ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7186 от 22.09.2010 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-7186/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2010 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Булатова П.Г.

при секретаре Новгородовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Впоследствии исковые требования были изменены, к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений были предъявлены требования о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области в ходе проверки природоохранного законодательства, проведенной в июне-июле 2010 года, установлен факт нарушения права неопределенного кру­га лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории г. Кургана, а именно - содержание в водных объектах г. Кургана (оз. Шум, р. Чер­ная, р. Битевка) загрязняющих веществ превышает допустимую норму. Загряз­нение указанных водоемов стало возможным в результате неисполнения Адми­нистрацией г. Кургана требований федерального законодательства. Пунктами 3, 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относят­ся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муни­ципальной собственности городского округа, организация в границах городско­го округа водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности в состав муниципальной собственности г. Кургана входит сеть ливневой канали­зации, через которую в водоемы происходит слив сточных вод. В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительст­ва» первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, тех­ническая инвентаризация которых ранее не проводилась. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 10.4 Положения о порядке управления, владения, пользова­ния и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственно­сти г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 № 311 полномочия в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, организации и обеспечения ин­вентаризации муниципального имущества и государственной регистрации пра­ва муниципальной собственности на объекты недвижимости относятся к Де­партаменту экономического развития и управления муниципальным имущест­вом Администрации г. Кургана (имущественных и земельных отношений), которые им не выполня­ются. Так, с момента включения сетей ливневой канализации в Реестр объектов муниципального имущества, обследование ее не проводилось, техническое со­стояние не проверялось. Указанное бездействие привело к нарушению целост­ности ливневой канализации. Так, согласно акту проверки № 14-18/87 от 16.09.2009 года, протоколу об административном правонарушении № 14-19/53 от 06.08.2009 года, отсутствие контроля со стороны Администрации г. Кургана за сетью ливневой канализа­ции привело к образованию самовольных врезок хозяйственно-бытовых стоков в коллектор МУП «Специализированное дорожное предприятие», в результате чего в вышеуказанные водные объекты произошло попадание вредных веществ. Проведенные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды проверки по обращениям граждан свидетельствуют о том, что Департа­мент не обладает информацией о техническом состоянии сети ливневой кана­лизации, о ее целостности, что допускает возможность наличия в ней иных не­законных врезок, благодаря которым на водные объекты, в которые выходит ливневая канализация, также осуществляется негативное воздействие. Ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ указывал, если причиненный вред является последствием экс­плуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельно­сти, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или пре­кратить соответствующую деятельность. Просил суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана провести инвентаризацию сетей ливневой канализации г. Кургана в срок до 01.12.2011 г., обязать Администрацию г. Кургана в срок до 01.12.2011 г. финансировать проведение инвентаризации.

В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, на заявленных требованиях настаивал, обоснование иска оставил прежним.

Представитель ответчиков Администрации г. Кургана и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана в судебном заседании возражала против иска в связи с его необоснованностью. Требование о возложении обязанности выделить денежные средства полагает не соответствующим Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области исковые требования поддержала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относятся (в числе прочего): владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.п. 3, 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16).

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921
"О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

На положениях указанных Федерального закона и Постановления Правительства РФ прокурор основывает свои требования.

Данные нормативные акты не содержат прямых указаний на обязанность органа местного самоуправления по проведению инвентаризации ливневой канализации.

Комплексный анализ упомянутого Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, приказов Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278, Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 8 сентября 2006 г. N 268, Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70 позволяет сделать вывод о том, что уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Госстрой России, и государственный учет объектов градостроительной деятельности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета, уполномоченным предприятием на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (ГУП "Ростехинвентаризация").

Ни один из перечисленных документов не содержит обязательных предписаний по инвентаризации объектов капитального строительства органами местного самоуправления, нет указаний о сроках, периодичности.

В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 21 декабря 2005 г. N 311 "Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана" к объектам муниципального имущества, подпадающим под сферу действия настоящего Положения, относятся: муниципальное имущество, составляющее казну города, за исключением средств городского бюджета и муниципальных земель (муниципальная казна); имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, арендного пользования и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также приобретенное ими в результате хозяйственной деятельности; имущество органов местного самоуправления и др.

Органы местного самоуправления города Кургана наделили правами по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, Курганской области, Уставом муниципального образования города Кургана, соответствующие уполномоченные органы, в частности, Департамент экономического развития и управления муниципальным имуществом. К полномочиям департамента в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в числе прочего относится организация и обеспечение инвентаризации муниципального имущества и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости (п. 10.4 Положения).

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (Приложение № 6 к решению Курганской городской Думы «О структуре Администрации города Кургана» от «26» мая 2010 г. № 107) Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана является правопреемником прав и обязанностей Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана и Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана в части земельных и лесных правоотношений, атакже правоотношений по управлению муниципальным имуществом. Департамент имущественных и земельных отношений является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, гербовую печать, штампы, бланк со своим наименованием, расчетный счет, наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом, финансируется за счет средств бюджета города Кургана. Вопросы, связанные с реализацией прав и обязанностей Департамента имущественных и земельных отношений как юридического лица, решаются в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, Администрация г. Кургана не обязана финансировать самостоятельное юридическое лицо для решения им вопросов организации и обеспечения инвентаризации муниципального имущества и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Бюджет на 2011 год формируется органами местного самоуправления с использованием определенного механизма, денежные средства не могут быть выделены произвольно.

Действия Департамента имущественных и земельных отношений как заказчика (а не непосредственного исполнителя работ по инвентаризации) в целях заключения с исполнителями, подрядчиками муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме этого, суду не представлено доказательств того, что непроведение инвентаризации непосредственно нарушает права неопределенного круга лиц; все доводы, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов граждан в рассматриваемом споре носят предположительный характер. Отсутствуют достоверные сведения о том, что именно непроведение полной инвентаризации привело к содержанию в водных объектах г. Кургана (оз. Шум, р. Чер­ная, р. Битевка) загрязняющих веществ, превышающих допустимую норму.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять приоритеты, последовательность проведения тех или иных работ, виды деятельности, цели и объемы расходования бюджетных средств. Вмешательство в вопросы местного значения возможно лишь в строго ограниченных случаях, в данном случае таковое недопустимо.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Департаменту имущественных и земельных отношений о возложении обязанности по проведению инвентаризации сетей ливневой канализации г. Кургана в срок до 01.12.2011 г., возложении обязанности на Администрацию г. Кургана финансировать проведение инвентаризации в срок до 01.12.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда П.Г. Булатов