Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
при секретаре Юламановой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РОО РБ ОЗПП «Единство» к ООО «Торгмастер» о защите прав потребителей и непродлённого круга лиц,
У С Т А Н О В И Л:
РОО РБ ОЗПП «Единство» обратилось в суд с ООО «Торгмастер» о защите прав потребителей и непродлённого круга лиц, мотивируя тем, что 17 августа 2017 года общественными инспекторами ФИО1 и ФИО2 на основание поручения № 51 от 17.08.2017 г. председателя РОО РБ ОЗПП «Единство» о проведение проверки было установлено, что на крыльце магазина «Байрам» расположенной по адресу: <...> осуществляющею розничную торговлю и продажу продуктов питания необходимых для жизнедеятельности человека, отсутствует специально оборудованный пандус для передвижения маломобильных групп населения инвалидных и детских колясок, данный факт зафиксирован в акте № 51 от 17 августа 2017 года.
Отсутствие на крыльце ответчика, специально оборудованного пандуса для передвижения маломобильных групп населения инвалидных и детских колясок изначально является отказом коммерческой организации от заключения публичного договора с данной категории граждан Российской Федерации. А так же, лишают инвалидов, способных самостоятельно передвигаться при помощи специальных средств, лиц передвигающихся на инвалидных колясках, и родителей вместе с их детьми, возможности доступа в данное помещение и приобретение ими продуктов питания. Даже незначительные препятствие в виде стандартных ступенек лестнице является для них чрезмерно затруднительным, а для многих и не возможным без посторонней помощи, что противоречит действующему законодательству РФ и нарушает однородные права и интересы групп потребителей, неопределенного круга потребителей. В данном случае ответчик должен продавать продукты питания необходимых для жизнедеятельности человека каждому гражданину РФ без исключения. Кроме этого, отсутствие на крыльце ответчика специально оборудованного пандуса для передвижения маломобильных групп населения инвалидных и детских колясок противоречит ст.2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190- ред. от 07.03.2017г.). В связи с этим, вход в здание должен соответствовать Сводам правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, и СП 59.13330.2016 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 14.11.2016 года №798/пр, разработаны в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 года, вступивший в Российской Федерации 25.10.2012 года.
Названные своды правил разработаны с учетом требований Международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, Сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения. В силу статей 4,6,46 Градостроительного Кодекса РФ и статей 36,46, Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила, а также своды правил являются обязательными к применению.
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» который предусматривает равные условия жизнедеятельности для инвалидов и граждан, других маломобильных групп населения (МГН), с остальными категориями населения.
Должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Согласно п.4.1.14 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2, 5 метров и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Входная площадка в помещение должна быть доступна МГН и иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.
Поверхность покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокание и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Таким образом, ответчик отсутствием на крыльце специально оборудованного пандуса для передвижения МГН инвалидных и детских колясок, так же нарушает нормы Градостроительного кодекса РФ и Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, и СП 59.13330.2016 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 14.11.2016 года №798. В данном случае действия Ответчика носят длящийся характер, нарушали и нарушают до настоящего времени права неопределенного круга потребителей, которые подлежат судебной защите согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в соответствии с п.2 ст.45. ч.1 ст.46 ГПК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», право на предъявлением к исполнителям, продавцам, уполномоченной изготовлением организации или уполномоченному изготовителем индивидуальному предпринимателю представлено, общественным объединением потребителей в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Истец указывает, что ответчик лишает инвалидов способных самостоятельно передвигаться при помощи специальных средств, и лиц, передвигающихся на инвалидных колясках, а так же, родителей вместе с их детьми возможности доступа в помещение ответчика и тем самым, ответчик отказывал и отказывает в заключении с ними договора о розничной купли продаже продуктов питания согласно ст.426,492 ГК РФ, что нарушает права неопределенного круга потребителей.
В связи с чем, истец просит признать действия (бездействия) ответчика ООО «Торгмастер» противоправными; обязать ООО «Торгмастер» в двадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в силу обустроить вход в магазин по адресу: <...> д 53 в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605,и СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
На судебном заседании представитель РОО РБ ОЗПП ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
На судебном заедании представитель ООО «Торгмастер» ФИО4, действующая по доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в представленном отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы иска, выслушав лиц, участвующих в деле, представителей, обсудив их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ФЗ №183 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами и информации (включая средства обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и здания магазина.
Установлено, что 17 августа 2017 года общественными инспекторами ФИО1 и ФИО2 на основание поручения № 51 от 17.08.2017 г. председателя РОО РБ ОЗПП «Единство» о проведение проверки было установлено, что на крыльце магазина «Байрам» расположенной по адресу: <...> осуществляющею розничную торговлю и продажу продуктов питания необходимых для жизнедеятельности человека, отсутствует специально оборудованный пандус для передвижения маломобильных групп населения инвалидных и детских колясок, данный факт зафиксирован в акте № 51 от 17 августа 2017 года.
Как усматривается из искового заявления отсутствие на крыльце ответчика, специально оборудованного пандуса для передвижения маломобильны групп населения инвалидных и детских колясок изначально является отказом коммерческой организации от заключения публичного договора с данной категории граждан Российской Федерации. А так же, лишают инвалидов, способных самостоятельно передвигаться при помощи специальных средств, лиц передвигающихся на инвалидных колясках, и родителей вместе с их детьми, возможности доступа в данное помещение и приобретение ими продуктов питания. Даже незначительные препятствие в виде стандартных ступенек лестнице является для них чрезмерно затруднительным, а для многих и не возможным без посторонней помощи. Что противоречит действующему законодательству РФ и нарушает однородные права и интересы групп потребителей, неопределенного круга потребителей. В данном случае ответчик должен продавать продукты питания необходимых для жизнедеятельности человека каждому гражданину РФ без исключения. Кроме этого, отсутствие на крыльце ответчика специально оборудованного пандуса для передвижения маломобильных групп населения инвалидных и детских колясок противоречит ст.2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190- ред. от 07.03.2017г.). В связи с этим, вход в здание должен соответствовать Сводам правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, и СП 59.13330.2016 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 14.11.2016 года №798/пр, разработаны в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 года, вступивший в Российской Федерации 25.10.2012 года.
Согласно п.4.1.14 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2, 5 метров и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Входная площадка в помещение должна быть доступна МГН и иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.
Поверхность покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Истец указывает, что в виду отсутствия на крыльце ООО «Торгмастер» специально оборудованного пандуса для передвижения МГН инвалидных и детских колясок, так же нарушает нормы Градостроительного кодекса РФ и Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», лишает инвалидов способных самостоятельно передвигаться при помощи специальных средств, и лиц, передвигающихся на инвалидных колясках, а так же, родителей вместе с их детьми возможности доступа в помещение ответчика и тем самым, ответчик отказывал и отказывает в заключении с ними договора о розничной купли продаже продуктов питания согласно ст.426,492 ГК РФ, что нарушает права неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Как усматривается из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 г. № 689-О-О "ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЗЕЛЕНОГОРСК" КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, С НиП 35-01-2001 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 56 ГПК РФ невыполнение обязанности доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась. В том случае, когда ответчик приводит возражения против иска, ссылаясь на какие-то обстоятельства, он их и доказывает.
Как усматривается из долгосрочного договора № 01-10/11-53 аренды помещения от 14.10.2011 г. ООО «Золотой Ярлык» в лице генерального директора ФИО5 (Арендодатель) передает, а ООО «Торгмастер» в лице генерального директора ФИО6 (Арендатор) принимает в срочное возмездное пользование помещение, расположенное по адресу <...>, в соответствии с техническим паспортом ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ» № 3692 от 25.11.2005 г.
В соответствии с п. 3.2 данного договора аренды арендатор использует помещение для осуществления складской. Торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг, предусмотренной регистрационными документами арендатора.
В соответствии с п. 3.4 Договора аренды арендуемое помещение принадлежит Арендодателю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество 02-УФ№227089, запись в ЕГРП 02-01/01-61/2002-533).
На основании акта приема-передачи от 14.10.2011 г. ООО «Золотой Ярлык» (Арендодатель) передал, а арендатор ООО «Торгмастер» принял помещение общей площадью 502,8 кв.м., расположенное по адресу <...>.
На основании изложенного, суд считает, что требования РОО РБ ОЗПП «Единство» к ООО «Торгмастер» незаконны, поскольку ответчик не является собственником жилого помещения необорудованного пандусом, в связи с чем, считает необходимым в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых РОО РБ ОЗПП «Единство» к ООО «Торгмастер» о защите прав потребителей и непродлённого круга лиц отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан, через Калининский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Н.Ш. Сафиуллина