Дело № 2-717-2020
(УИД 74RS0037-01-2020-000488-29)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 18 мая 2020 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Сорокина Е.Е.,
При секретаре Лукахиной И.Д.,
С участием прокурора Емалетдиновой И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) обратился в суд с иском к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» (далее по тексту МКДОУ «Детский сад №») о понуждении к исполнению закона.
Просил возложить на МКДОУ «Детский сад №» обязанность разработать и принять в установленном законом порядке локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
В обосновании иска указал, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и противодействии коррупции в деятельности образовательных организаций Саткинского муниципального района, которой выявлены нарушения закона.
Проверкой проведенной прокуратурой города установлено, что МКДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом, созданным для осуществления образовательной деятельности, однако локальный акт, регламентирующий порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации не принят.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал в полном объёме, против предоставления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ не возражал.
Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад №» в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела надлежаще извещен. Поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что исковые требования признают в полном объёме, и просили установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Муниципального казённого учреждения «Управление образование» Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела надлежаще извещён. О причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и противодействии коррупции в деятельности образовательных организаций Саткинского муниципального района, которой выявлены нарушения закона.
В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно положений ст.ст.1-3, 5, 28, 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», предметом регулирования настоящего закона являются общественны отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и единства образовательного пространства на территории Российской Федерации. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе на общедоступность и бесплатность образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, относится к компетенции образовательной организации.
Кроме того, образовательная организация создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания, а также безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержанием в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимаются самостоятельности в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с требованиями закона.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также представительных органов работников (при их наличии).
Под конфликтом интересов педагогического работника понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работников профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности регламентированы Федеральным законом от 11 августа № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительной организации» и заключаются в её добровольности и бескорыстности.
Согласно ст.575 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; работникам образовательных организаций. Запрет на дарение лицам, замещающим государственными должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственность и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
В соответствии с п.7 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года, основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных действия, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; стабильности, основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции».
Согласно ст.ст.3, 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273 от 25 декабря 2008 года противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Организации обязаны разработать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года утверждено Положение о порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участи в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Согласно п.6 Положения федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законом, организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами должны разработать и утвердить порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа).
МКДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом, созданным для осуществления образовательной деятельности, однако локальный акт, регламентирующий порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации не принят.
Невыполнение образовательным учреждением данных требований закона препятствует формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Российской Федерации, создает благоприятную почву для коррупционных проявлений в образовательных организациях Саткинского муниципального района (дает возможность пополнения материально-технической базы за счет средств законных родителей, ставит в зависимость личную заинтересованность педагогов в получении конкретными обучающимся образования) и, как следствие, приводит к нарушению гарантированного законом права несовершеннолетних на общедоступность и бесплатность образования.
Установлено, что в МКДОУ «Детский сад №» локальный акт, регламентирующий порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, в настоящее время не принят.
Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для разработки затребованного документа ответчиком необходимо время, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения требований до заявленного ДД.ММ.ГГГГ, против чего не возражал прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» обязанность разработать и принять в установленном законом порядке локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Саткинский городской суд.
Председательствующий (подпись) Е.Е. Сорокин
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2020 года.
Верно:
Судья Е.Е. Сорокин
Секретарь И.Д. Лукахина