№ 2-717/2021
УИД 61RS0053-01-2021-001132-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 октября 2021 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Коновской Н.Н., помощника судьи Акимовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Семикаракорского района Ростовской области к Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, третьи лица МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Семикаракорского района Ростовской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, обосновывая исковые требования тем, что прокуратурой Семикаракорского района проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании и технологическом присоединении к инженерным сетям. В ходе проверки установлено, что на основании Соглашения от 06.04.2017 года между Администрацией Семикаракорского городского поселения и Администрацией Семикаракорского района, Администрации Семикаракорского района переданы полномочия по вопросам организации водоснабжения населения и водоотведения в границах Семикаракорского городского поселения.
На территории сельских поселений Семикаракорского района услуги по водоснабжению населения осуществляет МУП ЖКХ «Гранит», на территории Семикаракорского городского поселения услуги по водоснабжению населения и водоотведению осуществляет МУП «Водоканал», которые подведомственны Администрации Семикаракорского района, используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Семикаракорский район».
На момент проверки установлено, что в нарушение ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», техническое задание на разработку соответствующей инвестиционной программы организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №641, Администрацией Семикаракорского района не разрабатывалось.
По информации Администрации Семикаракорского района фактический износ сетей водоснабжения, эксплуатируемых МУП «Водоканал», составляет 83%; фактический износ сетей водоотведения - 90%; физический износ водопроводных сетей, эксплуатируемых МУП ЖКХ «Гранит», вставляет 87%., однако инвестиционные программы для МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал» отсутствуют. Администрацией Семикаракорского района не приняты меры по разработке и утверждению технических заданий на разработку соответствующих инвестиционных программ.
Отсутствие инвестиционных программ ущемляет права граждан на качественное и бесперебойное водоснабжение, а также услуг в сфере водоотведения.
В связи с изложенным прокуратурой Семикаракорского района внесено представление в адрес Администрации Семикаракорского района, из содержания которой не усматривается устранение нарушений. С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд обязать Администрацию Семикаракорского района разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения для МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом к участию в деле в качеств третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал».
В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Ростовской области Холодова А.С. поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Администрации Семикаракорского района, ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представила отзыв на исковое заявление, в котором Администрация Семикаракорского района исковые требования признает частично, просит предоставить срок для исполнения решения девять месяцев.
Третьи лица, МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные указанным Федеральным законом (п. 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.п. 8 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;
5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Пунктом 11 ст. 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрен порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пунктам 2, 6 указанных Правил проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией на основе технического задания, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Соглашением от 06.04.2017 года, заключенным между Администрацией Семикаракорского городского поселения и Администрацией Семикаракорского района, полномочия по вопросам организации водоснабжения населения и водоотведения в границах Семикаракорского городского поселения переданы Администрации Семикаракорского района.
На территории сельских поселений Семикаракорского района услуги по водоснабжению населения осуществляет МУП ЖКХ «Гранит», на территории Семикаракорского городского поселения услуги по водоснабжению населения и водоотведению осуществляет МУП «Водоканал».
Данные организации подведомственны Администрации Семикаракорского района, т.к. используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Семикаракорский район».
Прокуратурой Семикаракорского района проведена проверка Администрации Семикаракорского района, МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал».
На момент проверки установлено, что техническое задание на разработку инвестиционной программы для МУП ЖКХ «Гранит» и МУП «Водоканал», Администрацией Семикаракорского района не разрабатывалось, тогда как износ сетей водоснабжения, эксплуатируемых МУП «Водоканал», составляет 83%; фактический износ сетей водоотведения составляет 90%; физический износ водопроводных сетей, эксплуатируемых МУП ЖКХ «Гранит», вставляет 87%.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Семикаракорского района от 12.03.2021 года (л.д.10-14), ответом Администрации Семикаракорского района на представление прокурора от 16.04.2021 года (л.д.15), постановлениями Администрация Семикаракорского района об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения (л.д.16-18), ответами на требования прокурора о предоставлении информации Администрации Семикаракорского района, МУП ЖКХ «Гранит», МУП «Водоканал» (л.д.20-21,23-29,30-33).
Суд учитывает, что ответчик не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, в соответствии с указанными выше нормами права, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд считает достаточным установить шесть месяцев, с учетом, что представление прокуратуры было направлено в адрес Администрации Семикаракорского района 12.03.2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Семикаракорского района устранить нарушения федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:
- в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения для МУП ЖКХ «Гранит»;
- в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения для МУП «Водоканал».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Коновская Н.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 25.10.2021 года.