гражданское дело № 2-717/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2017 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Куцева А.О.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре судебного заседания Захаровой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Буденновскому району Ставропольского края о признании права на перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В Буденновский городской суд Ставропольского края поступило исковое заявление, ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на перерасчет пенсии, в котором она указала следующее, что состоит на учете в ГУ УПФ по городу Буденновску с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год она работала в должности инженера ОТК; технолога в Грозненском производственном швейном объединении г. Грозного Чечено-Ингушской республики. С ДД.ММ.ГГГГ года находится на пенсионном обеспечении, получает низкую пенсию. При обращении в УПФ по вопросу произведения перерасчета пенсии на основаниях данных Росстата о среднемесячной начисленной заработной платы работников отрасли швейной промышленности, не были учтены данные Росстата в связи с тем, что они не подтверждают индивидуальный характер заработка истицы (ответ УПФ от ДД.ММ.ГГГГ). Требуемую для перерасчета пенсии справку о заработной плате за 60 месяцев трудовой деятельности представить истица не может, из-за не сохранности архивных документов в <адрес>, в связи с военными действиями.
В соответствии с Конвенцией международной организации (МОТ) № 95 относительно защиты заработной платы (1949 г.) ратифицированной еще Советским Союзом и действующей ныне на территории РФ, термин «заработная плата» означает всякое вознаграждение или заработок, исчисляемые в деньгах. В условиях рыночной экономики выделяют многие факторы, влияющие на размер заработной платы, в т.ч. и сложившейся в отрасли (профессии) уровень заработной платы. Наряду с экономическими аспектами в заработной плате, значительно выражено ее социальное содержание, влияние на общественные процессы. Это обстоятельство позволяет рассматривать заработную плату и как социально-экономическую категорию.
Применительно к российскому законодательству, заработная плата определяется как вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работникам за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции. Выполнение такой функции имеет бесспорный характер, что в свою очередь подтверждено и самим работодателем (записи в трудовой книжке). Все записи, печати, отметки и основания являются достоверными до тех пор, пока в установленном законом порядке не будет установлено иное. Осуществление трудовой функции в обязательном порядке предполагает соответствующее обязательное вознаграждение.
Законодательство России устанавливает принципы вознаграждения за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимума. Этот принцип закреплен в статье 37 Конституции РФ и отражает основные начала оплаты труда в стране. Трудовые доходы каждого работника действительно определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются, однако ограничиваются минимальными размерами.
Согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации, принудительный труд также был запрещен, а каждый работник имел право на равное вознаграждение за труд и не ниже установленного законом минимального размера. Кроме того, месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке, не могла быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера труда в обозначенный период (1975-1979 г.г.) не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
Ныне действующее трудовое законодательство РФ включает в понятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, к которым относятся премии различного вида и надбавки. Данные представленные Росстат, не содержат таких сведений, т.к. не определяют индивидуальный размер оплаты труда конкретного работника, однако определяют индивидуальный размер оплаты труда работников соответствующей отрасли, в частности по Чечено-Ингушской АССР.
Таким образом, представленные Росстат сведения содержат данные без каких либо надбавок и премий. Порядок расчета среднего заработка во всех случаях определяется ст.139 Трудового Кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв.Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года № 213).
Статья 139 ТК РФ предусматривает единый порядок исчисления средней заработной платы. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат, к которым относится и заработная плата, начисляемая работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время (п.п. «а» п. 2 Положения). Факт отработанного времени бесспорен.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 399, среди полномочий службы определены и такие как обеспечивающие заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики, разработка и ведение в установленном порядке общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности, обеспечения пользователей официальной статистической информацией в установленном порядке и другое.
Росстат в полном соответствии с требованиями правовых норм представил данные о размере среднемесячной платы в стране за запрашиваемый период. Таким образом, исходя из законодательно определяемых полномочий Росстата, следует, что информация, представляемая данной службой носит характер официальной, т.е. влияющей на осуществление прав и свобод гражданина, и, как следствие, влекущей определенные юридические последствия, а сама служба выступает в качестве официального источника. Понятие официальной информации закреплено в ст.2 Закона от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Как следует из Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее Закон № 173-ФЗ), трудовые пенсии могут состоять из трех частей, в том числе страховой (статья 5), которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов выдаваемых в установленном порядке работодателями (ст.30). Согласно ст.1 Закона № 173-ФЗ установление трудовых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере.
Орган пенсионного обеспечения требует представления первичных учетных документов по оплате труда организацией в которой работал обратившийся за перерасчетом пенсионер. Однако истребовать данные документы не представляется возможным по причине отсутствия соответствующих архивов на территории Чеченской Республики. Вины истицы в наступлении обстоятельств (не сохранность архивов), не позволяющих реализовать конституционное право на достойное пенсионное обеспечение, нет.
Учитывая бесспорность факта работы истицы, очевиден и факт получения заработной платы. Однако получить соответствующий документ об этом не представляется возможным.
С принятием положительного решения станет возможной реализация конституционного права на пенсионное обеспечение в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь Конвенцией Международной организации труда, Законом № 173-ФЗ, Положением о Федеральной службе государственной статистики, ТК РФ, ГПК РФ, просит суд признать необоснованным решение ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете моей пенсии; признать право на перерасчет пенсии с учетом заработной платы по данным Росстата за время работы в должности инженера технического контроля, технолога в Грозненском производственном швейном объединении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 170, 0 руб.ежемесячно; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 176, 7 руб. ежемесячно; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 193, 4 руб. ежемесячно; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 208,8 руб. ежемесячно; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 232,0 руб. ежемесячно; обязать ответчика произвести перерасчет назначенной мне пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме просив их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик по делу ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в исковых требованиях просили отказать, согласно решению об отказе в перерасчете пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ
С согласия истца ФИО1, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно трудовой книжке, выданной на имя ФИО1, истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на Грозненском производственном швейном объединении в должности инженера ОТК технолога.
Протоколом-решением ГУ УПФ РФ по <адрес> истцу по предоставленным справкам из Архивного Управления Правительства Чеченской республики и Госкомстата России отказано в перерасчете страховой части пенсии.
Согласно справке Архивного управления Правительства Чеченской Республики N 112-п от ДД.ММ.ГГГГ все архивные фонды Национального государственного архива, в том числе Грозненского производственного швейного объединения уничтожены во время военных действий на территории Чеченской Республике, в 1994-1996 г.г., 1999-2000 г.г.. Направить справку о заработной плате не представляется возможным.
В материалах дела содержится Письмо Федеральной службы Государственной статистики (Росстат) N 1626/05 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что информация предоставлена на основе Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства, данными о средней заработной плате работников швейной промышленности Чечено-Ингушской АССР, по месяцам за указанные годы не располагают.
Доказательств, которые подтверждали бы индивидуальный характер заработка ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, материалы дела не содержат.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно письму Минтруда России N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При оценке пенсионных прав, в соответствии с абз. 4 п. 12 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.1 Положения "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР", утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.
Изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В виду вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании необоснованным решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> следует отказать. Поскольку представленные ФИО1 сведения подтверждают размер номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике Российской Федерации по отрасли «народного хозяйства», к которой относились швейная промышленность ЧИАССР, не носят индивидуальный характер, а заявленный истцом порядок определения среднего заработка за спорные периоды - не соответствует требованиям закона, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на проведение перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО1 <данные изъяты> о признании необоснованным решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> об отказе в перерасчете пенсии – отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд, через Буденновский городской суд, в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 21.06.2017.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья А.О. Куцев