к делу № 2- 717/19 УИД 23RS0045-01-2019-001581-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск н/К 11 июня 2019 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Радионова А.А.
с участием помощника Славянского межрайонного прокурора Мельникова А.В., при секретаре Щука Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Погрузчик-Юг» о признании незаконным бездействия и обязании исчислить утилизационный сбор,
УСТАНОВИЛ:
В Славянский городской суд с исковым заявлением обратился Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Погрузчик-Юг» о признании незаконным бездействия и обязании исчислить утилизационный сбор, мотивируя свои требования тем, что Ростовской транспортной прокуратурой в ходе надзорных мероприятий, проводимых 26.11.2018 в деятельности Южного акцизного таможенного поста установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации самоходных машин без уплаты утилизационного сбора. Согласно представленной ООО «Погрузчик-Юг» документации автопогрузчики с вилочным захватом, задекларированные по ДТ №10009242/11051710000090,10009242/20111710000359,10009242/28111710000377,1000924210512171000038,10009242106121710000389, имеют максимальную технически допустимую массу более 4 тонн, но не более 8 тонн. Расчетом утилизационного сбора, произведенным Южным акцизным таможенным постом с учетом вышеуказанных данных установлено, что размер суммы неуплаченных ООО «Погрузчик-Юг» обязательных платежей составляет 7 350 000,00 руб. При этом, обществом какие-либо меры, направленные на исчисление и уплату утилизационного сбора, а также пени за просрочку его уплаты до настоящего времени не приняты. Невыполнение ответчиком предусмотренных федеральным законодательством обязательных требований по уплате утилизационного сбора за ввоз в Российскую Федерацию транспортных средств, который фактически взимается в целях обеспечения экологической безопасности и защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа, нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ПОГРУЗЧИК-ЮГ», выражающееся в непринятии мер по исчислению и уплате утилизационного сбора за ввезенные на территорию Российской Федерации транспортные средства. Обязать ООО «Погрузчик-Юг» исчислить утилизационный сбор за ввезенные в РФ товары по декларациям: №10009242/110517/0000090, 10009242/201117/0000359, 10009242/281117/0000377, 10009242/051217/0000385, 10009242/061217/0000389. Товары для внутреннего потребления - автопогрузчики с вилочным захватом, код ТН ВЭД ЕАС - 8427201909 (товары), в количестве 42 единицы в соответствии с п. 5 Правил взимания, исчисления уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. №81 и уплатить сумму утилизационного сбора, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник Славянского межрайонного прокурора Мельников А.В. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежаще уведомленного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Южного акцизного таможенного поста ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 NQ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей указанной статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ; приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В ходе надзорных мероприятий, проводимых 26.11.2018 Ростовской транспортной прокуратурой деятельности Южного акцизного таможенного поста, установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации самоходных машин без уплаты утилизационного сбора.
Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Постановление от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации NQ81) (далее - Правила) установлен перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации №81 утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в
отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Правил, определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с п. 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ВВОЗОМ в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по форме, приведенной в приложении №1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении NQ 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно положениям пункта 5 указанных Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (п.13 Правил).
При этом неполучение (отказ от получения) паспорта самоходной машины и других видов техники в отношении помещенной под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления самоходной машины не является основанием для неуплаты утилизационного сбора.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны виды и категории самоходной техники и их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Самоходные машины - автопогрузчики с вилочным захватом, классифицируемые кодом 8427201909, включены в Перечень, также указан размер сбора.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI Перечня в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
Автопогрузчики вилочные относятся к объектам технического
регулирования, подлежащим подтверждению соответствия требованиям
технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», принятого в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823.
Пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона № 89 установлено, что при установлении размера утилизационного сбора учитывается год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
Максимальная технически допустимая масса самоходной машины определяется как максимально разрешенная организацией-изготовителем масса самоходной машины в зависимости от ее конструктивных особенностей, и должна складываться из эксплуатационной массы самоходной машины и ее грузоподъемности.
Согласно представленной ООО «Погрузчик-Юг» документации автопогрузчики с вилочным захватом, задекларированные по ДТ №10009242/11051710000090,10009242/20111710000359,10009242/28111710000377,1000924210512171000038,10009242106121710000389, имеют максимальную технически допустимую массу более 4 тонн, но не более 8 тонн. Для данных погрузчиков, классифицируемых в соответствии с указанным кодом ТН ВЭД ЕАЭС, Перечнем установлен коэффициент «2», для расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Расчетом утилизационного сбора, произведенным Южным акцизным таможенным постом с учетом вышеуказанных данных установлено, что размер суммы неуплаченных ООО «Погрузчик-Юг» обязательных платежей составляет 7 350 000,00 руб.
Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также действующего порядка, установленного Правилами, какие-либо меры, направленные на исчисление и уплату утилизационного сбора, а также пени за просрочку его уплаты до настоящего времени ООО «Погрузчик-Юг» не приняты.
Указанные обстоятельства являются нарушением федерального законодательства, а невыполнение ответчиком обязательных требований по уплате утилизационного сбора за ввоз в Российскую Федерацию транспортных средств, который фактически взимается в целях обеспечения экологической безопасности и защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Погрузчик-Юг» о признании незаконным бездействия и обязании исчислить утилизационный сбор удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Погрузчик-Юг» в непринятии мер по исчислению и уплате утилизационного сбора за ввезенные на территорию Российской Федерации транспортные средства.
Обязать ООО «Погрузчик-Юг» исчислить утилизационный сбор за ввезенные в РФ товары по декларациям №10009242/110517/0000090, 10009242/201117/0000359, 10009242/281117/0000377, 10009242/051217/0000385, 10009242/061217/0000389. Товары для внутреннего потребления - автопогрузчики с вилочным захватом, код ТН ВЭД ЕАС - 8427201909 (товары), в количестве 42 единицы в соответствии с п. 5 Правил взимания, исчисления уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. №81 и уплатить сумму утилизационного сбора, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течении месяца со дня вынесения.
Копия верна:
Согласовано: судья Радионов А.А.