ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7195/17Г от 25.12.2017 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-7195/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при секретаре Кондратьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области, Межрайонной ИФНС № 3 по Липецкой области, ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, Управлению ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконными требований и недействительной информации о наличии задолженности по обязательным платежам (налогам), возложении обязанности исключить сведения из базы данных и сведения о государственном регистрационном учете транспортных средств,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области, Межрайонной ИФНС № 3 по Липецкой области, ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, Управлению ГИБДД УМВД России по Липецкой области о признании незаконными требований и недействительной информации о наличии задолженности по обязательным платежам (налогам), возложении обязанности исключить сведения из базы данных и сведения о государственном регистрационном учете транспортных средств, указывая, что с 2005 года он не является плательщиком налога на имущество, поскольку применяет упрощенную систему налогообложения; никакого транспорта в собственности не имеет, договоры по лизингу транспортных средств, подлежащих временному учету, расторгнуты в 2012 году, в связи с чем подлежали исключению сведения о регистрации транспортных средств, находящихся в лизинге, за истцом. Более того, определением Арбитражного суда Липецкой области от 16 марта 2016 года ФИО1 признан банкротом. Между тем, на портале «Госуслуги.ру» ФНС РФ 29 августа 2017 года размещена информация о задолженности и выставлены счета от налоговых органов. В этой связи истец просит признать незаконными данные требования и недействительной информацию о наличии задолженности по обязательным платежам (налогам), обязать исключить сведения из базы данных, а также обязать ГИБДД УМВД России по Липецкой области внести изменения в сведения о государственном регистрационном учете транспортных средств в отношении ФИО1, поставленных на учет на основании договоров лизинга.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление МВД России по Липецкой области.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, объяснив, что задолженность по транспортному налогу с ФИО1 за 2012-2013 г.г. была взыскана судебными постановлениями, однако судебные постановления до настоящего времени не исполнены, в связи с чем в базе данных имеется указание на задолженность истца по транспортному налогу и пени. Налог на транспортное средство ФИАТ АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак , истцу не начислялся.

Представители ответчиков - Межрайонной ИФНС № 3 по Липецкой области, ИФНС России по Правобережному району г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчиков - УГИБДД УМВД России по Липецкой области и Управления МВД России по Липецкой области по доверенностям ФИО3 исковые требования не признал, объяснив, что регистрация за ФИО1 автомобиля ФИАТ АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак прекращена 21 октября 2017 года. Налог на указанное транспортное средство не начислялся.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Как предусмотрено частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").

В соответствии с частью 1 статьи 17 приведенного Закона, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года N САЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств", установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2002, N 30, ст. 3027), направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002, N 4038 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 4), и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178@.

Судом установлено, что согласно данным портала «Госуслуги.ру» ФНС РФ 29 августа 2017 года ФИО1 размещена информация и выставлены счета:

- МИФНС № 6 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «налог на имущество физических лиц…» на сумму 39 043 руб. 43 коп.;

- МИФНС № 6 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «пени налог на имущество физических лиц…» на сумму 3 351 руб. 22 коп.;

- МИФНС № 3 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «налог на имущество физических лиц…» на сумму 62 940 руб.;

- МИФНС № 3 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «пени налог на имущество физических лиц…» на сумму 12 983 руб. 02 коп.;

- МИФНС № 6 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «транспортный налог…» на сумму 6 440 руб. 93 коп.;

- МИФНС № 6 по Липецкой области, Уникальный идентификатор начисления 18 «транспортный налог…» на сумму 16 099 руб.;

- ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, Уникальный идентификатор начисления 18 «налог на имущество физических лиц…» на сумму 74 718 руб.;

- ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, Уникальный идентификатор начисления 18 «пени, налог на имущество физических лиц…» на сумму 23 963 руб. 93 коп.

Согласно объяснениям ФИО1 с 2005 года он не является плательщиком налога на имущество, поскольку, применяя упрощенную систему налогообложения, взамен такого налога уплачивает налог на доходы минус расходы.

Также установлено, что определением Арбитражного суда Липецкой области от 16 марта 2016 года по делу № ФИО1 признан несостоятельным (банкротом).

Как следует из письменных пояснений ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, поскольку пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, то ФИО1 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц к уменьшению на 74 718 руб.

Таким образом, согласно данным ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, по состоянию на 26 октября 2017 года задолженности по уплате налогов за ФИО1 не имеется.

Из письменного отзыва МИФНС № 6 по Липецкой области следует, что в мае 2017 года ФИО1 был ошибочно начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 39 280 руб. за объект, расположенный по адресу: <...> находящийся на территории ИФНС России по Правобережному району г. Липецка. В июне 2017 года произведен перерасчет налога на имущество, но по техническим причинам данные суммы КРСБ налогоплательщика не отразились. В настоящее время ранее начисленная сумма 39 280 руб. аннулирована из КРСБ налогоплательщика в полном объеме.

В части признании сведений о задолженности по транспортному налогу недействительными и исключении сведений о регистрационном учете транспортных средств суд приходит к следующему.

Из объяснений представителя ответчиков - УГИБДД УМВД России по Липецкой области и Управления МВД России по Липецкой области по доверенностям ФИО3 следует, что на момент обращения истца в суд за ним временно зарегистрировано одно транспортное средство - автомобиль «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак .

Автомобиль «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, использовался ИП ФИО1 по договору лизинга от 12 января 2012 года, заключенному с ООО «Каркаде».

Как следует из письма УГИБДД УМВД России по Липецкой области от 16 ноября 2017 года № 10/1-2077 в адрес руководителя УФНС России по Липецкой области было направлено письмо, в котором сообщалось, что по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области 19 января 2012 года временно, на период действия договора (до 26 декабря 2013 года), зарегистрировало за лизингополучателем – ФИО1, автомобиль «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>. В связи с техническим сбоем программного обеспечения по окончании срока действия договора лизинга данный автомобиль с регистрационного учета не снят. Прекращение регистрации данного автомобиля произведено 21 октября 2017 года. В связи с чем УГИБДД УМВД России по Липецкой области просило снять автомобиль с налогового учета с даты окончания срока действия договора лизинга от 12 января 2012 года.

Между тем, из налоговых уведомлений и ФИО1 за 2012 год и 2013 год начислен транспортный налог на автомобили: ДЭУ-НЕКСИА, государственный регистрационный знак , ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак , ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак , НИССАН-Х-ТЕЙЛ, государственный регистрационный знак ; соответственно 8 882 руб. 83 коп. и 8 178 руб. 67 коп.

На основании судебного приказа г. от 03 февраля 2014 года Левобережного судебного участка № 24 г. Липецка с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу в сумме 8 882 руб. 83 коп.

Решением Левобережного районного суда г. Липецка от 03 сентября 2015 года с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу в сумме 8 178 руб. 67 коп.

Из объяснений представителя ответчика - Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области по доверенности ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведен уточненный расчет задолженности по транспортному налогу за 2013 год, за ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак произведено начисление налога на сумму 866 руб. за использование автомобиля на протяжении 9-ти месяцев из 12-ти, за ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА, государственный регистрационный знак , произведено начисление налога на сумму 96 руб. за использование автомобиля на протяжении 1-го месяца из 12-ти. С учетом изложенного в настоящее время за ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу за 2012-2013 г.г. с учетом перерасчета в общей сумме – 16 099 руб. 15 коп. В связи с наличием задолженности по транспортному налогу ФИО1 начислены пени за неуплату транспортного налога в сумме 6 440 руб. 93 коп.

С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу, что сведения, указанные на портале «Госуслуги.ру» ФНС РФ ФИО1, МИФНС № 6 по Липецкой области относительно задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 6 440 руб. 93 коп. и задолженности по транспортному налогу в сумме 16 099 руб., являются верными.

Транспортный налог за 2012-2013 г.г. в оспариваемой истцом сумме – 16 099 руб. начислен на иные транспортные средства, а не на транспортное средство «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак , которое до 20 октября 2017 года не было снято УГИБДД УМВД России по Липецкой области с регистрационного учета.

В настоящее время УГИБДД УМВД России по Липецкой области сняло с регистрационного учета автомобиль «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак

Истцом не представлено доказательств тому, что действия ответчика по несвоевременному снятию с регистрационного учета транспортного средства «ФИАТ-178 CYN1A АЛЬБЕА», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, повлекли для него какие-либо неблагоприятные последствия.

В части исключения сведений о задолженности истца по налогу на имущество физических лиц, указанных МИФНС № 3 по Липецкой области, суд исходит из следующего.

ФИО1, как усматривается из материалов дела и не оспаривалось сторонами, является собственником имущества – «летнего лагеря», находящегося по адресу: <адрес>, и состоящего из следующих объектов: четырех навесов, трех ограждений, бригадного дома, молочной, приемно-сдаточного пункта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 4 августа 2010 года N ШС-17-3/847 пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса установлено, что применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате ряда налогов, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и являющиеся собственниками имущества, используемого для осуществления своей предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на имущество физических лиц (в отношении такого имущества). В отношении иного имущества указанные индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях.

В тоже время для подтверждения права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц индивидуальные предприниматели подают в налоговые органы заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в частности, документы-основания освобождения от уплаты данного налога в отношении указываемых в заявлении объектов недвижимости.

Кроме того, необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт использования объектов недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.

В письмах Минфина России от 18 января 2010 года № 03-11-11/1 и от 01 февраля 2010 года № 03-05-04-01/06 также указано, что для применения предусмотренного пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц необходимо соблюдение требования об использовании соответствующего имущества в предпринимательской деятельности. При этом основанием для применения указанного освобождения является наличие документов, подтверждающих факт использования имущества в предпринимательской деятельности.

Из данных МИФНС № 3 по Липецкой области ФИО1 с заявлением об освобождении от уплаты налога в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, не обращался.

Указанное обстоятельство не оспаривалось и самим истцом в судебном заседании.

Сам по себе факт подачи истцом в налоговый орган налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не свидетельствуют о соблюдении налогоплательщиком заявительного характера предоставления льгот. В указанной декларации не имеется сведений об использовании «летнего лагеря», находящегося по адресу: <адрес>; в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, МИФНС № 3 по Липецкой области обоснованно начислен налог на имущество физических лиц за период 2014-2016 г.г. в сумме 62 940 руб. в отношении объектов недвижимости: четырех навесов, трех ограждений, бригадного дома, молочной, приемно-сдаточного пункта, находящихся по адресу: <адрес> и принадлежащих ФИО1 именно как физическому лицу, поскольку процедура освобождения от уплаты данного налога, установленная законом и подзаконными актами, истцом не соблюдена.

Следовательно информация о наличии задолженности у истца по налогу на имущество физических лиц перед МИФНС № 3 по Липецкой области является обоснованной и не подлежит исключению из соответствующих баз данных.

В связи с наличием у ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц перед МИФНС № 3 по Липецкой области обоснованно и указание задолженности по пени в сумме 12 983 руб. 02 коп.

Кроме того, индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как следует из налогового законодательства, в качестве плательщиков налога на имущество физических лиц не определены. А значит, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.

Относительно доводов о том, что 16 марта 2016 года ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), поэтому требования по обязательным платежам подлежат удовлетворению в рамках Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то в соответствии со статьей 5 приведенного Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Данные требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы, преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, относящихся к текущим платежам, являются также текущими платежами.

С учетом установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания информации в отношении ФИО1 недействительной и исключении ее из баз данных в части указания МИФНС № 3 по Липецкой области задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 62 940 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 12 983 руб. 02 коп.; МИФНС № 6 по Липецкой области задолженности по пени по транспортному налогу на сумму 6 440 руб. 93 коп. и задолженности по транспортному налогу на сумму 16 099 руб., поскольку приведенные сведения включены в базы данных на основании соответствующих документов и данных, имеющихся в распоряжении государственных органов, вследствие предоставления их (либо не предоставления) самим истцом.

Ответствуют основания и для удовлетворения требований истца в части признания недействительной и исключении из баз данных информации, внесенной:

- МИФНС № 6 по Липецкой области о задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 39 043 руб. 43 коп.;

- МИФНС № 6 по Липецкой области о задолженности пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 3 351 руб. 22 коп.;

- ИФНС России по Правобережному району г. Липецка о задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 74 718 руб.;

- ИФНС России по Правобережному району г. Липецка задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 23 963 руб. 93 коп., а также об исключении сведений о государственном регистрационном учете транспортных средств, зарегистрированных за ФИО1 временно на период действия договоров лизинга, поскольку приведенные требования исполнены ответчиками. В ходе рассмотрения дела каких-либо претензий истец к ним не предъявлял, на удовлетворении исковых требований в приведенной части не настаивал.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области, Межрайонной ИФНС № 3 по Липецкой области, ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, Управлению ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконными требований и недействительной информации о наличии задолженности по обязательным платежам (налогам), возложении обязанности исключить сведения из базы данных и сведения о государственном регистрационном учете транспортных средств, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.А. Акимова

Решение суда принято в окончательной форме 09 января 2018 года.