ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7193/2022 от 14.09.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-7193/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень 14 сентября 2022 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Котовой С.М,

при секретаре Семеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ответчику департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента подачи заявления.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие», с составом семьи 3 человека. Поскольку решениями Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана малоимущей, истцы имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обратившись к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ФИО1 с членами его семьи было отказано в принятии на учет, отказ был изложен в уведомлении со ссылкой на приказ от ДД.ММ.ГГГГ. Считая отказ недействительным, истец указывает, что его семья признана малоимущей, то есть истцы являются получателями государственной социальной помощи. Кроме того, ошибочно указано на непредставление сведений о проживании ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на территории Тюменской области. Отказом ответчика нарушены права истцов, что и явилось основанием для обращения истцов в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования подержали, истец ФИО3 в суд при надлежащем извещении не явился.

В судебном заседании представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО4 исковые требования не признала по доводам возражений на иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с супругой ФИО2 и сыном ФИО3 проживают по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным казенным учреждением Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» ФИО1 (его семья) относится к категории малоимущих граждан (семей), признана малоимущей для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки. Основание выдачи справки: решение Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ. Справка действительна до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным казенным учреждением Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» ФИО1 (его семья) относится к категории малоимущих граждан (семей), признана малоимущей для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки. Основание выдачи справки: решение Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ. Справка действительна до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 посредством обращения через МФЦ написала заявление в департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, с составом семьи 3 человека, по категории «малоимущие».

По результатам рассмотрения заявления, Департаментом принято решение (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по категории «малоимущие» в связи с тем, что истцом представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 6 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее Закон Тюменской области № 137) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности установленным условиям, в том числе, признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 Закона Тюменской области № 137.

Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Законом Тюменской области № 137 (ч. 1 ст. 8.1. Законом Тюменской области № 137).

В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с ЖК РФ, для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи (ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области № 137).

Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области № 137).

Решение вопроса о признании гражданина малоимущим осуществляется на основании заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также документов, в том числе:

сведения территориального органа социальной защиты населения с размере дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и: числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и о наличии у данных граждан независящих причин (в случае если указанные граждане являются получателями государственной социальной помощи) (пункт 1. ст. 8.2 Законе Тюменской области № 137);

необходимые для установления органом местного самоуправлени5 размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и: числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и наличия у данных граждан независящих причин (если указанные граждане не являютс5 получателями государственной социальной помощи) (пункт 1.1. ст. 8.2 Закон; Тюменской области № 137).

Согласно ответу Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ семье истца (с составом 3 человека) отказано в предоставлении государственной помощи, по причине отсутствие независящих причин, дающих право на получение государственной социальной помощи. Наличие у данных граждан независящих причин не установлено.

Перечень независящих причин, а также перечень документов, необходимых для установления органом местного самоуправления наличия независящих причин, определяются Правительством Тюменской облает (п. 1.1. ст. 8.2 Закона Тюменской области № 137).

В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 291-п «Об утверждении Перечня независящих причин, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи» независящими причинами низкого уровня доходов граждан являются:

а) многодетность (наличие в семье трех и более детей, не достигших возраста 18 лет);

б) наличие в семье ребенка (детей), не достигшего (не достигших) возраста 18 лет, если родители (единственный родитель, усыновитель) признаны безработными, или обучаются в образовательных организациях по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы или гражданином, достигшим возраста 80 лет, или относятся к категории граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

в) наличие в семье неработающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», или неработающего инвалида первой или второй группы, если трудоспособные члены семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством, признаны безработными, или обучаются в образовательных организациях по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы или гражданином, достигшим возраста 80 лет, или относятся к категории граждан, предусмотренных ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ;

г) достижение одиноко проживающим неработающим гражданином возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, или одиноко проживающий гражданин относится к категориям граждан, указанным в статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ.

Приложением 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк (далее - Административный регламент) установлен исчерпывающий перечень документов для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, в том числе: документ об обучении родителей (единственного родителя, усыновителя) трудоспособных членов семьи, которые обязаны содержать в соответствии с действующим законодательством, неработающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», неработающего инвалида первой или второй групп, в образовательных организациях по очной форме (если указанные граждане обучаются в таких организациях и не являются получателями государственной социальной помощи).

Как следует из учетного дела ФИО1, им такие необходимые документы при подаче заявления о принятии на учет представлены не были.

В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, приложением 5 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе (в том числе документы, подтверждающие независящие причины низкого уровня дохода).

Документы, которые заявитель не предоставил по собственной инициативе, запрашиваются департаментом в рамках межведомственного электронного взаимодействия (подпункт г пункта 3.2. Административного регламента).

В департамент поступили ответы из Пенсионного фонда РФ о получении выплат по уходу застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении сведений о трудовой деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, из государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района» о нахождении гражданина на регистрационном учете в качестве безработного от ДД.ММ.ГГГГ, ответы об отсутствии сведений об инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ, из Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района об отнесении к категориям граждан, указанным в статье 6.1. ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, о получении государственной социальной помощи.

На основании представленных сведений, Департаментом установлено, что у семьи истца отсутствуют независящие причины низкого уровня дохода.

В соответствии с п. 2.9. Административного регламента основаниями отказа в предоставлении муниципальной услуги в части принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является:

а) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

б) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был предоставлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п.2.9, 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк к заявлению не были приложены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а в рамках межведомственного электронного взаимодействия, департаментов установлено, что у семьи истца отсутствуют независящие причины низкого уровня дохода, в связи с чем, ФИО1 отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с непредставлением всех необходимых документов.

Таким образом, отказывая в удовлетворении иска, суд, применив положения ч. 1 ст. 49, ст. 52, ст. 53, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Постановления Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 291-п, а также Административного регламента, пришел к выводу, что решение о признании гражданина малоимущим, нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма принимается на основании представленных заявителем документов, при этом отказ департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в принятии на учет по основаниям, которые истцы оспаривают, является обоснованным, поскольку представленных документов недостаточно для принятия решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента подачи заявления, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Центральный районный суд города Тюмени.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2022 года.

Судья С.М. Котова