ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/2017 от 30.06.2017 Северо-енисейского районного суда (Красноярский край)

№2-71/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2017 года гп. Северо-Енисейский

Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пиджакова Е.А.,

при секретаре Отческой Ю.А.,

с участием: представителя истца Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Енисейского района ФИО1, действующей на основании доверенности от 21.12.2016 года № 1098;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Енисейского района к Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, обладающие признаками культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Енисейского района обратился в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, обладающие признаками культурного наследия. Заявленные требования мотивированы тем, что на территории Северо-Енисейского района существуют 8 объектов недвижимости, обладающие признаками культурного наследия: «Памятный мемориальный знак в честь павших воинов – североенисейцев», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2, общей площадью 91,7 кв.м., «Памятный знак в честь Героя Советского Союза ФИО2», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1, общей площадью 2,5 кв.м., «Памятный знак в честь первопроходца-золотоискателя», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1, общей площадью 22,1 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 6 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 18,5 кв.м, «Памятный знак воинам – Вангашцам, павшим на полях сражений», расположенный в <...>, «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 51,5 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 45,5 кв.м. Администрацией Северо-Енисейского района, от имени и в интересах собственника муниципального образования Северо-Енисейский район были проведены мероприятия по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения, однако в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на данные объекты муниципальному образованию Северо-Енисейский район было отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что сооружения являются объектами капитального строительства. Однако, данные сооружения являются объектами, обладающими признаками объектов культурного наследия и относятся к объектам недвижимого имущества, поскольку прочно связаны с землей и перемещение таких объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Объекты недвижимого имущества Памятные знаки являются «памятным местом» районного значения, отнесенные схемой территориального планирования района, утвержденной Решением Совета от 30.11.2009 № 654-57, к объектам, обладающим признаками объектов культурного наследия. Оформление права собственности муниципального образования на такие сооружения, в соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов российской Федерации», не регулируется этим Федеральным законом. В целях дальнейшего надлежащего содержания указанных сооружений истец просит признать за ним право муниципальной собственности.

Определением судьи Северо-Енисейского районного суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республика Тыва, Агентство по управлению имуществом Красноярского края, Филиал АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, Министерство культуры Красноярского края, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель истца – Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северо-Енисейского района ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что земельные участки, на которых распложены объекты культурного наследия – памятники участникам Великой отечественной войны (далее по тексту объекты), сооруженные в честь жителей Северо-Енисейского района погибших в годы войны, находится в собственности муниципального образования Северо-Енисейский район Красноярского края. Переместить указанные объекты без несоразмерного его назначению не возможно, поскольку памятники установлены в поселках района, где проживали и ушли на войну их жители. Являются памятниками истории местного значения. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, поскольку исторически связаны с территорией Северо-Енисейского района.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края не явился, согласно отзыву, просит рассмотреть дело в их отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае республике Хакасия и республика Тыва, не прибыл, уведомлен о дне и месте его проведения надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Агентство по управлению имуществом Красноярского края, АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, не прибыл, уведомлен о дне и месте его проведения надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство культуры Красноярского края, не прибыл, уведомлен о дне и месте его проведения надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, не прибыл, уведомлен о дне и месте его проведения надлежащим образом. Согласно возражений пояснил, что на исковое заявление вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета. Прочная связь с землей не является единственным критерием, определяющим отнесение объекта к недвижимому имуществу. Имущество, обладающее таким признаком как прочная связь с землей, может быть признано недвижимостью в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом порядке. Доказательств создания спорных объектов именно как объектов недвижимости и введение их в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством, истцом не представлено. При разрешении вопроса отнесения памятных знаков к объектам недвижимости, необходимо учитывать, выдавалось ли разрешение на строительство данных объектов, выделялся ли земельный участок, имеются ли иные документы, подтверждающие, что данный объект был создан как недвижимое имущество в установленном законом порядке. Также учитывая, что сведения об указанных объектах в ЕГРН отсутствуют, то государственная регистрация права собственности осуществлена быть не может, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав мнение представителя истца, изучив письменные уведомления, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании из предоставленных суду доказательств установлено, что согласно Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Енисейского района (далее-Комитет), в соответствии с Уставом Северо-Енисейского района Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации Северо-Енисейского района в области управления и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Северо-Енисейский район), а также земельными участками, расположенными на территории Северо-Енисейского района, государственная собственность на которые не разграничена. Комитет находится в непосредственном подчинении администрации Северо-Енисейского района. Осуществляет организацию, подготовку и оформление документов для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости и сделок с ним, вещных и обязательственных прав. Осуществляет организацию, подготовку и оформление документов для постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, бесхозяйного недвижимого имущества в целях последующего его принятия в муниципальную собственность на основании решения суда (л.д. 6-10).

Согласно ответу на запрос Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (в настоящее время МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республика Тыва, Агентство по управлению имуществом Красноярского края) объекты: «Памятный мемориальный знак в честь павших воинов – североенисейцев», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2, общей площадью 91,7 кв.м., «Памятный знак в честь Героя Советского Союза ФИО2», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1, общей площадью 2,5 кв.м., «Памятный знак в честь первопроходца-золотоискателя», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1, общей площадью 22,1 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 6 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 18,5 кв.м., «Памятный знак воинам – Вангашцам, павшим на полях сражений», расположенный в <...>, «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 51,5 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 45,5 кв.м., как отдельные объекты учета в реестре федерального имущества не учитываются (л.д. 11).

Согласно уведомлению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края следует, что в реестре государственной собственности Красноярского края сведения об объектах не учитываются (л.д. 12).

Согласно заключению об объектах недвижимости отдела архитектуры и градостроительства Администрации Северо-Енисейского района: «Памятный мемориальный знак в честь павших воинов – североенисейцев», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2, общей площадью 91,7 кв.м., «Памятный знак в честь Героя Советского Союза ФИО2», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1, общей площадью 2,5 кв.м., «Памятный знак в честь первопроходца-золотоискателя», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1, общей площадью 22,1 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 6 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 18,5 кв.м., «Памятный знак воинам – Вангашцам, павшим на полях сражений», расположенный в <...>, «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 51,5 кв.м., «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 45,5 кв.м., относятся к объектам недвижимого имущества, поскольку прочно связаны с землей и их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначениям. Кроме того, вышеуказанные сооружения представляют собой композицию из плит, бетона и искусственного камня, установлены на бетонных основаниях и являются объектами капитального строительства, для которых не требуется получение разрешения на строительство (л.д. 75).

Согласно распоряжению № 1028-ос от 12.11.2013 года объекты недвижимости: нежилое сооружение, общей площадью 2,5 кв. м., расположенное по адресу: Россия, <...> Победы, 13/1; нежилое сооружение, общей площадью 91,7 кв.м, расположенное по адресу: Россия, <...>; нежилое сооружение, общей площадью 22,1 кв.м, расположенное по адресу: Россия, <...>; нежилое сооружение, общей площадью 6 кв.м, расположенное по адресу: Россия, <...>, считаются собственностью муниципального образования Северо-Енисейский район. Которые внесены в Реестр муниципального имущества Северо-Енисейского района (л.д. 117).

Согласно распоряжению №579-ос от 18.05.2017 года, объекты недвижимости: нежилое сооружение, общей площадью 18,5 кв.м, расположенное по адресу: Россия, <...>. 16/1; нежилое сооружение, расположенное по адресу: Россия, <...>; нежилое сооружение, общей площадью51,5 кв.м, расположенное по адресу: Россия, <...>; нежилое сооружение, общей площадью 45,5 кв.м, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, Северо-Енисейский район, <...>, считаются собственностью муниципального образования Северо-Енисейский район. Которые внесены в Реестр муниципального имущества Северо-Енисейского района (л.д. 116).

Согласно сведениям Росреестра по Красноярскому краю: - «Памятный мемориальный знак в честь павших воинов – североенисейцев», находящийся в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2, общей площадью 91,7 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010113:278. Разрешенное использование: историко-культурная деятельность (л.д. 86). Данный земельный участок внесен в реестр муниципального имущества под номером ЗУ № 1-000254, закреплен в состав казны Северо-Енисейского района и зарегистрировано право собственности муниципального образования Северо-Енисейский район Красноярского края от 25.10.2016 № 24-24/019-24/024/001/2016-984/1.(л.д. 87).

- «Памятный знак в честь Героя Советского Союза ФИО2», расположен в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1, общей площадью 2,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010129:642. Разрешенное использование: историко-культурная деятельность (л.д. 79);

- «Памятный знак в честь первопроходца-золотоискателя», расположен в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1, общей площадью 22,1 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010109:365. Разрешенное использование: культурное развитие (л.д. 80). Согласно Выписке из ЕГРП на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием Северо-Енисейский район Красноярского края от 30.09.2016 № 24-24/009-24/024/001/2016-915/1(л.д. 81);

- «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположен в <...>, общей площадью 6 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0020111:282. Разрешенное использование: историко-культурная деятельность (л.д. 77). Согласно Выписке из ЕГРП на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием Северо-Енисейский район Красноярского края от 20.06.2017 (л.д. 155);

- «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположен в <...>, общей площадью 18,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0040103:644. Разрешенное использование: культурное развитие (л.д. 78);

- «Памятный знак воинам – Вангашцам, павшим на полях сражений», расположен в <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0050102:228. Разрешенное использование: историко-культурная деятельность (л.д. 88). Данный земельный участок внесен в реестр муниципального имущества под номером ЗУ № 5-000035, закреплен в состав казны Северо-Енисейского района и зарегистрировано право собственности муниципального образования Северо-Енисейский район Красноярского края от 06.12.2016 № 24-24/009-24/024/0085/2016-241/1.(л.д. 89);

- «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположен в <...>, общей площадью 51,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0060104:17. (л.д. 82). Согласно Выписке из ЕГРП на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием Северо-Енисейский район Красноярского края от 22.09.2016 № 24-24/019-24/024/001/2016-856/1(л.д. 81);

- «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположен в <...>, общей площадью 45,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0030106:37 (л.д. 84). Данный земельный участок внесен в реестр муниципального имущества под номером ЗУ № 3-000037, закреплен в состав казны Северо-Енисейского района и зарегистрировано право собственности муниципального образования Северо-Енисейский район Красноярского края от 23.09.2016 № 24-24/019-24/024/001/2016-857/1 (л.д. 85).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные на территории поселения или городского округа соответственно.

Статьями 2, 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник, как установлено в суде – муниципальное образование Северо-Енисейского района в лице администрации Северо-Енисейского района, выше указанных объектов, подпадающих под признаки культурного наследия, в силу несет бремя содержания принадлежащего последнему объектов культурного наследия, включенного в реестр Комитета по управлению муниципальным имуществом Северо-Енисейского района, с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР № 203, недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном состоянии, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

В статье 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» законодатель расшифровывает понятие памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Таким образом, в силу ст. 130 ГК РФ законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, не названное в этой статье. В данном случае таким законом является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которого произведения монументального искусства являются особым видом недвижимого имущества (ст. ст. 1, 3).

Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно Приказу Министерства культуры РФ от 2 июля 2015 г. № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками культурного наследия» - по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку. Объекты недвижимого имущества Памятные знаки являются «памятным местом» районного значения, отнесенные схемой территориального планирования Района, утвержденного решением Районного Совета от 30.11.2009 № 654-57, к объектам, обладающим признаками объектов культурного наследия. Оформление права собственности муниципального образования на такие сооружения, в соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ от 15.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», не регулируется этим ФЗ.

Согласно п. 13, ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящиеся в муниципальной собственности, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на их территории. Ст. 15 указанного Закона гласит, к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местно самоуправления поселений относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов, государственная охрана объектов культурного наследия местного значения.

Судом также установлено, что указанные выше объекты, подпадающие под признаки культурного наследия, находятся на земельных участках принадлежащих муниципальному образованию Северо-Енисейского района, и руководствуясь ст.ст. 130, 131 ГК РФ, суд приход к выводу о признании земельных участков на которых расположены объекты, подпадающие под признаки культурного наследия недвижимой вещью. А «Памятные мемориалы и знаки» расположенные по адресам: в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2; в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1; в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1; в <...>; в <...>; в <...>; в <...>; в <...>, имеющие бетонные конструкции на бетонном основании (л.д.142-153), суд считает могут быть признаны объектами недвижимого имущества, поскольку они непосредственно связанны с землей, и их невозможно переместить без несоразмерного ущерба их назначению.

Установив, что памятники являются объектами недвижимого имущества, и что они возведены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд приходит к выводу о том, что права на данные объекты подлежат государственной регистрации.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что восемь спорных объектов являются объектами недвижимости, так как они обладают признаками культурного наследия, а значит, попадают под действие Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ, в соответствии со статьями 1, 2 и 3 которого произведения монументального искусства, в данном случае спорные объекты, являются особым видом недвижимого имущества.

При этом каких-либо доказательств того, что спорные объекты являются движимым имуществом суду не представлено. При этом доводы третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о том, что при отнесении объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета; что прочная связь с землей не является единственным критерием, определяющим отнесение объекта к недвижимому имуществу, а значит имущество может быть признано недвижимым, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом порядке не могут быть приняты судом, так как в силу указанного закона заявленные требования для признания объекта недвижимым применению не подлежат.

Так, Муниципальное образование – Администрация Северо-Енисейского района признано правообладателем всех спорных объектов, в связи с чем, данные права зарегистрированы, согласно выше указанным выпискам из ЕГРП, то в соответствии с законодательством именно ответчику вменяется обязанность бремени содержания, обеспечения охраны, предотвращения повреждений, разрушений или уничтожения, изменения облика и интерьера, а также предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, однако до настоящего времени данное право регистрационным органом не признано, что не дает возможности собственнику обеспечить исполнение наложенных на него законом обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Енисейского района о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, обладающие признаками культурного наследия - удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за Муниципальным образованием Северо-Енисейского района Красноярского края на объекты недвижимости, обладающие признаками культурного наследия:

1. «Памятный мемориальный знак в честь павших воинов – североенисейцев», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 14/2, общей площадью 91,7 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010113:278.

2. «Памятный знак в честь Героя Советского Союза ФИО2», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. 40 лет Победы, 13/1, общей площадью 2,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010129:642.

3. «Памятный знак в честь первопроходца-золотоискателя», расположенный в гп. Северо-Енисейский, ул. Ленина, 42/1, общей площадью 22,1 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0010109:365.

4. «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 6 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0020111:282.

5. «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 18,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0040103:644.

6. «Памятный знак воинам – Вангашцам, павшим на полях сражений», расположенный в <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0050102:228.

7. «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 51,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0060104:17.

8. «Памятный знак в честь павших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в <...>, общей площадью 45,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: 24:34:0030106:37.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в течение месяца, с момента составления мотивированного решения 03 июля 2017 года.

Судья Е.А. Пиджаков