ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/20 от 29.01.2020 Кизилюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Гр.дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"29" января 2020 <адрес> районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибирова М.Д.,

при помощнике судьи Алхановой А.З., секретаре Нугаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Магомедалиевой Нурие Султанахмедовне о приостановлении деятельности по реализации горючих газов на АГЗС «Руснефть» в селе Зубутли-<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Магомедалиевой Нурие Султанахмедовне о приостановлении деятельности по реализации горючих газов на АГЗС «Руснефть» в селе Зубутли-<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан. При этом прокурор ссылается на то, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности при реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) на автозаправочной станции «Руснефть», расположенной в селе Зубутли-<адрес>.

Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Магомедалиевой Н.С. осуществляющим эксплуатацию АЗС в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключил, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не создал, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принял, не разработал план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.

В нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

В соответствии с требованиями пункта 15 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 №559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» Организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуаpax, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящих Правил, других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;

Пунктом 12 4.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.201 1 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и 111 классов опасности подлежит лицензированию.

Однако, вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 руководители организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, несут персональную ответственность за ее соблюдение.

Федеральным законом от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - закон №123-Ф3) установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности

Приказом МЧС России от 05.05.2014г. №221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее - ТБП) устанавливаются требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств»

Проверкой, проведенной совместно с ОНД и ПР по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м МЧС России по <адрес>, установлены следующие нарушения пожарной безопасности при реализации моторного топлива на АГЗС: Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности п. 3 (ППР 2012); Не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания офиса и магазина в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) п.21 ППР в РФ № 390; При заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 (ППР 2012); АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС п. 455 (ППР 2012); У пожарного щита отсутствует бочка для хранения воды объем не менее 0,2 куб.метра п.483 ППР в РФ №390; Планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы п.9 НПБ 111-98*; На въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98*); Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из помещения для оператора АЗС (СУГ) в противоположную сторону от ТРК п. 29* (НПБ 111-98*); Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС с одностенными резервуарами составляет менее 100 метров (п.32, таб.П. 6.4. НПБ 111-98*); Расстояние от здания операторной до топливно-раздаточной колонки составляет менее 6 метров п.13*, таб.2 НПБ 111-98*; Для наружного пожаротушения АЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3 п. 94* (НПБ 111-98*); Помещения АЗС не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации п.96 (НПБ 111-98*); Между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устранены защитные экраны из негорючего материала (например металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2м. приложение 6 п.13 (НПБ 111-98*); Отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); Резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем 5 с.п. 54 (НПБ 111-98*); Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111 -98*); Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*); Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №123-Ф3); Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР 2012); Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему п. 439 ППP 2012); Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*); Не представлена декларация пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №123-ФЗ); Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ&apos; и жидкое моторное топливо (ст. 133 №123-Ф3); Не представлена документация на электрооборудование АГЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 № 123-Ф3); На АЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены и не оборудованы данные площадки. п.6.38 СП 156.13130.2014; Отсутствует молниезащита на АЗС п.40 НПБ 111-98*; Общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение п.20.1 НПБ 111-98*.

Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.

В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации.

В интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду прокурор вправе обратиться в суд с постановкой вопроса о запрете незаконной деятельности АЗС.

Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.

Старший помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибиров М.М. требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, поддержал частично и пояснил, что ответчиком частично исполнены исковые требования, а именно устранены указанные в исковом заявлении следующие нарушения: Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности п. 3 (ППР 2012); Не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания офиса и магазина в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) п.21 ППР в РФ № 390; При заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 (ППР 2012); АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС п. 455 (ППР 2012); У пожарного щита отсутствует бочка для хранения воды объем не менее 0,2 куб.метра п.483 ППР в РФ №390; Помещения АЗС не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации п.96 (НПБ 111-98*); Отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); Резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем 5 с.п. 54 (НПБ 111-98*); Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111 -98*); Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*); Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №123-Ф3); Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР 2012); Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему п. 439 ППP 2012); Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*); Не представлена декларация пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №123-ФЗ); Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ&apos; и жидкое моторное топливо (ст. 133 №123-Ф3);Не представлена документация на электрооборудование АГЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 № 123-Ф3); На АЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены и не оборудованы данные площадки. п.6.38 СП 156.13130.2014; Отсутствует молниезащита на АЗС п.40 НПБ 111-98*; Общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение п.20.1 НПБ 111-98*. Остальные нарушения не устранены, в связи с чем реализацию горючих газов необходимо приостановить до полного устранения нарушений пожарной и промышленной безопасности, которые указаны в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, хотя и был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, и с учетом того, что истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, дело в отношении ответчика рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения прокурора и исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

Так, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО7 в нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

Кроме того, опасный производственный объект (АЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем ФИО7, вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение ч. 1 ст.9 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не продлен.

Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года (далее - ПИР), указанные в исковом заявлении.

Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.

Ответчик доказательств полного устранения указанных в исковом заявлении нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности не представил, хотя прокурор заявил, что к настоящему времени частично эти нарушения устранены.

Согласно ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Магомедалиевой Нурие Султанахмедовне, приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Магомедалиевой Нурие Султанахмедовне по реализации горючих газов на АГЗС на АГЗС «Руснефть» в селе Зубутли-<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан, до полного устранения нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: