца на подключение к газопроводу на коммерческой основе не последовало. Иных предложений о возмездном использовании имущества, принадлежащего ответчику, и созданного за счет личных средств ответчика, от истца также не поступало. Доказательств невозможности подключения новых абонентов, выразивших желание на догазификацию, силами истца, суду не предоставлено. Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, ответчик полагает, что на данной стадии истцом не доказано, что он является законным владельцем спорного участка газопровода и вправе требовать защиты нарушенного права, как не доказано и нарушение его прав ответчиком. Кроме того, избранный способ защиты права в отношении неопределенного круга лиц не предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами (л.д.219-226).

Третье лицо - Мосежный М.Г. в судебном заседании разрешение заявленных истцом АО «Мособлгаз» требований оставил на усмотрение суда по представленным сторонами доказательствам.

Представитель третьего лица - администрации городского округа Кашира в судебное заседание не явился, заявив к суду просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие. Администрация городского округа Кашира иск АО «Мособлгаз» поддерживает и просит суд его удовлетворить.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики Московской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела. От третьего лица поступили письменные пояснения, согласно которых Министерство энергетики Московской области поддерживает исковые требования АО «Мособлгаз» по следующим основаниям. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п.48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, основной абонент (Ответчик) в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (Ответчик) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей. Согласно п. 41 исполнитель (АО «Мособлгаз») определяет технические условия. Таким образом, согласие Ответчика необходимо для выполнения мероприятий по подключению заявителей к газоснабжению. Тем не менее, Истец намерен осуществить догазификацию д. Барабаново в рамках Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» (в редакции от 29.06.2021) (далее - Программа газификации, Программа), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 №778/50. Согласно Программе, одной из приоритетных задач является осуществление социальной газификации населенных пунктов Московской области без привлечения средств граждан в целях исполнения п. 8 перечня поручений от 02.05.2021 №Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021. Кроме того, в соответствии с Программой проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». На основании вышеизложенного отказ Ответчика от дачи согласия на осуществление мероприятий по подключению жилых домов создает препятствия в реализации Программы, нарушает Закон о газоснабжении, нарушает права Истца и Министерства как исполнителя и заказчика Программы соответственно. Кроме того, отказ Ответчика создает препятствия в реализации Министерством своих полномочий, выраженных в пп.12.59, 12.60 Положения Министерства, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.06.2012 №824/19 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве энергетики Московской области», а именно реализации и осуществлении контроля за исполнением программ газификации Московской области. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.43 ГПК РФ, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 №1547 Министерство энергетики Московской области просит суд исковое требование АО «Мособлгаз» - удовлетворить (л.д.80-82).

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по Московской области не явился, извещен о слушании дела.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив в совокупности, представленные письменные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Возражения ответчика как собственника газопровода-источника основаны на неверном толковании норм материального права, право ответчика на денежную компенсацию подлежит самостоятельной судебной защите в порядке отдельного гражданского судопроизводства. Само по себе подключение домов новых потребителей к газопроводу ответчика не влечет нарушения прав последнего как собственника инженерной сети, приобретенной в целях удовлетворения личных либо семейных нужд. Ответчик Искендерова Т.А. о причинении ей убытков подключением к газопроводу новых абонентов, вправе в соответствии со статьей 15 ГК РФ предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения. При этом несоблюдение порядка согласования действий по подключению к газопроводу ответчика, как основного абонента, не лишает последнего права требовать в установленном законом порядке платы за такое подключение либо возмещения причиненных ей убытков.

В силу положений ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.

21.04.2021 Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Из представленных суду доказательств, следует, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».

Таким образом, судом установлено, что Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз», выступающим в заявленном споре надлежащим истцом, возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе, с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с действующим законодательством "основной абонент" - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединенными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа" (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в соответствии с которым "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что ответчику Искендеровой Т.А. на праве собственности принадлежит подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления (далее – газопровод-источник), протяженностью 774,36 м с кадастровым номером расположенный по адресу:

Как видно из материалов дела включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.

Истцу АО «Мособлгаз» на догазификацию населенного пункта - , расположенной по адресу: выданы Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ (действительны в течение 2 лет) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В материалы гражданского дела истцом АО «Мособлгаз» представлена копия договора о предоставлении комплексной услуги по газификации от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является выполнение комплекса работ и услуг по газификации и газоснабжению объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: , заключенного АО «Мособлгаз» с третьим лицом по делу Мосежным М.Г.

Как установлено судом, в соответствии с программой социальной газификации в д. Барабаново подлежат газификации 8 негазифицированных жилых домов, собственники которых получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. В свою очередь, газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику Искендеровой Т.А., предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с органом местного самоуправления. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).

Истцом АО «Мособлгаз» представлены доказательства в виде расчетной схемы газоснабжения населенного пункта по программе догазификации 252 жилых домов, расположенных по адресу: , которые в силу требований ст.56 ГПК РФ, не оспорены ответчиком Искендеровой Т.А., подтверждающие, что газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа .

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник – подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенный по адресу: , принадлежащий на праве собственности ответчику Искендеровой Т.А., обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения, существующих потребителей газа деревни д. Барабаново. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Материалами дела подтверждено обращение АО «Мособлгаз» за от ДД.ММ.ГГГГ к ответчику Искендеровой Т.А. за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в (л.д.19, л.д.20, л.д.21), на которое в адрес АО «Мособлгаз» ответа ответчиком не направлено. Ответчику было предложено дать свое согласие в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Ответчиком Искендеровой Т.А. письмом, направленным в адрес администрации г.о. Кашира, сообщено об отказе в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику на бесплатной основе (л.д.23).

Как указывалось выше, пропускная способность подземного полиэтиленового газопровода низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика Искендеровой Т.А. подключением от газопровода не будут нарушены.

Суд отмечает, что отказ ответчика Искендеровой Т.А. от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенный по адресу: принадлежащий на праве собственности ответчику Искендеровой Т.А., не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.

Согласно ст.27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п.3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.

Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности.

В рассматриваемом судом споре собственником газопровода является физическое лицо Искендерова Т.А., однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Отсюда суд приходит к выводу, что ответчик Искендерова Т.А., отказываясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему ей на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в д, злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.

В соответствии с положениями ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд отмечает, что ответчиком Искендеровой Т.А. не представлено ни одного обоснованного возражения и довода, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчика, возникновения для нее негативных последствий и нарушении ее прав при проведении социальной газификации .

Отказываясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении к газопроводу, ответчик Искендерова Т.А. препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации .

В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.

Выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика Искендеровой Т.А. в без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.

Суд, принимая решение об удовлетворении заявленных истцом АО «Мособлгаз» исковых требований, учитывает, что в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547, «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить свое согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей.

Возражения ответчика Искендеровой Т.А. об отсутствии у истца права на обращение в суд за защитой прав и законных интересов других лиц (жителе й ), суд находит несостоятельными, поскольку АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском в защиту своих прав, как регионального оператора газификации Московской области и исполнителя программы социальной газификации, в реализации которой чинятся препятствия со стороны ответчика.

Довод о необходимости получения ответчиком Искендеровой Т.А. денежной компенсации (возмещения понесенных расходов) на газопровод-источник, принадлежащий ей на праве собственности, по мнению суда в рассматриваемом споре не имеет правового значения и не влечет за собой отказ истцу в заявленных требованиях, основанных на законе.

В силу изложенного, исковые требования АО «Мособлгаз» подлежат удовлетворению судом, с возмещением ответчиком Искендеровой Т.А. понесенных истцом при подаче иска расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000, 00 руб. (ст. 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск АО «Мособлгаз» к Искендеровой о нечинении препятствий в газификации, удовлетворить.

Обязать Искендерову не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: к распределительному подземному полиэтиленовому газопроводу низкого давления, протяженностью 774,36 м с кадастровым номером , расположенному по адресу: , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения Искендеровой решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: , считать полученным.

Взыскать с Искендеровой Татьяны Алексеевны в пользу АО «Мособлгаз» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Н. Юдина