ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7178/17 от 27.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2-7178/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2017 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Кириченко А.Д.,

при секретаре Слиповичевой Н.А.,

с участием истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Оренбурга о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей сирот, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (истец) обратился в суд с иском, указав, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей. С самого рождения пребывал в специализированных учреждениях для детей сирот. По достижении 18 летнего возраста решением суда от ... был признан недееспособным, помещен в психоневрологический интернат.

В настоящее время решением суда от ... был признан дееспособным. Истец своего жилья не имеет.

Истец обратился в Администрацию г. Оренбурга по вопросу постановки его на учет и предоставлении жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако постановлением Администрации г. Оренбурга от ... ему было отказано, в связи с чем, истец обратился в суд.

Просил признать незаконным постановление Администрации г.Оренбурга от ... об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика включить истца в указанный список и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда на территории г.Оренбурга.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил об удовлетворении.

Представители ответчика Администрации г. Оренбурга, третьего лица Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица предоставил письменный отзыв, в котором указал, что включение истца в список детей сирот и предоставление жилого помещения является невозможным, по причине достижения им 23 летнего возраста.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Из материалов дела усматривается, что родители истца ФИО1, ... года рождения, не известны, в свидетельстве о рождении в соответствующих графах стоят прочерки.

Также из материалов дела усматривается, что истец с рождения пребывал в различных специализированных учреждениях для детей сирот, а также в учреждениях интернатного типа.

На момент достижения истцом совершеннолетнего возраста, т.е. 18 лет, истец пребывал с ... в ГБУСО «...».

В период пребывания в указанном учреждении, после достижения 18 лет истец был признан недееспособным решением суда от ....

После этого, ... убыл в Имангуловский психоневрологический интернат.

... решением суда ФИО1 был признан дееспособным.

В настоящее время истец проживает в г. Оренбурге в СНТ «...».

... истец обратился в администрацию г. Оренбурга по вопросу постановки его на жилищный учет и включению в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации г. Оренбурга от ... ему было отказано в связи с достижением 23 летнего возраста.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств спора, суд приходит к выводу о том, что истец не имел возможности реализовать свое право на получение жилого помещения как ребенок сирота по причине признания его недееспособным после окончания пребывания в специализированном учреждении для детей сирот.

В последующем, в период пребывания истца в различных специализированных учреждениях интернатного типа до достижения 23 летнего возраста (...) и после этой даты (...), а также под опекой физических лиц, со стороны его опекунов не предпринимались какие либо действия направленные на реализацию права истца на получение жилого помещения по категории ребенок сирота, включая постановку его на учет в органах местного самоуправления по месту жительства истца.

В настоящее время истцом, после восстановления его дееспособности, предпринимаются самостоятельные меры к постановке на жилищный учет и получению жилого помещения.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как видно из приведенных положений жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Следует также отметить, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года.

С учетом приведенных выше конкретных обстоятельств спорных правоотношений, исходя из закрепленного в статье 7 Конституции РФ принципа социальной ответственности государства поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, гарантий социальной защиты граждан Российской Федерации, а также статьи 27 Конвенции о правах ребенка закрепляющей право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, суд приходит к выводу о наличии у истца права как у ребенка сироты на получение благоустроенного жилого помещения за счет государства.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).

В силу положений абз.1 ч.1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 ч.2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области (ч.1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-03).

Включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о включении в Список (ч.6 ст.2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013г. N1420/408-V-03).

Учитывая наличие у истца права на предоставление жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно своим постановлением отказал истцу во включении его в Список.

С учетом изложенного требования истца о признании незаконным постановления администрации г. Оренбурга и возложении обязанности по включению истца в список детей сирот подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что истец проживает в г. Оренбурге, собственного жилья не имеет, на обеспечении государства не находится.

Изложенное в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования ФИО1 о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда подлежат удовлетворению.

При этом, исходя из положений ст. 204 ГПК РФ суд полагает необходимым определить срок исполнения решения суда в части предоставления жилого помещения истцу в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации города Оренбурга о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей сирот, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Оренбурга от ...... об отказе во включении ФИО1 в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию г. Оренбурга включить ФИО1 в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию г. Оренбурга предоставить ФИО1, ... года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 11.12.2017 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 11.01.2018 года.

Судья: подпись. Кириченко А.Д.