ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/15 от 26.02.2015 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» февраля 2015 года г. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Лёвочкина А.В., при секретаре - Шамшиной А.А., с участием представителя председателя жилищной комиссии Дальневосточного филиала федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Дальневосточный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России») ФИО1, в открытом судебном заседании, в расположении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего <адрес> полковника ФИО2 об оспаривании решения жилищной комиссии Дальневосточного филиала ), в части отказа в принятии заявителя на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Хабаровский гарнизонный военный суд с вышеуказанным заявлением, в котором он просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии Дальневосточного филиала протокола от ДД.ММ.ГГГГ), в части отказа в принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, и обязать названную жилищную комиссию принять его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, с даты подачи им соответствующего заявления.

ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. При этом заявитель в совеем письменном заявлении просил суд рассмотреть данное дело без его участия.

На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

В обосновании своих требований ФИО2 в своем заявлении пояснил, что он проходит военную службу в <адрес> в должности первого заместителя начальника Главного управления. 15 октября 2014 года он обратился к начальнику Дальневосточного филиала «<адрес> с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении и принятии его на соответствующий учет для обеспечения его жилым помещением в городе Петропавловск-Камчатский Камчатского края. Решением жилищной комиссии Дальневосточного филиала ФКУ «<адрес> (пункт протокола от ДД.ММ.ГГГГ), ему было отказано в принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, со ссылкой на п. 1 ст. 292 ГК РФ, ч. 2 ст. 31, п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Такое решение названной жилищной комиссии он (ФИО2) считает незаконным, поскольку жилых помещений в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют, в связи с чем он считает, что имеет право на обеспечение его жилым помещением для постоянного проживания в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Представитель председателя жилищной комиссии Дальневосточного филиала ФКУ «<адрес> - ФИО1 в суде требования ФИО2 не признала и просила суд в их удовлетворении отказать. По её (ФИО1) мнению в связи с тем, что в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим только один раз, то ФИО2, который уже обеспечивался жильём от Министерства обороны РФ в связи с увольнением его с военной службы в 1998 году, не имеет право на повторное получение жилого помещения от Министерства обороны РФ.

Выслушав мнение вышеназванного представителя должностного лица, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему выводу.

Из оглашенных в суд заявления ФИО2 от 15.10.2014 г. и выписки из протокола заседания жилищной комиссии Дальневосточного филиала ФКУ <адрес> видно, что заявитель15 октября 2014 года обратился к начальнику Дальневосточного филиала «<адрес> с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении и принятии его на соответствующий учет для обеспечения его жилым помещением в городе Петропавловск-Камчатский Камчатского края. Решением жилищной комиссии Дальневосточного филиала ФКУ <адрес> (пункт протокола № ) ФИО2 было отказано в принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, со ссылкой на п. 1 ст. 292 ГК РФ, ч. 2 ст. 31, п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из вышеупомянутого протокола заседания вышеуказанной жилищной комиссии Дальневосточного филиала ФКУ <адрес>, а также из решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2012 года, вступившего в законную силу 4 октября 2012 года, следует, что на момент рассмотрения заявления ФИО2 указанной жилищной комиссии было известно, что заявитель проживал в предоставленном ему служебном жилом помещении - <адрес> в городе <адрес>. 26 февраля 2012 года Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края было принято решение о выселении ФИО2 и его супруги ФИО6 из вышеуказанного служебного жилого помещения в ранее занимаемое ими жилое помещение - <адрес> в городе <адрес>. При этом, как установлено решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2012 года, указанная квартира была предоставлена ФИО2 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением им военной службы в Министерстве обороны РФ на состав семьи 3 человека, включая его, его супругу - ФИО6 и их дочь - ФИО7 (после заключения брака - ФИО15). Общая площадь названного жилого помещения составляла 55 кв.м. Таким образом, ФИО2 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением по установленным нормам, поскольку учетная норма, установленная в городе Петропавловск-Камчатский в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.02.12 г. № 486-нд составляет 13 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на 1 человека. 29 мая 2006 года данная квартира была приватизирована дочерью заявителя - ФИО9 (ФИО17. Заявитель и его супруга от участия в приватизации отказались. При этом они были зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении. В 2013 году <адрес> в городе <адрес> была продана дочерью ФИО2 третьим лицам.

В силу пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения по избранному месту жительства военнослужащие - граждане и члены их семей обязаны представить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному органу, в котором предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства. При этом обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность бесплатно либо по договору социального найма) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, только один раз за все время военной службы.

Как было установлено в судебном заседании, ФИО2 в 1998 году был уволен с военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации. В связи с увольнением с военной службы заявителю на состав семьи 3 человека была предоставлена <адрес> в городе <адрес>, общей площадью 55 кв.м. Таким образом, заявитель и члены его семьи в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были обеспечены от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по установленным нормам. Вследствие этого, суд считает, что предоставив единожды заявителю жилое помещение, государство исполнило перед ним свое обязательство по его жилищному обеспечению, как военнослужащего. При этом, тот факт, что ФИО2 распорядился ранее полученным от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением, и не может в связи с этим сдать его в установленном порядке, свидетельствует, по мнению суда, об отсутствии у него права на повторное обеспечение его жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, суд считает, что ФИО2 и его супруга не вправе претендовать на бесплатное жилищное обеспечение от государства.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 о принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, не подлежат удовлетворению в связи с их необоснованностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании решения жилищной комиссии Дальневосточного филиала федерального казенного учреждения <адрес><адрес> (пункт протокола от ДД.ММ.ГГГГ), в части отказа в принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца после его вынесения.

Председательствующий по делу

А.В. Лёвочкин