ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-717/2014 от 06.10.2014 Лыткаринского городского суда (Московская область)

 Дело № <данные изъяты>______________________________________________________________________

 Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Лыткарино Московской области <данные изъяты> 2014 года Мотивированное решение суда составлено 06.10.2014.           

 Лыткаринский городской суд Московской области в составе

 председательствующего судьи С.А.Рязанцевой,

 при секретаре К.А. Келлер,

 с участием представителей заявителя по доверенности Е.А.Свечникова, А.П.Терещенкова,

 представителя заинтересованного лица – Управления жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры г.Лыткарино - по доверенности Г.А.Селивановой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании постановления Главы г.Лыткарино Московской области № <данные изъяты> от 04.09.2014 и восстановлении прав,

 у с т а н о в и л:

 ФИО3 обратилась в суд с жалобой на решение органа местного самоуправления, указав, что постановлением Главы г.Лыткарино Московской области № <данные изъяты> 01.04.2013 ее семья, состоящая из 3 человек, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Лыткарино Московской области» на 2013 - 2015 годы», действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее также – Целевая программа).

 Однако, постановлением Главы г.Лыткарино Московской области №<данные изъяты> от 04.09.2014 «О снятии семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее также – оспариваемое постановление Главы), ее семья была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не имеет возможности принять участие в Целевой программе и получить соответствующую субсидию на приобретение жилья.

 Ссылаясь на то обстоятельство, что жилищные условия ее семьи со дня постановки на учет не изменились, полагает постановление Главы г.Лыткарино Московской области <данные изъяты> от 04.09.2014 «О снятии семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным. Просит постановление отменить и восстановить семью на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в Целевой программе.

 В судебном заседании представители заявителя ФИО3 – ее супруг ФИО11, а также Е.Г.Свечников требования поддержали, ссылаясь на отсутствие оснований для снятия семьи ФИО3 с учета. ФИО11 просил восстановить их семью в составе четырех человек, с учетом дочери ФИО8 родившейся <данные изъяты>, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2014-2024 годы».

 Представитель администрации г.Лыткарино в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

 Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры г.Лыткарино (далее – Управление ЖКХ и РГИ) по доверенности Г.А.Селиванова в судебном заседании пояснила, что действующие ранее на территории Московской области правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных не предусматривали в качестве намеренного ухудшения жилищных условий вселение (регистрацию по месту жительства) супруга к супруге и наоборот. В связи с этим при постановке на учет граждан, относящихся к категории «молодые семьи», для участия в Целевой программе обстоятельства регистрации жены по месту жительства мужа жилищная комиссия г.Лыткарино не рассматривала как действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Впоследствии постановлением Правительства Московской области от 09.06.2014 № 437/18 внесены изменения в Целевую программу в раздел «Порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях», в соответствии с которыми такое обстоятельство, как регистрация жены по месту жительства мужа и наоборот, если при этом уменьшается учетная норма жилой площади, приходящаяся на каждого члена молодой семьи, признается намеренным ухудшением жилищных условий и основанием для отказа в постановке на учет. В связи с принятием данного постановления Правительства Московской области семья ФИО3 была снята с учета для участия в Целевой программе.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

 К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также ст.255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

 Как видно из материалов дела, постановлением Главы г.Лыткарино Московской области № <данные изъяты> от 04.09.2014 семья ФИО3 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия Целевой программе, что создает заявителю и членам его семьи препятствия в получении за счет бюджета денежных средств на приобретение жилья.

 В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 В рамках реализации указанных полномочий постановлением Правительства Московской области от 17.12.2010 № 1050 утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Жилище» на 2011-2015 годы» (с последующими изменениями и дополнениями).

 Согласно постановлению Главы г.Лыткарино Московской области <данные изъяты> от 01.04.2013 семья ФИО3 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в Целевой программе.

 Постановлением Главы г.Лыткарино Московской области №<данные изъяты> 11.04.2013 семья ФИО3 включена в состав участников долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Лыткарино Московской области» на 2013-2015 годы (л.д.15-16).

 Постановлением Главы г.Лыткарино Московской области №<данные изъяты> от 29.04.2013 семья ФИО3 включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2014-2024 годы» действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2014-2024 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (л.д.17-18).

 В соответствии с п.5 раздела II «Порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющихся Приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1064/32 (в редакции, действующей на день постановки семьи ФИО3 на учет), под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Каких-либо иных специальных норм, определяющих критерии нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях, вышеуказанные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющихся Приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы», не предусматривали.

 Как следует из доводов представителя Управления ЖКХ и РГИ при постановке граждан на учет в рамках реализации данной Целевой программы и определении нуждаемости молодых семей в жилых помещениях администрация г.Лыткарино руководствовалась положениями ст.51 Жилищного кодекса РФ, как это требуется в соответствии с нормами Целевой программы.

 При этом, при расчете размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена молодой семьи, учитывалась площадь занимаемого молодой семьей жилого помещения на день подачи заявления о постановке на учет. Обстоятельства вселения и регистрации по месту жительства жены в квартиру к супругу (либо наоборот) до обращения с заявлением о постановке на учет, не рассматривались жилищной комиссией как намеренное ухудшение молодой семьей жилищных условий, поскольку Целевой программой данные отношения специальными нормами урегулированы не были, а ранее действующие на территории Московской области правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вселение супругов в одно жилое помещение не определяли как намеренное ухудшение жилищных условий (п.18 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области», утв. Решением Президиума Московского областного Совета Профсоюзов от 29.12.1984 № 1728/24 с последующими изменениями и дополнениями).

 В силу ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

 В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (ст.7 Жилищного кодекса РФ).

 Исходя из приведенных выше положений действующего жилищного законодательства, при рассмотрении заявления ФИО3 в апреле 2013 года о постановке ее семьи на учет для участия в Целевой программе администрацией г.Лыткарино обоснованно принято решение об удовлетворении данного заявления, поскольку для этого имелись основания, предусмотренные ст.51 Жилищного кодекса РФ.

 При указанных обстоятельствах и при отсутствии иных оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что семья ФИО3 незаконно была снята с учета для участия в Целевой программе, в связи с чем оспариваемое постановление Главы г.Лыткарино подлежит отмене, а семья ФИО3 – восстановлению на учете.

 Изменения, внесенные постановлением Правительства Московской области от 09.06.2014 № 437/18 в раздел II «Порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющихся Приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы», правового значения в данном случае не имеют, поскольку в соответствии с ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ к настоящим правоотношениям не применяются. Следовательно, ссылка в оспариваемом постановлении Главы г.Лыткарино на постановление Правительства Московской области от 09.06.2014 № 437/18 в качестве основания для снятия семьи заявителя с учета для участия в Целевой программе, является необоснованной.

 С учетом установленных судом обстоятельств, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

                      р е ш и л:

 Заявление     ФИО3 об оспаривании постановления Главы г.Лыткарино Московской области № <данные изъяты>-п от 04.09.2014 и восстановлении прав удовлетворить.

 Признать незаконным и отменить постановление Главы г.Лыткарино Московской области № <данные изъяты> от 04.09.2014 «О снятии семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

 Восстановить семью ФИО3 в составе четырех человек (она, супруг, сын, дочь) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2014-2024 годы» действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2014-2024 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

 Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в течение месяца в апелляционном порядке.

 Судья

 С.А.Рязанцева