ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-718/2015 от 02.03.2015 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-718/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2015 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Киячко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда в защиту интересов муниципального образования городского округа «Город Калининград» и неопределенного круга лиц к ООО < ИЗЪЯТО >, администрации ГО «Город Калининград», комитету архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград», ООО < ИЗЪЯТО > о признании недействительным положительного заключения экспертизы проектной документации, признании недействительным разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования городского округа «Город Калининград» и неопределенного круга лиц к администрации ГО «Город Калининград», ООО < ИЗЪЯТО >, ООО < ИЗЪЯТО >, в котором просит признать недействительным положительное заключение экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненное ООО < ИЗЪЯТО >; признать недействительным разрешение на строительство от < Дата > на земельном участке с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., выданном ООО < ИЗЪЯТО > комитетом архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград». В обоснование иска ссылается на то, что ООО < ИЗЪЯТО > является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м по < адрес >. В соответствии картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» земельный с кадастровым номером расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс «Ж-2»), в которой допускается строительство многоквартирных домов этажей.

В целях подготовки проектной документации по заявлению ООО < ИЗЪЯТО > комитетом архитектуры и строительства осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка от < Дата >.

Проектирование многоквартирного дома этажностью 5 этажей со встроенными нежилыми помещениями и паркингом в подвальном этаже осуществлялось ООО < ИЗЪЯТО >, «ИП ФИО» по зданию на проектирование, утвержденному < Дата > застройщиком ООО < ИЗЪЯТО > на основании ГПЗУ с учетом постановления администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >, в котором ООО < ИЗЪЯТО > предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома этажностью 5 этажей со встроенными нежилыми помещениями и паркингом в подвальном этаже на расстоянии < ИЗЪЯТО > м от красной линии.

Ограничение использования земельного участка с кадастровым номером установлено картой зон охраны объектов культурного наследия Правил - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (индекс «РЗ-3.3.») «Районы городских вилл» с режимом строгого регулирования - высота новых зданий не выше средней по кварталу, то есть не выше 3-х этажей, что также отражено в ГПЗУ.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ООО < ИЗЪЯТО > выдано разрешение от < Дата > на строительство 3-этажного многоквартирного дома по < адрес >. Срок данного разрешения на строительство истек < Дата >.

Администрация городского округа «Город Калининград» (постановления от < Дата >, от < Дата >) дважды отказывала ООО < ИЗЪЯТО > в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома этажностью 5 этажей на принадлежащем ООО < ИЗЪЯТО > земельном участке по < адрес >. Решением Арбитражного суда Калининградской области от < Дата > по делу по обращению ООО < ИЗЪЯТО > Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» признаны недействующими и не соответствующими Федеральным законам Российской Федерации в части отнесения земельного участка с кадастровым номером по < адрес > площадью < ИЗЪЯТО > кв.м к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.3. «Районы городских вилл» - < ИЗЪЯТО >.

Вместе с тем, зона РЗ-3, являющаяся совокупным понятием для территории подчиненных зон P3-3.1, P3-3.2, РЗ-3.3., продолжает действовать, несмотря на вышеназванное решение Арбитражного суда Калининградской области от < Дата >. Так, зона РЗ-3 предполагает режим градостроительной деятельности, в том числе: новое строительство и реконструкция с сохранением исторического характера среды и исторической планировочной структуры; высота новых строек не выше самого высокого здания квартале.

Одним из документов, на основании которых выдано разрешение на строительство жилого дома является положительное заключение экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненное ООО < ИЗЪЯТО >.

В соответствии с положительным заключением проектная документация, разработанная ООО < ИЗЪЯТО >, «ИП ФИО», соответствует требованиям градостроительных и технических регламентов, нормативных технических документов, градостроительному плану земельного участка результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование. Специалистами комитета архитектуры и строительства администрации Городского округа «Город Калининград» проведена проверка соответствия предоставленной проектной документации требованиям ГПЗУ (с учетом решения Арбитражного суда Калининградской области), постановления о предоставлении разрешения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства от < Дата >. В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В нарушение приведенной нормы права положительное заключение экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненное ООО < ИЗЪЯТО >, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно в части этажности строящегося жилого дома: по проекту пять этажей, вместо возможных трех. В связи с изложенным полагает, что положительное заключение экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненное ООО < ИЗЪЯТО >, является незаконным, а следовательно является незаконным и разрешение на строительство, выданное на основании указанного положительного заключения.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Т.Г.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации ГО «Город Калининград», комитета архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград» по доверенностям Л.В.Ю. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что ООО < ИЗЪЯТО > в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ представило все необходимые документы для получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома с подземной стоянкой и встроенными общественными помещениями по < адрес >. Данные документы были проверены в рамках полномочий, предоставленных органу местного самоуправления ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, на предмет наличия всех документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка от < Дата >, красным линиям. По результатам проверки оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренных ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а также п. 2.9.2 Административного регламента по оформлению и выдаче разрешений на строительство, установлено не было. Кроме того, в силу положений. 5 ст. 48 ГрК РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома с подземной стоянкой и встроенными общественными помещениями по < адрес > выполнена ООО < ИЗЪЯТО > и ИП ФИО, имеющими свидетельства о допуске к работам по проектированию объектов капитального строительства. В проектной документации содержится заверение проектной организации о том, что документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами. Данная проектная документация получила положительное заключение от < Дата >, негосударственной экспертизы ООО < ИЗЪЯТО >. Согласно ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-2. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» зона Ж-2 предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей), допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения. Вместе с тем, согласно сведений ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.3. – «Районы городских вилл» - < ИЗЪЯТО >. Однако решением Арбитражного суда Калининградской области от < Дата > по делу Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.3. – «Районы городских вилл» - < ИЗЪЯТО >, признаны несоответствующими Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области», Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, и не действующими в оспариваемой части. Вопреки мнению прокурора Центрального района г. Калининграда зона РЗ-3 является совокупной для зон РЗ-3.1, РЗ-3.2., РЗ-3.3. и не существует в качестве самостоятельной зоны.

Представитель ООО < ИЗЪЯТО > по доверенности К.М.В. против удовлетворения иска возражала, полагала, что дело в части требований о признании недействительным положительного заключения экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненного ООО < ИЗЪЯТО > подлежит прекращению. В обоснование своих доводов указала следующее: согласно ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Проектируемое здание соответствует виду разрешенного использования и всем предельным значениям. До принятия Арбитражным судом Калининградской области решения по делу спорный участок относился к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности с индексом «РЗ-3.3.» согласно карте зон охраны объектов культурного наследия. В данной зоне отсутствует ограничение по этажности застройки, соответственно нет ограничения «не выше 3-х этажей», как указано в иске. Для данной зоны установлен общий режим градостроительной деятельности, предусматривающий сохранение исторического характера среды с восстановлением утраченных фрагментов и выборочным новым строительством, воссозданием композиционного каркаса (основных площадей, доминант, исторических трасс, улиц, характера озеленения). Режим градостроительной деятельности в зоне РЗ-3.3 ограничен в части предельно-допустимой этажности, установленной в зоне Ж-2 (5-8 этажей). Градостроительный план земельного участка не содержит ограничения по этажности - 3 этажа. Данный документ строго устанавливает предельную высоту зданий 5-8 этажей. Таким образом, проектируемый объект соответствует всем установленным параметрам постройки. Согласно п. 7 ч.2 ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» для формирования выразительного архитектурного облика застройки разрешается применение доминантных объектов (зданий повышенной этажности по отношению к фоновой застройке зоны). Доминанты могут располагаться: по фронту застройки квартала: на пересечении транспортных магистралей; в угловых частях квартала; в центральной части линии застройки квартала (кроме исторического центра); в глубине квартала - только в случае комплексного градостроительного решения высоты зданий квартала, обоснованного проектом планировки. В данном случае проектируемое 5-ти этажное здание не превышает предельные параметры. По результатам исследования ООО < ИЗЪЯТО >, выполненного по заказу ООО < ИЗЪЯТО >, установлено, что средняя высота зданий в районе застройки по этажам составляет примерно 5-6 этажей. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в случае расположения квартала в различных территориальных зонах этажность застройки применяется только к территориям, расположенным в зонах Ж-1, Ж-2, Ж-3. В указанных случаях этажность в квартале определяется параметрами разрешенного строительного изменения объектов недвижимости, установленными для территориальных зон Ж-1, Ж-2, Ж-3 Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград». Основные виды, установленные для зоны «Ж-2», включают в себя многоквартирное жилищное строительство 5-8 этажей. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. При этом, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 ГрК РФ). Размещение малоэтажных индивидуальных жилых домов в зоне Ж-2 не предусмотрено градостроительными регламентами. Ссылка истца на ограничения, установленные решением Совета депутатов г. Калининграда 22.05.2013 года № 148, в части средней этажности противоречит статье 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Градостроительный план земельного участка, которому должна соответствовать проектная документация в силу статьи 51 ГрК РФ, был выдан задолго до принятия указанного решения Советом депутатов. ГПЗУ не содержит ограничений по средней этажности, следовательно, проект соответствует всем имеющимся в ГПЗУ ограничениям. Допустимая этажность зданий в зоне Ж-2 составляет 5-8 этажей.

Служба государственной охраны объектов культурного наследия в Калининградской области на запрос застройщика ответила, что земельный участок с кадастровым номером не попадает в зону охраны объектов культурного наследия, территория участка не попадает в зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения вблизи спорного участка нет. Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Проект зон охраны объектов культурного наследия Правительством Калининградской области не утверждался.

Положениями ч. 10, 12, 13 ст. 49 ГрК РФ предусмотрена возможность обжалования только отрицательного заключения экспертизы застройщиком, заказчиком или его представителем, истец к данной категории лиц не относится. При этом указанные лица, в случае несогласия с заключением экспертизы должны обратиться в экспертную комиссию, и только затем обжаловать решение комиссии в суд. По мнению ответчика, заключение экспертизы полностью соответствует закону и установленным нормативам. Пунктами 9, 10 ст. 49 ГрК РФ установлено, что результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В силу ч. 2 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" отрицательное заключение экспертизы может быть выдано только в случае несоответствия проектной документации национальным стандартам и сводам правил. В иске отсутствует указание на нормы, которые были нарушены экспертным учреждением. Поскольку проект здания соответствует всем нормам и правилам, оснований для выдачи отрицательного заключения у экспертного учреждения не имелось.

Представитель ООО < ИЗЪЯТО > по доверенности Ф.А.В. против удовлетворения иска возражал, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителей администрации ГО «Город Калининград», комитета архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград», ООО < ИЗЪЯТО >

Порядок проведения экспертизы регулируется постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной | документации и результатов инженерных изысканий». Согласно п. 27 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. В совокупном понятии вышеуказанных норм законодательства предмет экспертизы не сводится к оценке соответствия проектной документации Градостроительному плану земельного участка. По смыслу статей 43 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Следовательно, при составлении экспертного заключения вывод о соответствии проектной документации градостроительным регламентам делается на основании Правил землепользования и застройки. Экспертизой проектной документации было установлено, что проект полностью соответствует градостроительному регламенту, установленному Правилами застройки и землепользования городского округа «Город Калининград». В остальной части, помимо несоблюдения регламента, установленного зоной «РЗ-3.3.», заключение экспертизы не оспаривается. Основания для выдачи отрицательного заключения экспертизы проектной документации отсутствовали. Согласно ч. 9, ч. 10 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений. По смыслу вышеуказанных норм законодательства предусматривается возможность оспаривания экспертного заключения в судебном порядке, в случае, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, оспаривающего его лица. Истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц фактом выдачи оспариваемого заключения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Центрального района г. Калининграда, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Судом установлено, что ООО < ИЗЪЯТО > является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирного жилого дома (5-8 этажей), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от < Дата >, кадастровой выпиской о земельном участке от < Дата >.

По карте градостроительного зонирования в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146 (далее – Правила) указанный земельный участок расположен в зоне Ж-2 - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами. В данной зоне к основным видам разрешенного использования относятся, в том числе, многоквартирные жилые дома с этажностью 5-8 этажей.

В силу положений Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1). Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков (пункт 6).

Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Часть 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из анализа приведенной нормы права, администрацией ГО «Город Калининград», то есть уполномоченным на это органом, были исследованы представленные ООО < ИЗЪЯТО > документы на получение разрешения на строительство, представленные документы соответствовали установленному законом перечню согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе имели положительное заключение негосударственной экспертизы от < Дата >, выполненное ООО < ИЗЪЯТО >, что не оспаривается истцом.

В соответствии с положительным заключением экспертизы все разделы проектной документации на объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с подземной стоянкой и встроенными общественными помещениями по < адрес >» соответствуют требованиям градостроительных и технических регламентов, нормативных технических документов, градостроительному плану земельного участка, результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование. Оснований для отказа в запросе на выдачу разрешения на строительство у уполномоченного органа не имелось, в связи с чем администрацией ГО «Город Калининград» < Дата > было выдано ООО < ИЗЪЯТО > разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой и встроенными общественными помещениями этажностью 6 этажей, в том числе 1 этаж цокольный.

Оспаривая денное разрешение на строительство, истец указывает на то, что оно выдано с нарушением условий ГПЗУ от < Дата > в части этажности многоквартирного жилого дома. При этом истец указывает на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером ГПЗУ установлены ограничения в использовании земельного участка по условиям охраны объектов культурного наследия: земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия – зоне РЗ-3.3 – районы городских вилл – < ИЗЪЯТО >. Правилами землепользования и застройки, в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 22.05.2013 N 148, ограничения использования рассматриваемого земельного участка установлено картой зон охраны объектов культурного наследия Правил – зона РЗ-3.3. – высота новых зданий не выше средней по кварталу, т.е. не выше трех этажей, что, по мнению истца, также отражено в ГПЗУ.

С данными доводами согласиться нельзя в связи со следующим. Действительно согласно сведений ГПЗУ от < Дата > земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.3. – «Районы городских вилл» - < ИЗЪЯТО >. Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от < Дата > по делу Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.3. – «Районы городских вилл» - < ИЗЪЯТО >, признаны несоответствующими Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области», Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, и не действующими в оспариваемой части.

В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из ответа Службы государственной охраны объектов культурного наследия от < Дата > на запрос ООО < ИЗЪЯТО > следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по < адрес >, в зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, установленные для объектов культурного наследия регионального значения, подлежащих государственной охране, не попадает. Для объектов культурного наследия федерального значения, местного (муниципального) значения вышеуказанные зоны не утверждены. Территория земельного участка с кадастровым номером в границы территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленной в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу: < адрес >, не попадает. Объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения вблизи земельного участка с кадастровым номером не имеется. Данная информация следует из приложения к постановлению Правительства Калининградской области от < Дата >, графического изображения координат границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения (т. 1 л.д. 172-174) и не опровергается схемой наложения кадастровых участков по < адрес > (т. 2 л.д. 18), представленной помощником прокурора.

Из имеющегося в материала дела фрагмента карты градостроительного зонирования Правил видно, что земельный участок с кадастровым номером располагается в границах красных линий улиц: < адрес >< адрес >< адрес >. Указанный квартал расположен в двух территориальных зонах: ЖИ – зона малоэтажной застройки исторических районо и Ж-2 – зона застройки среднеэтажными жилыми домами.

Земельный участок с кадастровым номером расположен вне границ зоны ЖИ и градостроительным зонированием отнесен к территориальной Ж-2.

В соответствии с Правилами зона Ж-2 предназначена для застройки, в том числе, многоквартирными среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей) с установленными градостроительными регламентами «Многоквартирные жилые дома с этажностью 5-8».

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 41 Правил (в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 10.09.2014 № 257) в случае расположения квартала в различных территориальных зонах установление этажности застройки применяется к территориям, расположенных в зонах жилой застройки Ж-1, Ж-2, Ж-3. На зону ЖИ данное требование не распространяется, установление этажности не применяется.

Градостроительный план земельного участка , на основании которого осуществлено проектирование спорного объекта, выдан < Дата >. В указанный период действовали Правила в редакции решения окружного Совета депутатов г. Калининграда от 18.05.2011 N 211, в которых отсутствует указание на ограничение этажности объектов капитального строительства в зоне Ж-2 не выше трех этажей. При этом ч. 2 ст. 41 Правил в указанной редакции установлены ограничения, определенные проектом зон охраны объектов культурного наследия, иными документами ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (статьи 39, 42). Данные ограничения действовали в пределах указанных зон и относились к: сохранению исторической планировочной структуры; сохранению исторического озеленения; сомасштабности исторически сложившейся среде (существующим объектам капитального строительства) планируемых к созданию, реконструкции объектов капитального строительства; требованиям к архитектурному облику вновь создаваемых, реконструируемых, ремонтируемых объектов капитального строительства в соответствии с исторически сложившимся архитектурным окружением. Вместе с тем, как установлено выше земельный участок с кадастровым номером , расположенный по < адрес >, в зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, установленные для объектов культурного наследия регионального значения, подлежащих государственной охране, не попадает. Объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения вблизи земельного участка с кадастровым номером не имеется.

Кроме того, Правилами в указанной редакции (ч. 1 ст. 41) для формирования выразительного архитектурного облика застройки разрешается применение доминантных объектов (зданий повышенной этажности по отношению к фоновой застройке зоны). Превышение предельных параметров (высотных) при строительстве доминантных объектов с условно разрешенным использованием: максимальная суммарная площадь земельных участков для размещения доминантных объектов - не более 20% площади квартала в целом; доля доминантной части квартала в панораме любой из сторон квартала не может превышать 20% общей длины. Доминанты могут располагаться: по фронту застройки квартала: на пересечении транспортных магистралей; в угловых частях квартала; в центральной части линии застройки квартала (кроме исторического центра); в глубине квартала - только в случае комплексного градостроительного решения высоты зданий квартала, обоснованного проектом планировки.

Ссылка истца на Правила в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 22.05.2013 N 148, является не правомерной, поскольку при выдаче ГПЗУ от < Дата > Правила в указанной редакции не действовали. Сами Правила не содержат обязательства для застройщика вносить изменения в ранее выданное ГПЗУ в связи с изменениями Правил.

Разрешая спор по требованиям о признании недействительным положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации от < Дата >, выполненного ООО < ИЗЪЯТО >, суд также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим причинам.

В соответствии с пунктами 10, 12, 13 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.

Решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, приведенной нормой права предусмотрена возможность судебного обжалования только отрицательного заключения экспертизы и только ограниченным кругом лиц, к каковым относятся застройщик, технический заказчик или их представитель.

Аналогичные положения содержаться и в приказе Минрегиона России от 23.03.2012 г. №125, которым утвержден Порядок обжалования заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результата инженерных изысканий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурору Центрального района г. Калининграда, действующему в защиту интересов муниципального образования городского округа «Город Калининград» и неопределенного круга лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 10.03.2015.

Судья Т.В. Мишина