ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-717 от 10.10.2016 Каменского районного суда (Свердловская область)

Дело №2-717

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года

Каменский районный суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Пономаревой О.В.

при секретаре Садыковой Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района к Администрации Муниципального образования Каменский городской округ о понуждении к совершению действий,

У С Т К Н О В И Л :

Прокурор Каменского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к органу местного самоуправления "Администрация Каменского городского округа " (далее - Администрация), о об обязании провести превентивные мероприятия с целью недопущения опасного гидрологического явления, вызванного таянием снега, а также мероприятия направленные на предотвращение негативных последствий наводнений (затоплений) домов №№ 11, 16, 18, 20, 24, 26, 28 по ул. Ворошилова в границах населенного пункта с. Травянское, а именно, прорыть и обустроить дренажные каналы на участках местности вблизи указанных домов, в срок до 30.09.2016 года.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Установлено, что ответчиком не принято должных мер по защите населения и территории от ситуации природного характера вызванного паводком в апреле 2016 года. В ходе проверки установлено подтопление домов №№ 11, 16, 18, 20, 24, 26, 28 по ул. Ворошилова с. Травянское, в подвальных помещениях уровень воды от таяния снега 20 см, что создало угрозу для собственности граждан, а также угрозу для их жизни и здоровья. Согласно справки ООО «УК «ДЕЗ КГО» для ликвидации затопления использовалась технические средства и специалисты указанной организации. Кроме того, для ликвидации последствий были задействованы силы и средства МЧС. На 25.05.2016 года ликвидация последствий продолжается силами ООО «УК «ДЕЗ КГО». В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения относятся вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защита населения от чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 7 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на Администрацию возложены обязанности: Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 11 №68-ФЗ Администрация осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Считает, что в результате бездействия Администрации при подготовке к противопаводковому периоду 2016 года привело к затоплению жилых домов.

В судебном заседании прокурор Мунзафаров М.Л. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Администрации Андреев Т.В., Антонов И.А., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, указали, что Администрацией приняты надлежащие меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе, вблизи домов №№ 11, 16, 18, 20, 24, 26, 28 по ул. Ворошилова с. Травянское имеется дренажные каналы, которые содержатся и обслуживаются за счет средств администрации.

Представитель третьего лица Травянской сельской администрации, будучи надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты, (ст. 2)

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

В результате проверки, проведенной прокуратурой установлено, что в результате обильного таяния в апреле 2016 года произошло затопление подвалов многоквартирных домов грунтовыми водами в селе Травянское ул. Ворошилова дома №№ 11, 16, 18, 20, 24, 26, 28, что, по мнению прокурора, свидетельствует о бездействии Администрации в части недопущения опасного гидрологического явления, вызванного таянием снега, а также мероприятия направленные на предотвращение негативных последствий наводнений (затоплений).

В исковом заявлении истец ссылается на то, что причиной затопления подвалов жилых домов является отсутствие дренажных каналов, вблизи вышеуказанных домов предназначенных для водоотведения.

Согласно п.п.8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа.

Из дела следует, что администрацией Каменского городского округа были предприняты возможные и необходимые меры в соответствии с Федеральным Законом N 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а именно: 15.02.2016 года Главой администрации принято постановление «Об утверждении плана основных мероприятий по организации безаварийного пропуска весеннего половодья на территории городского округа и о создании противопаводковой подкомиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» (л.д. 25-30); 07.04.2016 года введен режим функционирования «Повышенная готовность» (л.д. 38-40); производились работы по ликвидации последствий, в том числе с привлечением населения, выделены денежные средства из резервного фонда администрации на ликвидацию последствий наводнения (л.д. 42-46); 14.04.2016 года произведено обследование территории (л.д. 47).

Из материалов дела следует, что работы по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанные с паводковыми явлениями на территории с. Травянское проводились согласно плану основных мероприятий по организации безаварийного пропуска весеннего половодья на территории городского округа и о создании противопаводковой подкомиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на 2016 года. Органами местного самоуправления было организовано круглосуточное дежурство постов. Превентивные и аварийно-спасательные мероприятия проводились, в том числе Управлением МЧС. Постановлением введен режим "Повышенная готовность" для органов управления и сил местного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 14.04.2016 года произведен осмотр территории установлено, что подтопление домов произошло из-за обильного таяния снега.

В силу п. п. 4, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоотведения и организация благоустройства территории городского округа, при том, что благоустройство территории - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий проживания граждан.

При этом законом не установлены конкретные меры, которые орган местного самоуправления обязан предпринять для надлежащей организации водоотведения.

В обоснование возражений ответчиком указано, что на территории с. Травянское имеется дренажная система, предназначенная для отвода паводковых вод, в целях обеспечения надлежащего функционирования данных систем заключен договор по их очистке, за счет средств местного бюджета.

Доводы ответчика в обоснование возражений подтверждаются Постановлением об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, из которого следует, что по ул. Ворошилова в с. Травянское имеется автомобильная дорога местного значения, планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрена нарезка водоотводных кюветов, согласно договору на предоставление услуг спецтехники, предусмотрено выполнением работ по очистке водосточных труб в целях предотвращения подтопления жилых домов по ул. Ворошилова, с учетом этого, суд считает, что Администрацией приняты надлежащие меры для предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа.

Прокурором в обоснование иска не представлены доказательства подтверждающие неэффективность либо отсутствие инженерной защиты территории, на которой находятся спорные дома.

С учетом изложенного, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Каменского района к Администрации Муниципального образования Каменский городской округ о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Каменский районный суд либо непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.10.2016 года.

Председательствующий О.В. Пономарева