Решение
Именем Российской Федерации
п. Сокольское 9 июня 2020 года
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сморчкова А.Ф., при секретаре судебного заседания Икряниковой А.С., с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Кувшиновой А.А., представителя ответчика администрации городского округа Сокольский Нижегородской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-71/2020 по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов не определенного круга лиц к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
установил:
прокурор Сокольского района Нижегородской области предъявил к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов не определенного круга лиц иск о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, который мотивировал следующим образом.
Прокуратурой Сокольского района на основании приказа прокурора Нижегородской области от 10.08.2010 № 72 «Об организации прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства» проведена проверка исполнения налогового законодательства, в ходе которой установлен факт бездействия администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в соответствии с положениями п/п. 2 п. 1 ст. 21, п.п. 2, 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), п.п. 2, 4 ст. 2, п/п 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ).
02.04.2020 прокурор Сокольского района внес представление главе администрации городского округа Сокольский №5-2/28-2020 с требованием принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросу применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Однако в удовлетворении указанного представления администрацией городского округа Сокольский было отказано по причине того, что запросы налогоплательщиков о даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах являются обращениями граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ) с учетом срока, определенного в п. 3 ст.34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению прокурора Сокольского района, порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не могут регулироваться нормами Федерального закона №59-ФЗ, так как такое заявление не подпадает под понятие «обращение граждан» в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе №59-ФЗ.
По мнению прокурора Сокольского района, бездействие администрации городского округа Сокольский по разработке и утверждению административного регламента по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан и юридических лиц, так как отсутствие указанного нормативно-правового акта влечет неопределенность требований к гражданам и юридическим лицам.
Прокурор просит обязать администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кувшинова А.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в пояснениях сослалась на доводы искового заявления, дополнений не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, в пояснениях сослалась на доводы письменных возражений, согласно которым, администрация городского округа Сокольский не возражает относительно обязанности финансового органа муниципального образования по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов городского округа Сокольский о местных налогах и сборах, но не согласна с тем, что данные объяснения должны предоставляться путем оказания муниципальной услуги, так как ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена данная обязанность.
Дача разъяснений не относится ни к вопросам местного значения, ни к полномочиям, переданным субъектом или Российской Федерацией.
Письменные разъяснения, указанные в статье 34.2 НК, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах.
Указанные нормы права не содержат требований о том, что дача разъяснений финансовым органом местного самоуправления по вопросам применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах осуществляется в форме оказания (предоставления) муниципальной услуги (функции).
Дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах на основании статьи 34.2 НК РФ не является ни государственной услугой, ни муниципальной услугой.
Органы местного самоуправления городского округа Сокольский в пределах своих полномочий в установленной сфере деятельности рассматривают запросы налоговых органов, налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в соответствии со статьей 34.2 НК РФ.
Утверждение специального административного регламента по осуществлению администрацией городского округа Сокольский разъяснений законодательства о местных налогах и сборах на основании статьи 34.2 НК РФ не предусмотрено ни Кодексом, ни другими нормативными правовыми актами, регулирующими налоговое законодательство.
По мнению представителя ответчика, аналогичную позицию выразило так же и Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 22.01.2020 г. № 03-02-08/3135, от 10.02.2020 г. № 03-02-07/1/8481.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы искового заявления, возражений, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Сокольского района на основании приказа прокурора Нижегородской области от 10.08.2010 № 72 «Об организации прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства» проведена проверка исполнения налогового законодательства, в ходе которой установлен факт бездействия администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в соответствии с положениями п/п. 2 п. 1 ст. 21, п.п. 2, 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ, п.п. 2, 4 ст. 2, п/п 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ (л.д.11).
02.04.2020 прокурор Сокольского района внес представление главе администрации городского округа Сокольский №5-2/28-2020 с требованием принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросу применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах (л.д.12-14).
Однако в удовлетворении указанного представления администрацией городского округа Сокольский было отказано по причине того, что запросы налогоплательщиков о даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах являются обращениями граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ) с учетом срока, определенного в п. 3 ст.34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.15-17).
Статьями 14 - 16 Федерального закона N 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Пунктом 3 этой статьи установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные нормами Закона N 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, такое разъяснение носит индивидуальный характер.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом N 210-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 42 Устава городского округа Сокольский Нижегородской области, администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом городского округа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Нижегородской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.
Данные действия могут быть выполнены только ответчиком.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и их удовлетворению.
При этом суд критически относится к доводам возражений представителя ответчика по изложенным выше обстоятельствам. Ссылки на разъяснения, содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 22.01.2020 г. № 03-02-08/3135, от 10.02.2020 г. № 03-02-07/1/8481 суд так же признает не состоятельными, так как они касаются обращений в Министерство финансов Российской Федерации, носят рекомендательный характер, и не создают прецедента.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется в установленный срок, который устанавливается судом с учетом разумности - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. 98 ГПК РФ, однако не распределяет их за счет проигравшего ответчика, так как в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, как орган местного самоуправления от них освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов не определенного круга лиц к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 11.06.2020