УИД 11RS0001-01-2023-007275-77 Дело № 2-7189/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
с участием истца Новосельцева Д.Н., представителя Ануфриева В.А.,
представителя ответчика Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 ноября 2023 года гражданское дело по иску заявлению Новосельцева Дмитрия Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности зачесть периоды работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Новосельцев Д.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми возложении обязанности зачесть в стаж период работы с ** ** ** по ** ** ** в инженерно-техническом составе в гражданской авиации, назначить пенсию с ** ** **, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование указано, что решением отделения пенсионного фонда РФ по Республики Коми от ** ** ** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и требуемого страхового стажа в гражданской авиации. При расчете стажа работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации ответчиком не обосновано не учтены периоды работы в инженерно-техническом составе авиации с ** ** ** по ** ** **, что составляет 12 лет 9 месяцев 11 дней, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «Комиавиатранс», АО «ЮТэйр-Инжиниринг».
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.
Представители АО «Комиавиатранс», АО «ЮТэйр-Инжиниринг» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, наблюдательные дела ГАП «Комиавиа», ГУП «Комиавиатрансс», Сыктывкарское авиапредприятие, суд приходит к следующему.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
С ** ** ** вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установлено, что ** ** ** Новосельцев Д.Н.. обратился в ОСФР по РК с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400–ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по РК №... от ** ** ** в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
При этом Новосельцеву Д.Н. установлен страховой стаж – 33 года 06 месяцев 13 дней; стаж работы в МКС – 29 лет 5 месяцев 6 дней, стаж работы в РКС – 06 дней; стаж работы в РКС с учетом в МКС – 22 года 1 месяц 12 дней; страховой стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации – 12 лет 11 месяцев 14 дней, ИПК – 144,964.
При этом из стажа работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации исключены оспариваемые истцом периоды работы, в стаж работа в инженерно-техническом составе истца были засчитаны периоды работы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, отраженные с кодом «ИТС», «27-15».
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет. В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определнной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее - Список), согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; также в нем указано, что право на пенсию имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Согласно пункту 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются; начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Согласно подп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13-15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытатёльного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до ** ** **; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ** ** **.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, также предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). При этом занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (действовавшего в спорный период работы истца) в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Сведения о стаже на соответствующих видах работ должны поступать от работодателя в базу персонифицированного учета на основании подтверждающих документов того периода, когда выполнялись работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Исходя из изложенного, по общему правилу пенсионного законодательства периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица ** ** **.
Как указывает ответчик, период работы истца с ** ** ** по ** ** ** не засчитан в стаж работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие работу истца в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях.
Из материалов дела следует, что ** ** ** Новосельцев назначен на должность авиатехника по эксплуатации воздушных судов и авиадвигателей 3 класса 4 разряда Сыктывкарского объединенного авиационного отряда Коми управления гражданской авиации; ** ** ** назначен на должность авиатехника по планеру и двигателям 3 класса 4 разряда; ** ** ** присвоен 5 разряд авиационного техника: ** ** ** в связи с реорганизацией местом работы указана База транспортной авиационной компании ГАП «Комиавиа»; ** ** ** уволен с переводом в ГУП «Комиавиатранс»; ** ** ** принят авиационным техником по планеру и двигателям 5 разряда в ГУП «Комиавиатранс»; ** ** ** уволен с переводом и ** ** ** принят в ОАО АК «Комиинтеравиа» авиационным техником по планеру и двигателям 5 разряда; ** ** ** присвоен 1 класс 96 разряд) авиатехника; ** ** ** переведен инженером по техническому обслуживанию авиационной техники (планер и двигатель) в цех периодического технического обслуживания авиационной техники.
АО «Комиавиатранс» представлена справка от ** ** **, из которой следует, что Новосельцев Д.Н. работал в режиме полного рабочего дня по обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях (вне помещений); справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости выдать не могут, в связи с отсутствием подтверждающих документов. Информацией за период работы с ** ** ** по ** ** ** в ОАО АК «Комиинтеравиа» не располагают.
Согласно сведениям выданной АО «Ютэйр-Инженеринг» от ** ** **, а также из поступивших по запросу суда выписок из лицевых счетов работника Новосельцева Д.Н. следует, что Новосельцев Д.Н. работал с ** ** ** по ** ** ** в должностях: авиатехника по ПиД цеха №... АТБ, авиатехника по ПиД цеха периодического ТО ВС АТБ, инженера по ТО АТ цеха периодического ТО ВС, начальника смены цеха периодического ТО ВС и в период работы был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
При этом в документах по личному составу сведения о работе Новосельцева Д.Н. на условиях неполного рабочего дня или в режиме неполной рабочей недели отсутствуют.
Согласно выпискам из приказов истец ** ** ** был допущен к самостоятельному техническому обслуживанию планера и его систем по оперативным и периодическим вилам регламентных работ на самолете ТУ-134 А, Б; ** ** ** - к самостоятельному техническому обслуживанию планера и его систем по оперативным и периодическим вилам регламентных работ на самолете АН-24; ** ** ** - к самостоятельному техническому обслуживанию планера и его систем по оперативным и периодическим вилам регламентных работ на самолете АН-26; ** ** ** - к самостоятельному техническому обслуживанию планера и его систем по оперативным и периодическим вилам регламентных работ на самолете АН-12,.
В соответствии с Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93, утвержденным Приказ Минтранса РФ от ** ** ** № ДВ-58 оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование воздушного судна в интервалах между формами его периодического технического обслуживания. Оперативное техническое обслуживание воздушных судов выполняют непосредственно после полета воздушного судна и перед вылетом в целях подготовки к последующему полету или обеспечения стоянки в соответствии с заданным режимом обслуживания, при этом ответственный за обслуживание встречает судно на месте стоянки и установке его на месте стоянки (перроне), выполняет определенные действия без перемещения воздушного судна, тогда как периодическое техническое обслуживание воздушных судов проводят в производственных помещениях или на открытых стоянках, оборудованных технологической оснасткой, обеспеченных СНО специального применения.
Согласно Перечню основных средств ГУП «Комиавиатранс» зданий для обслуживания воздушных судов не имеется. Имеются тепляки, в которых работники обедали, отдыхали в перерыве.
Учитывая, что оперативное техническое обслуживание воздушных судов выполняется непосредственно после полета воздушного судна и перед его вылетом, производственных помещений для обслуживания воздушных судов не было, имелись тепляки, суд приходит к выводу о доказанности факта технического обслуживания воздушных судов истцом в аэродромных условиях.
В связи с этим, требование истца об обязании включить в стаж работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации периода работы с ** ** ** по ** ** ** подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При зачете спорного периода стаж работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации истца составит более 20 лет, что дает право на страховую пенсию по старости.
Так как истец достиг возраста 55 лет ** ** **, то на ответчика подлежит возложить обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с ** ** **.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая количество времени, затраченного представителем истца на участие в заседаниях суда, категорию спора, сложность дела, длительность рассмотрения дела, принимая во внимание, что расходы подтверждены материалами дела, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на представителя в размере 10000 рублей.
В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит возврату уплаченная ею при подаче иска госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новосельцева Дмитрия Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми включить в стаж работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации Новосельцева Дмитрия Николаевича период работы с ** ** ** по ** ** **.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить Новосельцеву Дмитрию Николаевичу страховую пенсию по старости с ** ** **.
Взыскать с Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Новосельцева Дмитрия Николаевича судебные расходы в размере 10300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья С.М. Сухорукова