Дело № 2-71/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Хандыга 22 апреля 2020 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайлова А.В., при секретаре Яковлевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Мегино-Кангаласском улусе (районе) РС (Я) (межрайонное) (далее УПФ) о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в сумме 52982 руб., мотивируя тем, что 2019 г. выехал на отдых в *...*, а затем на *...*. По приеду обратилась в ПФ для оплаты проезда, но в оплате было отказано в виду того, что место отдыха находилось за пределами РФ. В соответствии с Правилами компенсации расходов, компенсация может производиться в виде: возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Считает, что отказ ответчика на оплату стоимости проезда нарушает его конституционные права. Просит взыскать с ответчика компенсацию расходов по оплате проезда по маршруту: *...* и обратно по маршруту: *...* по территории РФ в сумме 52982 руб.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, ранее на подготовительном судебно заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, просила рассмотнреть гражданское дело без ее участия, исковые требования не признала, представила в суд возражение в котором указывает, что место отдыха ФИО1 находилось за пределами территории РФ, просила отказать в иске в полном объеме.
Проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и в судебном заседании было установлено, что ФИО1, *...*, является неработающим пенсионером и получателем трудовой пенсии по старости с *Дата*, что подтверждается копией пенсионного удостоверения *Номер*, выданного ГУ - УПФ Томпонского района. Истец проживает в *Адрес*, на который в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (с изменениями и дополнениями), и относится к категории районов Крайнего Севера.
Пенсионер ФИО1 находился в период с *Дата* по *Дата* включительно на отдыхе в *...*.
На обращение ФИО1 направлено решение ГУ - УПФ РФ в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) от *Дата*, в котором ответчик отказывает истцу в компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в связи с тем, что отдых производился за пределами территории РФ.
Согласно проездных документов, представленных ФИО1 он произвел расходы, а именно: *Дата**...* (такси) – 3000 руб., *Дата* авиабилет *...* - 8250 руб., *Дата* проездной документ *...* 4252,8 руб., *Дата* проездной документ *...* – 1900,40 грн, *Дата* квитанция *...* – 469 руб., *Дата* авиабилет *...* – 36100 руб., *Дата* билет *...* – 400 руб., *Дата**...* (такси) 2500 руб.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2005 г.) установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 г. № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее Правил), которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (п. 1 Правил).
Таким образом, из приведённых норм права следует, что государством гарантируется право пенсионеров, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счёт работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии п. 3 п.п «б» Правил, компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 10 п.п. «г», «д» Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Более того, основной закон государства - Конституция Российской Федерации в ст. 19 ч.2 и ст. 67 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В соответствии со ст. ст. 1 и 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница РФ - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации.
Согласно п.п. 85, 86 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.
Следовательно, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантировано законом и не может быть ограничено подзаконным нормативно - правовым актом.
Отсутствие в указанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими компенсации стоимости проезда в переделах территории Российской Федерации.
В связи с этим реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае от выбранной истцом ФИО1 формы отдыха за пределами Российской Федерации с пересечением границ Российской Федерации и другого иностранного государства (*...*) на воздушном транспорте в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения неработающего пенсионера ФИО1 в отпуске по территории Российской Федерации.
Факт пребывания истца в месте отдыха подтверждается проездными авиабилетами и представителем ответчика не оспаривается, также не оспаривается право ФИО1 на получение указанной компенсации. Доводы истца о том, что он имеет право на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, независимо от того, что отдых его проходил в *...*, суд находит обоснованными.
Расходы, понесенные ФИО1 по проезду к месту отдыха, подтверждены документально:
- *Дата* билет на автобус серии Е № 950994 на проезд по маршруту Хандыга–Якутск (такси), стоимостью 3000 руб.,
- *Дата* электронный билет *Номер* на имя ФИО2 на перелет по маршруту *...*, общей стоимостью проезда 8250 руб. с приложением посадочных талонов;
- *Дата* проездной документ серии *Номер* АСУ «Экспресс» на имя ФИО2 по маршруту *...* общей стоимостью проезда 4252,8 руб.,
- *Дата* проездной документ серии *Номер* АСУ «Экспресс» на имя ФИО2 по маршруту *...* общей стоимостью проезда 1900,40 грн,
- *Дата* квитанция *Номер* по маршруту *...* – 469 руб.,
- *Дата* электронный билет *Номер* на имя ФИО2 на перелет по маршруту *...*, общей стоимостью проезда 36100 руб. с приложением посадочных талонов;
- *Дата* билет серии *Номер* по маршруту *...* – 400 руб.,
- *Дата* билет на автобус серии *Номер* на проезд по маршруту *...*, стоимостью 2500 руб.
Согласно справке АО «ГАВС» от *Дата* о движении поездов по маршрутам, через систему «экспресс», установлено, что по маршруту: *...* следует поезд *Номер*, стоимость взрослого проездного документа в плацкартном вагоне 4252,80+4408,90=8661,70 руб. (весь путь). По территории РФ крайней точкой является *...*. Стоимость по маршруту *...* составила 1131,70*2=2263,40 руб.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанные разъяснения, суд полагает необходимым взыскать с ответчика стоимость проезда по территории РФ по маршруту *...* в размере 2263,40 руб.
Согласно п. 9 Разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005г. N 176, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.03.2016г. N 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги.
Таким образом, заявленные требования истца подлежат частичному удовлетворению в пределах стоимости проезда по маршруту *...* за вычетом расходов за оформление воздушной перевозки по РФ в размере 1000 руб., то есть в размере 7250 руб., по маршруту *...* за вычетом сервисного сбора за авиабилет в размере 2041 руб., то есть в размере 34059 руб.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании вышеуказанных обстоятельств доводы ГУ – УПФ РФ в Томпонском улусе (районе) об отсутствии права у ФИО1 на компенсацию расходов, понесенных им на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в связи с тем, что он отдыхал за пределами Российской Федерации, являются необоснованными и не принимаются судом во внимание.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 1 151 руб. 44 коп. подлежит взысканию с ГУ - УПФ РФ в Томпонском районе, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части иска в доход бюджета МР «Томпонский район».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно – удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) в пользу ФИО1 компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту *...* в пределах границы Российской Федерации в размере 49941 (Сорок девять тысяч девятьсот сорок один) рубль 40 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) государственную пошлину в размере 1698 (Одна тысяча шестьсот девяносто восемь) рублей 24 копейки в доход бюджета МР «Томпонский район».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.В. Михайлов
Решение в окончательной форме вынесено 22 апреля 2020 года