Курганский городской суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-7186/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Булатова П.Г.
при секретаре Новгородовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Впоследствии исковые требования были изменены, к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений были предъявлены требования о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области в ходе проверки природоохранного законодательства, проведенной в июне-июле 2010 года, установлен факт нарушения права неопределенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории г. Кургана, а именно - содержание в водных объектах г. Кургана (оз. Шум, р. Черная, р. Битевка) загрязняющих веществ превышает допустимую норму. Загрязнение указанных водоемов стало возможным в результате неисполнения Администрацией г. Кургана требований федерального законодательства. Пунктами 3, 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности в состав муниципальной собственности г. Кургана входит сеть ливневой канализации, через которую в водоемы происходит слив сточных вод. В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 10.4 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 № 311 полномочия в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, организации и обеспечения инвентаризации муниципального имущества и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости относятся к Департаменту экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана (имущественных и земельных отношений), которые им не выполняются. Так, с момента включения сетей ливневой канализации в Реестр объектов муниципального имущества, обследование ее не проводилось, техническое состояние не проверялось. Указанное бездействие привело к нарушению целостности ливневой канализации. Так, согласно акту проверки № 14-18/87 от 16.09.2009 года, протоколу об административном правонарушении № 14-19/53 от 06.08.2009 года, отсутствие контроля со стороны Администрации г. Кургана за сетью ливневой канализации привело к образованию самовольных врезок хозяйственно-бытовых стоков в коллектор МУП «Специализированное дорожное предприятие», в результате чего в вышеуказанные водные объекты произошло попадание вредных веществ. Проведенные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды проверки по обращениям граждан свидетельствуют о том, что Департамент не обладает информацией о техническом состоянии сети ливневой канализации, о ее целостности, что допускает возможность наличия в ней иных незаконных врезок, благодаря которым на водные объекты, в которые выходит ливневая канализация, также осуществляется негативное воздействие. Ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ указывал, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Просил суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана провести инвентаризацию сетей ливневой канализации г. Кургана в срок до 01.12.2011 г., обязать Администрацию г. Кургана в срок до 01.12.2011 г. финансировать проведение инвентаризации.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, на заявленных требованиях настаивал, обоснование иска оставил прежним.
Представитель ответчиков Администрации г. Кургана и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана в судебном заседании возражала против иска в связи с его необоснованностью. Требование о возложении обязанности выделить денежные средства полагает не соответствующим Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области исковые требования поддержала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относятся (в числе прочего): владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.п. 3, 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16).
Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921
"О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
На положениях указанных Федерального закона и Постановления Правительства РФ прокурор основывает свои требования.
Данные нормативные акты не содержат прямых указаний на обязанность органа местного самоуправления по проведению инвентаризации ливневой канализации.
Комплексный анализ упомянутого Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, приказов Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278, Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 8 сентября 2006 г. N 268, Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70 позволяет сделать вывод о том, что уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Госстрой России, и государственный учет объектов градостроительной деятельности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета, уполномоченным предприятием на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (ГУП "Ростехинвентаризация").
Ни один из перечисленных документов не содержит обязательных предписаний по инвентаризации объектов капитального строительства органами местного самоуправления, нет указаний о сроках, периодичности.
В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 21 декабря 2005 г. N 311 "Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана" к объектам муниципального имущества, подпадающим под сферу действия настоящего Положения, относятся: муниципальное имущество, составляющее казну города, за исключением средств городского бюджета и муниципальных земель (муниципальная казна); имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, арендного пользования и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также приобретенное ими в результате хозяйственной деятельности; имущество органов местного самоуправления и др.
Органы местного самоуправления города Кургана наделили правами по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, Курганской области, Уставом муниципального образования города Кургана, соответствующие уполномоченные органы, в частности, Департамент экономического развития и управления муниципальным имуществом. К полномочиям департамента в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в числе прочего относится организация и обеспечение инвентаризации муниципального имущества и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости (п. 10.4 Положения).
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (Приложение № 6 к решению Курганской городской Думы «О структуре Администрации города Кургана» от «26» мая 2010 г. № 107) Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана является правопреемником прав и обязанностей Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана и Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана в части земельных и лесных правоотношений, атакже правоотношений по управлению муниципальным имуществом. Департамент имущественных и земельных отношений является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, гербовую печать, штампы, бланк со своим наименованием, расчетный счет, наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом, финансируется за счет средств бюджета города Кургана. Вопросы, связанные с реализацией прав и обязанностей Департамента имущественных и земельных отношений как юридического лица, решаются в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Администрация г. Кургана не обязана финансировать самостоятельное юридическое лицо для решения им вопросов организации и обеспечения инвентаризации муниципального имущества и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Бюджет на 2011 год формируется органами местного самоуправления с использованием определенного механизма, денежные средства не могут быть выделены произвольно.
Действия Департамента имущественных и земельных отношений как заказчика (а не непосредственного исполнителя работ по инвентаризации) в целях заключения с исполнителями, подрядчиками муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме этого, суду не представлено доказательств того, что непроведение инвентаризации непосредственно нарушает права неопределенного круга лиц; все доводы, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов граждан в рассматриваемом споре носят предположительный характер. Отсутствуют достоверные сведения о том, что именно непроведение полной инвентаризации привело к содержанию в водных объектах г. Кургана (оз. Шум, р. Черная, р. Битевка) загрязняющих веществ, превышающих допустимую норму.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять приоритеты, последовательность проведения тех или иных работ, виды деятельности, цели и объемы расходования бюджетных средств. Вмешательство в вопросы местного значения возможно лишь в строго ограниченных случаях, в данном случае таковое недопустимо.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Департаменту имущественных и земельных отношений о возложении обязанности по проведению инвентаризации сетей ливневой канализации г. Кургана в срок до 01.12.2011 г., возложении обязанности на Администрацию г. Кургана финансировать проведение инвентаризации в срок до 01.12.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней через Курганский городской суд.
Судья Курганского
городского суда П.Г. Булатов