Дело № 2-717/2023 КОПИЯ
УИД 59RS0042-01-2023-000915-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2023 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Латиповой А.А.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чернушинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий и их прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий и их прекращении.
Исковое заявление мотивировано тем, что в отношении ИП ФИО1 было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации. В ходе наблюдения, были выявлены неоднократные отклонения при реализации товаров легкой промышленности. Товары, "простыня на резинке 160*200*20 трикотаж, трава", "Мастерская снов, наволочка бязь, 2шт", "Махровое полотенце АЗ Самур", "Наволочка 40*40 бязь набивная" которые не зарегистрирован в ГИС МТ "Честный знак". Выявленные нарушения зафиксированы в актах контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. В связи с нарушением обязательных требований истцом 16.05.2023 года, 14.07.2023 года, выданы ответчику предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований п.п. 15,47,48,49 Правил № 1956. Возражений на предостережения от ответчика не поступило. В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, реализация товара возможна только с зарегистрированным кодом идентификации с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак». Фактически в действиях ответчика ГИС МТ «Честный знак» систематически выявлены отклонения. На дату выдачи предостережения 16.05.2023 года системой зафиксировано 569 отклонений, на 17.05.2023 года - 1706 отклонений, 14.06.2023 года - 1855 отклонений, на 14.07.2023 года – 588, на 26.07.2023 года -589 отклонений. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак» указывают на реализацию товаров незарегистрированным кодом идентификации, что свидетельствует о реализации немаркированного товара, является нарушением действующего законодательства. Истец просит суд признать действия ответчика выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализации (продаже) товара ( легкой промышленности), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ответчика прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (легкой промышленности), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Представитель истца Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что принимает меры к устранению нарушений в виде отклонений.
Заслушав ответчика, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. ст. 4, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
Согласно ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (п.5). Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16).
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 (ред. от 19.10.2022) "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности", представление участниками оборота товаров информации в информационную систему мониторинга осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами (заявление, уведомление, квитанция и прочее), формат которых определяется оператором и размещается на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обязанность по представлению в информационную систему мониторинга предусмотренной настоящими Правилами информации, передаваемой в составе универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, исполняется участником оборота товаров путем направления таких универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов оператору электронного документооборота на основании заключенного между ними договора, который должен предусматривать следующее: передача подписанных обеими сторонами сделки универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов участника оборота товаров оператором электронного документооборота в информационную систему мониторинга осуществляется в режиме реального времени; передача оператором электронного документооборота участнику оборота товаров уведомлений (квитанций) оператора, указанных в пункте 19 настоящих Правил, осуществляется в режиме реального времени; датой исполнения обязанности участника оборота товаров по представлению сведений в информационную систему мониторинга считается дата получения универсального передаточного документа, универсального корректировочного документа оператором; ответственность за корректность сведений, содержащихся в универсальных передаточных документах и универсальных корректировочных документах, несет участник оборота товаров, а ответственность за неизменность и своевременность передачи оператору универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, предоставленных участником оборота товаров, несет оператор электронного документооборота. До 1 января 2022 г. участник оборота товаров легкой промышленности вправе представлять в информационную систему мониторинга предусмотренную настоящими Правилами информацию, передаваемую в составе универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, путем направления таких универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов оператору системы самостоятельно. Участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 г. (п. 15);
Производители до предложения товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов, или сторонние производители товаров до передачи товаров производителю формируют уведомление о вводе товаров в оборот и вносят в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика производителя; 10-значный код товарной номенклатуры маркированных товаров; код идентификации, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки; тип производственного заказа (собственное производство, контрактное производство); идентификационный номер налогоплательщика стороннего производителя (в случае контрактного производства); вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара. Подача сведений о передаче товаров, выпущенных в рамках контрактного производства от стороннего производителя производителю, осуществляется в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил (п. 47);
Участники оборота товаров, осуществляющие реализацию (продажу) товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом), формируют уведомление о вводе товаров в оборот и вносят в информационную систему мониторинга следующие сведения: а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, осуществляющего указанный оборот; б) код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора (п. 48);
Импортеры после выпуска таможенными органами товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов, либо до принятия к учету товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей), формируют уведомление о вводе товаров в оборот и представляют в информационную систему мониторинга следующие сведения: а) идентификационный номер налогоплательщика импортера; б) код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки, или агрегированный таможенный код; в) дата регистрации таможенной декларации на товары; г) регистрационный номер таможенной декларации на товары (п. 49);
Судом установлено:
ФИО1, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет розничную торговлю текстильных изделий, в магазине расположенном адресу: Пермский край, Бардымский район, с Барда, ул. Ленина, д. 34А/5
На основании заданий <№> от 11.05.2023 года, <№> от 13.07.2023 года, должностным лицам Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю поручено обеспечить контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований предусмотренных "Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности" (л.д. 9,10).
Согласно актов <№> от 16.05.2023 года, <№> от 14.07.2023 года, главного специалиста-эксперта, в ходе наблюдений выявлены неоднократные отклонения у ИП ФИО1 при реализации товаров легкой промышленности (л.д.11,12).
16.05.2023 года, 14.07. 2023 года ИП ФИО1 объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных п.п. 15,47,48,49 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации (л.д.15,16).
Возражения на предостережения от ИП ФИО1 в Управление Роспотребнадзора не поступали, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Истец указала, что принимает меры по устранению отклонений фиксируемых в ГИС МТ "Честный знак", однако доказательств устранения нарушений не представлено.
Таким образом, индивидуальный предприниматель ИП ФИО1 не приняла меры по надлежащей организации системы контроля за соблюдением обязательных требований действующего законодательства к товарам при их продаже, тем самым нарушив права неопределённого круга потребителей.
В связи с чем, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Права неопределенного круга потребителей подлежат судебной защите в соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ путем признания действий ответчика противоправными и прекращения указанных действий.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ИП ФИО1 прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (легкой промышленности), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО1 ОГРНИП <№> выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализации (продаже) товара (легкой промышленности), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 ОГРНИП <№> прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (легкой промышленности), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме 13.09.2023 года.
Судья подпись Н.В. Дьякова
Решение не вступило в законную силу Подлинный документ подшит в деле № 2-717/2023 УИД 59RS0042-01-2023-000915-70 Дело находится в производстве Чернушинского районного суда Пермского края |