г.Луга 29 июня 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-719/2016
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.
при секретаре Сайко Ж.В.,
с участием прокурора Фанибарова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в защиту интересов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, неопределенного круга лиц к ФИО1, администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района о признании незаконными отказов в удовлетворении протестов Лужского городского прокурора, признании незаконным распоряжения главы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд в защиту интересов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, Российской Федерации с иском к ФИО1 о взыскании в счет неосновательного обогащения 274 275 руб.
В обоснование исковых требований указал: Лужской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции при расходовании бюджетных средств в администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района. В ходе проведения проверки установлено: МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района в лице главы образования ФИО2 10.12.2014 г. с ФИО1 заключен контракт на должность главы администрации поселения на основании решения Совета депутатов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от 9.12.2004 г. №24, согласно которому ФИО1 осуществляет полномочия в указанной должности. При проведении проверки установлено, что в период с февраля 2015 г. по март 2016 г. начислено ежемесячное денежное поощрение и материальная помощь главе администрации Осьминского сельского поселения ФИО1 распоряжениями главы администрации поселения:
-от 3.02.2015 №10. за январь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) -18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7%) -2594,0 руб.;
- от 3.03.2015 г. №24 за февраль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 3.04.2015 г. №27 за март 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 5.05.2015 г. №40 за апрель 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 7383,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -1061,0 руб.;
- от 4.06.2015 г. №47 за май 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 2.07.2015 г. №54 за июнь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 5.08.2015 г. №58 за июль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 3.09.2015 г. №60 за август 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 2.10.2015 г. №63 за сентябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 14 757,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2122,0 руб.;
- от 3.11.2015 г. №65 за октябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 4.12.2015 г. №69 за ноябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 24.12.2015 г. №72 за декабрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 4.02.2016 г. №4 за январь 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2594,0 руб.;
- от 3.03.2016 г. №13 за февраль 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) 19131,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -2749,0 руб.;
За указанный перерод времени из фонда заработной платы администрации муниципального образования ФИО1 получено в качестве ежемесячного денежного поощрения 239809,00 руб., в качестве ежемесячной материальной помощи 34466 руб., всего 274275,00 руб.
Прокурор указывает, что п.I абз.1 и п.2 абз.1 распоряжений противоречат требованиям федерального законодательства, в части установления главой администрации ФИО1 самой себе ежемесячного денежного поощрения и материальной помощи.
Указывает, что в соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона №25-ФЗ от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.3 ст.11 Областного закона от 11.03.2008 г. №14-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области», размер должностного оклада, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим областным законом.
Указанным Областным законом не предусмотрена ежемесячная дополнительная выплата в виде материальной помощи.
Прокурор считает, полученные ФИО1 денежные суммы в размере 274 275 руб. являются неосновательным обогащением и просит их взыскать в пользу Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, указав в уточненном исковом заявлении, что обращается в интересах МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района, а также неопределенного круга лиц, указав в качестве соответчика администрацию Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района. Просит признать незаконным отказ администрации Осьминского сельского поселения в удовлетворении протестов прокурора принесенных на распоряжения главы администрации от 3.02.2015 г. №10, 3.03.2015 г. №24, 3.04.2015 г. №27, 3.05.2015 г. №40, 4.06.2015 г. №47, 2.07.2015 г. №54, 5.08.2015 г. №58, 3.09.2015 г. №60, 2.10.2015 г. №63, 3.11.2015 г. №65, 4.12.2015 г. №69, 24.12.2015 г. №72, 4.02.2016 г. №4, 3.03.2016 г. №13, признать незаконными указанные распоряжения, взыскать с ФИО1 в счет неосновательного обогащения - 274 275 руб. в пользу Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района.
Определением Лужского городского суда от 29.06.2016 г. прекращено производство по делу в части признания незаконными указанных распоряжений в части не кающиейся ФИО1, в связи с отказом в данной части от исковых требований.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Фанибаров Р.А. поддерживает заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признает, считает указанные суммы получены ею в соответствии с требованиями законодательства.
Указав в письменном отзыве на иск, что в рассматриваемый период вопросы оплаты муниципальных служащих регулировались Положением о денежном содержании муниципальных служащих и работников, замещающих должности не относящиеся к муниципальным служащим, администрации Осьминского сельского поселения, утвержденным решением главы администрации №1 от 10.01.2006 г. Решением Совета депутатов Осьминского сельского поселения №91 от 11.04.2016 г. принято Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, замещающих должности не относящиеся к муниципальным служащим, администрации Осьминского сельского поселения. Указанные положения предусматривают оспариваемые прокурором выплаты. Основанием для осуществления выплат являлись распоряжения главы Осьминского сельского поселения, являющегося для нее работодателем. Указывает также, что прокурор обратился в суд до получения ответа на принесенные протесты.
Интересы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района в судебном заседании представляет ФИО3, на основании доверенности от 16.06.2016 г., который возражает против удовлетворения исковых требований прокурора по основаниям изложенным в отзыве ФИО1 Кроме того, указывает, что прокурором не предоставлено доказательств причинения какого-либо ущерба.
Одновременно ФИО3 представляет интересы главы Осьминского сельского поселения, на основании доверенности от 26.05.2016 г., полагает требования прокурора по тем же основаниям не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации устанавливает: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон 25-ФЗ),
муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (п.3 ч.1);
В соответствии с ст.22 Закона 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч.1).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2).
Согласно ст. 11 Областного закон Ленинградской области от 11.03.2008 г. N14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.1).
К дополнительным выплатам относятся: в том числе: ежемесячное денежное поощрение и иные выплаты, предусмотренные федеральными и областными законами (подп.5 и 7 ч.2).
Размер должностного оклада, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим областным законом (ч.3).
В ходе рассмотрения дела установлено:
10.12.2014 г. главой МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района ФИО2 с ФИО1 заключен контракт на осуществление полномочий главы администрации поселения на основании решения Совета депутатов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от 9.12.2004 г. №24 (л.д.71-77).
В п.4.1. контракта ФИО1 установлено денежное содержание, включающие в том числе: ежемесячное денежное поощрение, размер которого определяется в соответствии с Положением, утвержденным правовым актом совета депутатов, а также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и областными законами.
В период с февраля 2015 г. по март 2016 г. главой администрации Осьминского сельского поселения ФИО1 приняты распоряжения о начислении ежемесячного денежного поощрения 133% и материальной помощи 16,7% сотрудникам администрации поселения, среди которых указан и глава администрации: от 3.02.2015 г. №10, 3.03.2015 г. №24, 3.04.2015 г. №27, 3.05.2015 г. №40, 4.06.2015 г. №47, 2.07.2015 г. №54, 5.08.2015 г. №58, 3.09.2015 г. №60, 2.10.2015 г. №63, 3.11.2015 г. №65, 4.12.2015 г. №69, 24.12.2015 г. №72, 4.02.2016 г. №4, 3.03.2016 г. №13 (л.д.37-50).
На основании указанных распоряжений ФИО1 получено:
-за январь 2015 года ежемесячное денежное поощрение -18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь 2594,0 руб.;
- за февраль 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за март 2015 г. ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за апрель 2015 года ежемесячное денежное поощрение 7383,00 руб., ежемесячная материальная помощь -1061,0 руб.;
- за май 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за июнь 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за июль 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за август 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за сентябрь 2015 года ежемесячное денежное поощрение 14 757,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2122,0 руб.;
- за октябрь 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за ноябрь 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за декабрь 2015 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за январь 2016 года ежемесячное денежное поощрение 18048,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2594,0 руб.;
- за февраль 2016 года ежемесячное денежное поощрение 19131,00 руб., ежемесячная материальная помощь -2749,0 руб. (л.д.16-17).
Получение указанных сумм ответчиком ФИО1 не оспаривается.
В перечисленных распоряжениях имеются ссылки на Положение «О денежном содержании администрации Осьминского сельского поселения».
Вместе с тем правовой акт, имеющий указанное наименование, ответчиками в ходе рассмотрения дела не представлен.
Ответчиками представлено Положение о денежном содержании муниципальных служащих и работников, замещающих должности не относящиеся к муниципальным служащим, администрации Осьминского сельского поселения, утвержденное распоряжением главы администрации №1 от 10.01.2006 г., предусматривающее выплату ежемесячного денежного поощрения в размере 133 % от оклада и ежемесячной материальной помощи в размере 16,7 % от оклада (л.д.65-70).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, муниципальный правовой акт, принятый представительным органом МО Осьминского сельского поселения в указанный период времени отсутствовал.
Суд полагает, указанное Положение от 10.01.2006 г. не может быть принято во внимание, поскольку не является правовым актом представительного органа местного самоуправления.
11.04.2016 г., в период рассмотрения настоящего дела, Советом депутатов Осьминского сельского поселения решением №91 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, замещающих должности не относящиеся к муниципальным служащим, администрации Осьминского сельского поселения. Данное Положение действует со дня его официального опубликования.
Ответчиками представлены распоряжения Главы Осьминского сельского поселения о выплате главе администрации поселения ФИО1 денежного поощрения и материальной помощи за рассматриваемый период времени со ссылкой на Положение о денежном содержании муниципальных служащих и работников, замещающих должности не относящиеся к муниципальным служащим, администрации Осьминского сельского поселения (л.д.51-64).
Суд полагает, указанные распоряжения не могут быть приняты во внимание, поскольку глава поселения не наделен правом единолично принимать решения о дополнительных выплатах главе администрации поселения.
Полномочия главы поселения перечислены в ст.42 Устава Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, где ему предоставлено право издавать постановления и распоряжения по вопросам деятельности совета депутатов.
Решение Совета депутатов Осьминского сельского поселения от 25.12.2014 г. №33-а о наделении отдельными полномочиями главы поселения по изданию распоряжений о денежных поощрениях и материальной помощи также не может быть принято во внимание, поскольку противоречит указанным нормам законодательства, определяющим возможность устанавливать размер дополнительных выплат и порядок их осуществления только муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Т.о. суммы ежемесячного денежного поощрения и материальной помощи получены ФИО1 без законных оснований.
Согласно ч.1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным, указанные суммы подлежат взысканию с ФИО1 При этом суд полагает, норма п.3 ст.1102 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая запрет взыскания денежных сумм полученных в счет заработной платы, в данном случае не подлежит применению, т.к. в действиях ФИО1 имеет место недобросовестность, при получении данных денежных средств, поскольку она не знать об отсутствии правового акта представительного органа местного самоуправления, об установлении данных выплат.
Исковые требования Лужского прокурора о признании незаконным отказа администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района в удовлетворении протестов на перечисленные распоряжения главы администрации также подлежат удовлетворению поскольку данные распоряжения изданы в нарушение указанных норм законодательства.
Требования о признании незаконными рассматриваемых распоряжений о начислении ежемесячного денежного поощрения и материальной помощи ФИО1 по тем же основаниям подлежат удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации
С ФИО1 в счет госпошлины, от уплаты которой освобожден истец, в доход бюджета Лужского муниципального района подлежит взысканию 5 942,75 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от 30.03.2016 г. в удовлетворении протестов Лужского городского прокурора на распоряжения администрации Осьминского сельского поселения от 3.02.2015 г. №10, от 3.03.2015 г. №24, от 3.04.2015 г. №27, от 3.05.2015 г. №40, от 4.06.2015 г. №47, от 2.07.2015 г. №54, от 5.08.2015 г. №58, от 3.09.2015 г. №60, от 2.10.2015 г. №63, от 3.11.2015 г. №65, от 4.12.2015 г. №69, от 24.12.2015 г. №72, от 4.02.2016 г. №4, от 3.03.2016 г. №13.
Признать незаконными распоряжения администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от 3.02.2015 г. №10, от 3.03.2015 г. №24, от 3.04.2015 г. №27, от 3.05.2015 г. №40, от 4.06.2015 г. №47, от 2.07.2015 г. №54, от 5.08.2015 г. №58, от 3.09.2015 г. №60, от 2.10.2015 г. №63, от 3.11.2015 г. №65, от 4.12.2015 г. №69, от 24.12.2015 г. №72, от 4.02.2016 г. №4, от 3.03.2016 г. №13 в части касающейся начисления ежемесячного денежного содержания и материальной помощи главе администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района ФИО1
Взыскать с ФИО1 в счет неосновательного обогащения в пользу МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района 274 265 руб.
Взыскать с ФИО1 в счет госпошлины, от уплаты которой освобожден истец, в доход бюджета Лужского муниципального района подлежит взысканию 5 942,75 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 4.07.2016 г.