Дело № 2-718/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Захаровой Е.П.
при секретаре: Бурлуке О.В.
с участием прокурора: Кочерженко Д.А.
представителя ответчика ФИО4, представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу по исковому заявлению Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Крым-Экогидротех», третье лицо Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о возложении обязанности совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор обратился в горсуд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Крым-Экогидротех» (далее - ООО «Крым-Экогидротех») о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивировав требования тем, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства выявлены нарушения в деятельности ООО «Крым-Экогидротех» при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления, в том числе I-II класса опасности, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государств. Так, согласно уставным и регистрационным документам основным видом деятельности Общества является обработка прочего вторичного неметаллического сырья, которая осуществляется ООО «Крым-Экогидротех» на основании выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республики Крым и г. Севастополю 16.06.2017 лицензии - N (91) - 3766 - СТОУБ лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. С целью осуществления вышеуказанной деятельности Общество на основании договора аренды от 27.01.2017 использует земельный участок площадью 3 622 м2 под кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с экспертным заключением №-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, сортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, отходов I-IV классов опасности ООО «Крым-Экогидротех» для осуществления утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления использует, в том числе следующее оборудование: БКР-003-01 (03) (установка высокотемпературного обезвреживания полимерных веществ, нефтесодержащих веществ, резинотехнических изделий, просроченных продуктов питания, древесных отходов и растительных жиров, лакокрасочных материалов, утративших потребительские свойства и прочих органических веществ), химического обезвреживания и утилизации ртутьсодержащих ламп и отходов), демеркулизатор «Булат» (установка по обезвреживанию отработанных люминесцентных и ртутных ламп и ртутьсодерждщих отходов), установку нейтрализации кислот и щелочей (добавление реагента в пропорциях, необходимых для нейтрализации кислот и щелочных отходов), сепаратор центробежный СДТ - 1 (установка для отделения нефтепродуктов от воды и очистки льяльных, замазученных вод, очистка нефтепродуктов от твердых примесей), установка для регенерации лакокрасочных материалов, пресс пакетировочный гидравлический ППГ - 001, измельчитель «КОРСАР», грохот ГВЧ (высокочастотный), линии сортировки. Указанное оборудование согласно техническим паспортам произведено на территории Украины в период до марта 2014 года. Также, в ходе проверки установлено, что ООО «Крым-Экогидротех» деятельность по обращению с отходами осуществляет на основании заключения 01/ДД.ММ.ГГГГ-8 от ДД.ММ.ГГГГ государственной экологической экспертизы на объект «Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду «Перепланировка с переоборудованием помещений бывшей центральной компрессорной станции ЖРК на участок по сбору и утилизации промышленных отходов по <адрес>», выданной председателем Республиканского комитета Автономной Республики Крым по (охране окружающей среды (далее - Заключение). В то же время, изучением Заключения установлено, что в объекты экспертизы вошли только БКР-003-01 (03) и СДТ - 1. При этом, согласно ст. 40 Закона Украины «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является действительным на основании трех лет со дня его выдачи. Таким образом, на момент проверки вышеуказанное заключение экспертизы утратило юридическую силу, а Общество, путем использования дополнительного оборудования для утилизации и обезвреживания отходов отступило от условий вышеуказанного заключения государственной экспертизы. То есть, в нарушение требований федерального законодательства Общество для обезвреживания отходов производства и потребления в настоящее время использует вышеперечисленное оборудование в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию на оборудование, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, которое, соответственно, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 2, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», прокурор просит возложить на ООО «Крым-Экогидротех» обязанность провести государственную экологическую экспертизу проектной документации на БКР-003-01 (03) (установка высокотемпературного обезвреживания полимерных веществ, нефтесодержащих веществ, резинотехнических изделий, просроченных продуктов питания, древесных отходов и растительных жиров, лакокрасочных материалов, утративших потребительские свойства и прочих органических веществ); демеркулизатор «Булат» (установка по обезвреживанию отработанных люминесцентных и ртутных ламп и ртутьсодержащих отходов); установку нейтрализации кислот и щелочей (добавление реагента в пропорциях, необходимых для нейтрализации кислот и щелочных отходов); сепаратор центробежный СДТ - 1 (установка для отделения нефтепродуктов от воды и очистки льяльных, замазученных вод, очистка нефтепродуктов от твердых примесей); уустановка для регенерации лакокрасочных материалов, (пресс пакетировочный гидравлический ППГ – 001; измельчитель «КОРСАР»; грохот ГВЧ (высокочастотный).
В судебном заседании помощник Керченского межрайонного природоохранного прокурора Кочерженко Д.А. исковые требования поддержал, по изложенным в исковом заявлении доводам. Настаивал на удовлетворении искового заявления.
Представитель ответчика ООО «Крым-Экогидротех» по доверенности ФИО3, законный представитель ООО «Крым-Экогидротех» директор ФИО4 исковые требования не признали, указали о том, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится как техническую документацию на новые технику, так и технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. При этом, Обществом (в указанный период ЧП «Крым-Экогидротех») в 2010 г. была получена лицензия Министерства охраны окружающей среды Украины серии АВ № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия бессрочно, на осуществление деятельности по сбору и заготовке отдельных видов отходов, как вторичного сырья. Позднее, в 2012 г. предприятием были подготовлены документы на получение второй лицензии Минприроды Украины на операции по обращению с опасными отходами (сбор, хранение, утилизация), так как планировалось утилизировать опасные отходы при помощи установки БКР-003-01 и центробежного сепаратора СДТ1-4, и иного оборудования. Был разработан документ «Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду «Перепланировка с переоборудованием помещений бывшей центральной компрессорной станции ЖРК под участок по сбору и утилизации промышленных отходов по <адрес> в <адрес>», на которое было получено заключение государственной экологической экспертизы №/ДД.ММ.ГГГГ-8 от ДД.ММ.ГГГГ, которое действовало в течение трех лет с момента выдачи, в течение которых ЧП «Крым-Экогидротех» должно получить лицензию на обращение с опасными отходами. Лицензия Министерства экологии и природных ресурсов Украины была получена ЧП «Крым-Экогидротех» ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, хранение, утилизация). Указанное в заключении оборудование используется ООО «Крым-Экогидротех» по настоящее время без изменения технологического процесса, при этом, ДД.ММ.ГГГГ обществом была получена лицензия № (91)-3766-СТОУБ, для получения которой органом Инспекции Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей ДД.ММ.ГГГГ обществу было выдано экспертное заключение №-ДД.ММ.ГГГГ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, сортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности. В настоящее время ООО «Крым-Экогидротех» деятельность по сбору, транспортированию, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется на основании лицензии N (91) - 3766 - СТОУБ, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республики Крым и г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ, при этом, новую технику, равно как новые технологии, общество внедрять не планирует. Что, по мнению представителей ответчика, свидетельствует о необоснованности заявленного прокурором требования о возложении на ООО «Крым-Экогидротех» обязанности провести государственную экспертизу проектной документации используемого оборудования. Ссылаясь на указанные обстоятельства, представители ответчика ООО «Крым-Экогидротех» просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО5 принять решение по делу на усмотрение суда.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые не подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.8 ФЗ от 30.03. 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 7-ФЗ, в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
В соответствии со статьей 1 Закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Частью 1 статьи 18 Закона N 174-ФЗ определено, что заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Положениями статьи 3 Закона N 174-ФЗ определены основные принципы экологической экспертизы, в том числе, принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, помимо прочего, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Таким образом, речь идет о предстоящем исследовании, проводимом в рамках государственной экологической экспертизы. Исследованию подлежат документы, т.е. письменные и электронные носители, содержащие в себе информацию о предстоящих событиях, действиях. Именно эти объекты материального мира и являются объектами государственной экологической экспертизы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Крым-Экогидротех» осуществляется хозяйственная деятельность по сбору, транспортированию, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
С целью осуществления вышеуказанной деятельности Общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ использует земельный участок площадью <данные изъяты> м2 под кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, а также специализированное оборудование: БКР-003-01 (03) (установка высокотемпературного обезвреживания полимерных веществ, нефтесодержащих веществ, резинотехнических изделий, просроченных продуктов питания, древесных отходов и растительных жиров, лакокрасочных материалов, утративших потребительские свойства и прочих органических веществ); демеркулизатор «Булат» (установка по обезвреживанию отработанных люминесцентных и ртутных ламп и ртутьсодержащих отходов); установку нейтрализации кислот и щелочей (добавление реагента в пропорциях, необходимых для нейтрализации кислот и щелочных отходов); сепаратор центробежный СДТ - 1 (установка для отделения нефтепродуктов от воды и очистки льяльных, замазученных вод, очистка нефтепродуктов от твердых примесей); уустановка для регенерации лакокрасочных материалов, (пресс пакетировочный гидравлический ППГ – 001; измельчитель «КОРСАР»; грохот ГВЧ (высокочастотный).
Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении общества проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами, по результатам которой выявлен факт использования обществом с целью обезвреживания отходов производства и потребления вышеперечисленного оборудования в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию на оборудование, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
При этом, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение обстоятельства того, что обществом деятельность в сфере обращения с отходами производства осуществляется на основании выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республики Крым и г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ лицензии - N (91) - 3766 - СТОУБ лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Федеральный закон N 99-ФЗ).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).
Суд принимает во внимание, что ООО «Крым-Экогидротех» хозяйственная деятельность по сбору, транспортированию, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется на основании действующей лицензии, лицензии - N (91) - 3766 – СТОУБ, выданной ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республики Крым и г. Севастополю, в том числе с учетом наличия у общества экспертного заключения №-ДД.ММ.ГГГГ Инспекции Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, сортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ, для осуществления которой использует перечисленное в исковом заявлении оборудование. При этом, доказательства наличия у общества планов внедрении новой техники и новых технологий в материалы дела не предоставлены. По мнению суда, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии оснований для возложения на общество обязанности провести государственную экологическую экспертизу проектной документации используемого оборудования, о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 67, 71, 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Крым-Экогидротех», третье лицо Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2021 г.
Судья Захарова Е.П.