ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/2015 от 23.01.2015 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Хасавюрт 23 января 2015 г.

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гереева К.З., при секретаре Шанталине С.В.,

с участием заявителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее Управление Росреестра) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними незаконными и обязать зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество

установил:

8 декабря 2014 года Управлением Росреестра ему отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное мною на аукционе. Регистратор обосновал свой отказ тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют записи о правах ГУП «Дагестанский консервный завод» на данный объект недвижимости». Между тем согласно свидетельств о государственной регистрации права от 17 мая 2011 года подтверждается право собственности на указанные объекты недвижимости - транспортного цеха, ограды и сторожевой - Министерство земельных и имущественных отношений РД, у которого он и приобрел данное имущество на аукционе. Более того, не обоснованность довода регистратора об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество подтверждается тем, что обанкротившее предприятие ГУП «Дагестанский консервный завод» являлось имуществом Правительства РД и входило в состав Министерства земельных и имущественных отношений РД и право реализации имущества ГУПов предоставлено только Министерство земельных и имущественных отношений РД.

Также договором №1 от 13 октября 2014 года и актом приема - передачи к этому договору, протоколом о результатах проведения открытых торгов по лоту №2 подтверждается, что организатором торгов является конкурсный управляющий ГУП «Дагестанский консервный завод» ФИО2

В связи с изложенным заявитель ФИО1 просит признать незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними незаконными, зарегистрировать право собственности на следующее имущество: транспортный цех, площадью 6 кв.м., инвентарный номер 214, литер «Б», этажность 1; ограда, общая площадь протяженность 328 п.м., инвентарный номер 214, литер 6, этажность 1; сторожевая, общая площадь .2 кв.м., инвентарный номер 214, литер В, этажность 1 и признать три сообщения за исходящими номерами:01\534\2014-725, 01\534\2014-726, 01\534\2014-727 от 8 декабря 2014 года об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незаконными.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление подержал и просил удовлетворить его по изложенным в нём основаниям.

Представитель Управления Росрееста и Министерства земельных и имущественных отношений на рассмотрение дела не явился, однако его неявка не является препятствием для разрешения поставленного пред судом вопроса по существу.

Выслушав заявителя, исследовав имеющиеся в деле письменные материалы, дав им оценку, суд считает заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия и решения должностного лица, если обжалуемое действие (решение) нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу части 5 этой статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней, либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Также согласно абзаца 4 части 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 12 Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Частью 1 статьи 17 Закона в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе включены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.

При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Часть 2 статьи 17 Закона не допускает истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 13 Закона указывает, что порядок проведения государственной регистрации прав включает и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки и является неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и следует за стадией приема документов.

Правовая экспертиза документов проводится государственными регистраторами в следующей последовательности: проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе и в государственной регистрации.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», который вступил в силу с 1 октября 2013 года, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки должна проводиться регистрирующим органом в контексте установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Пункт 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 года №184, в его взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечисляет перечень документов для предоставления на государственную регистрацию: заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона); документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона); документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона); кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона). Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также, если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут истребоваться дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).

Между тем, согласно сообщений от отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственный регистратор ссылается на то, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует записи о правах ГУП «Дагестанский консервный завод» на данный объект недвижимости – субъектом права на данные объекты недвижимости указан Республика Дагестан.

Суд не может согласится с такой позицией государственного регистратора по следующим основаниям.

Согласно частей 1 и 2 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Также в силу части 1 статьи 2 Федерального Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Соответственно, из приведённых норм в их взаимосвязи со статьёй 209 ГК РФ, следует, что Республика Дагестан, как субъект Российской Федерации, является собственником имущества ГУП «Дагестанский консервный завод» и только он обладает правом отчуждения его имущества.

В имеющихся в материалах дела свидетельстве № о государственной регистрации права от 17 мая 2011 года на объект права: транспортный цех, общей площадью ,6 квадратных метров, инвентарный номер 214, литер Б, этажность 1, основанием его выдачи указан выписка из реестра государственного имущества РД №173\11 от 14 апреля 2011 года, орган выдачи: Министерство земельных и имущественных отношений РД, субъект права: Республика Дагестан.

В свидетельстве № о государственной регистрации права от 17 мая 2011 года на объект права: ограда, общей протяженностью 328 погонным метром, инвентарный номер 214, литер 6, этажность 1, документ, основание для регистрации: выписка из реестра государственного имущества РД №173\11 от 14 апреля 2011 года, орган выдачи: Министерство земельных и имущественных отношений РД, субъект права: Республика Дагестан.

В свидетельстве № о государственной регистрации права, объект права: сторожевая, общей площадью ,2 квадратным метров, инвентарный номер 214, литер В, этажность 1, основание для регистрации: выписка из реестра государственного имущества РД №173\11 от 14 апреля 2011 года, орган выдачи: Министерство земельных и имущественных отношений РД, субъект права: Республика Дагестан.

Из этого следует, что основания в отказе в регистрации приведённого недвижимого имущества, отражённые в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 8 декабря 2014 года за исходящими номерами 01/534/2014-725, 01/534/2014-726 и 01/534/2014-727 не могут быть законными, обоснованными и не соответствует требованиям действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое ФИО1 решения об отказе в регистрации права собственности на недвижимое имущество, Управлением Росреестра принято с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198, 257-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на следующее имущество:

транспортный цех, общей площадью ,6 квадратных метров, инвентарный номер 214, литер Б, этажность 1, кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

ограда, общей протяженностью 328 погонным метром, инвентарный номер 214, литер 6, этажность 1, кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

сторожевая, общей площадью 34,2 квадратным метров, инвентарный номер 214, литер В, этажность 1, кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Хасавюртовский городской суд в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.З. Гереев