Дело № 2-719/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 22 июня 2020 года
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Никоновой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В результате совместного обследования, проведенного 27.03.2020 прокуратурой района с участием заведующего ИАК «Теремок» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № <номер> по адресу: <адрес>, на ручье без названия расположен каскад прудов с гидротехническим сооружением. Указанное гидротехническое сооружение состоит из двух входных оголовков водосбросного сооружения, которые визуально имеют разрушения, следы водно-эрозионного процесса. В реестре муниципального имущества МО Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области указанное гидротехническое сооружение не значится, на учете в качестве бесхозяйного имущества не состоит, сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного объекта недвижимости отсутствуют. Гидротехническое сооружение, расположенное на каскаде прудов севернее <адрес>, имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи, установленные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет ГТС расположенного на каскаде прудов севернее <адрес>, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи создает опасность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, что нарушает право неопределенного круга лиц и является недопустимым.
На основании вышеизложенного просит суд: обязать Администрацию Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения, расположенного <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что 27.03.2020 помощником прокурора Смоленского района Смоленской области в присутствии заведующего ИАК «Теремок» проведен осмотр, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № <номер> по адресу: <адрес>, на ручье без названия расположен каскад прудов с гидротехническим сооружением. Указанное гидротехническое сооружение состоит из двух входных оголовков водосбросного сооружения, которые визуально имеют разрушения, следы водно-эрозионного процесса. Осмотр проведен по адресу: <адрес> (л.д. 6-8). Указанные обстоятельства подтверждаются также приложенными к материалам дела фотоматериалами (л.д. 9-28).
Согласно ответу Администрации Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25.03.2020, земельный участок с кадастровым номером № <номер>, а также ГТС расположенное на указанном земельном участке в реестре муниципальной собственности не значится. Администрацией, для организации проведения процедуры по признанию бесхозяйным имущества в виде ГТС на ручье без названия у д<адрес> с последующей постановкой ГТС на баланс МО Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, направлены запросы в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии и в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 29-33).
Согласно ответу ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» от 25.03.2020, земельный участок с кадастровым номером № <номер> является собственностью РФ. Передан на баланс Учреждения решением исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов «О передаче Тенишевских прудов с баланса совхоза «Талашкино» на баланс областного музея – заповедника от 19.04.1991 № 75. В соответствии с приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 13.02.2015 № 269 информация об объекте недвижимости – Тенишевские пруды, расположенные по адресу: <адрес> исключена из реестра государственной собственности Смоленской области. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № <номер> имеет статус временный и в пользовании Учреждения не находится (л.д. 34-53).
Согласно ответу Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 30.03.2020 № 5546, земельный участок с кадастровым номером № <номер>, расположенный под каскадом <адрес>, а также ГТС, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № <номер> в реестре муниципального имущества МО «Смоленский район» Смоленской области не числятся (л.д. 54-55).
Согласно ответу Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 09.04.2020 № 16-32-03, в сентябре 2019 года проведена инвентаризация гидротехнических сооружений, расположенных на территории Смоленской области. по информации Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, сведения о ГТС у деревни Фленово отсутствуют.
Согласно ответу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 10.04.2020 № Вр-3704137, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № <номер> является Российская Федерация. Информация в реестре федерального имущества об объекте недвижимого имущества – гидротехническом сооружении, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
По смыслу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.
Поскольку Администрация Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на территории которого находится вышеуказанное гидротехническое сооружение, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в соответствии с требованиями вышеназванной статьи не принимает, соответственно, не осуществляется надлежащий контроль за его состоянием и не принимаются меры по обеспечению его безопасности.
С учетом изложенных обстоятельств, а также вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об обязании Администрации Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения, находящегося севернее <адрес>, расположенного на территории данного муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения, расположенного <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.
Председательствующий А.А. Праксин
решение изготовлено в окончательной форме 26.06.2020.