Дело № 2-71/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.,
при секретаре: Михалычевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» о признании действий незаконными, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» о признании незаконными действий в части нарушения контрольных сроков доставки простой корреспонденции письма категории «простое» на его имя с адресом <адрес> от отправителя – СУ СК по Смоленской области СО по г. Смоленску, адреса отправителя 214018, <...>, с оттиском франкировальной машины принятия к пересылке в отделении 214000 ДД.ММ.ГГГГ и поступившего в ОПС 36 согласно ОКШ 214036 от ДД.ММ.ГГГГ.; признании некачественной услуги почтовой связи в части доставки названного письма; признании незаконными действий ответчика в части нарушения: п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2017г. №234; п.п.8,9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое», утвержденного Приказом от 27.12.2018г. №469-п; п.5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018г. №257; подп.«б» п.4, п.п.5,6 лицензионных требований лицензии от 11.04.2018г. №162571, п.1 ст.46 ФЗ от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи», ст.55 Федерального закона №176-ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.1999г. по не рассмотрению его претензии в установленный законом срок; вынесении частного определения в адрес ответчика за систематическое нарушение требований законов; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., судебных расходов в размере 42 руб., неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки и доставки в размере 0,78 руб., процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ с присужденной судом всей суммы с момента присуждения судом денежной суммы при вынесении решения суда и до фактического исполнения решения ответчиком, ссылаясь на нарушение своих прав как потребителя в связи с несвоервменным получением указанного почтового отправления.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
В силу ст.14 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи. Адресатом - гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
На основании п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2017 №234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Простые почтовые отправления опускаются в исправные ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы в соответствии с указанными на них адресами (п.8 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «Простое» (редакция №2), утв. приказом ФГУП «Почта России» от 27.12.2018 №469-п).
Контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений. Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов составляет 2 календарных дня (п.п.5, 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утв. приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 №257).
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», ч.5 ст.55 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Пунктом 63 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2017 №234, предусмотрено, что претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять, в том числе адресат.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 получил на свое имя по <адрес> письмо категории «простое» от отправителя – Ленинский МСО СУ СК по Смоленской области с адресом отправителя – 214018, <...>, с ОКШ принятия к пересылки в отделении 214018 ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15).
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм действующего законодательства, ответчиком нарушен контрольный срок пересылки указанного письма на один день, исходя из чего, суд признает действия АО «Почта России» в части нарушения контрольного срока пересылки упомянутого почтового отправления незаконными, а оказанную услугу - некачественной.
По факту нарушения контрольных сроков пересылки вышеупомянутого простого почтового отправления ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. ответчику подана претензия, ответ на которуд дан только ДД.ММ.ГГГГ., тогда как в силу ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» письменный ответ на претензию по почтовому отправлению в пределах одного населенного пункта должен быть дан в течение пяти дней.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в несвоевременном рассмотрении его претензии относительно ненадлежащего оказания услуг почтовой связи по доставке упомянутого простого почтового отправления, подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст.19 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются, в том числе Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.
С учетом изложенного, превышение оператором почтовой связи установленных сроков доставки или, более того, утрата почтовых отправлений, адресатами или отправителями которых являются граждане, использующие почтовую связь для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (личных, семейных и др.), свидетельствует о нарушении прав потребителей услуг почтовой связи.
В соответствии со ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства истец не указывал, в чем конкретно выразились его нравственные страдания и какова их степень, не высказывался об индивидуальных особенностях восприятия допущенного ответчиком нарушения, суд с учетом фактических обстоятельств дела и характера допущенного нарушения, а также требований разумности и справедливости, определяет сумму компенсации морального вреда равной 50 руб. и взыскивает ее с АО «Почта России» в пользу ФИО1
По правилам ст.34 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» в случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу.
АО «Почта России» нарушило контрольный срок пересылки почтового отправления в адрес истца на один день, ввиду чего в пользу последнего подлежит взысканию названная неустойка в размере 0,78 руб., исходя из стоимости почтового отправления 26 руб. (данных об иной стоимости оказанных почтовых услуг ответчиком суду не представлено).
Доказательства реализации своего права на иск отправителем названного почтового отправления и предъявления им каких-либо требований к АО «Почта России» в деле отсутствуют.
Между тем, не имеется оснований для признания незаконными действий АО «Почта России» в части нарушения п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2017 №234, п.п.8, 9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «Простое» (редакция №2), утв. приказом ФГУП «Почта России» от 27.12.2018 №469-п, п.5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утв. приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 №257, п.п.4, условий, предусмотренных выданной Роскомнадзором ответчику лицензией на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 №162571, п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», в связи с тем, что фактические обстоятельства, с которыми истец связывает нарушение приведенных правовых норм, нашедшие свое подтверждение в ходе рассмотрения спора (в части нарушения контрольного срока доставки простой корреспонденции) установлены судом, а основания для удовлетворения подобных требований в качестве самостоятельного способа защиты права отсутствуют; статья 55 в Федеральном законе №176-ФЗ «О почтовой связи» отсутствует.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исходя из этого, с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию упомянутый выше штраф в сумме 25 руб. 39 коп.
Разрешая требование ФИО1 о взыскании с ответчика процентов, предусмотренных п.1 ст.395 ГК РФ, суд принимает во внимание, что указанная правовая норма устанавливает ответственность за неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата, иной просрочки в их уплате.
Учитывая, что предмет рассматриваемого иска касается взыскания компенсации морального вреда и неустойки, размер которых установлен только при разрешении настоящего спора судом, и полагать, что решение суда не будет исполнено после вступления его в законную силу, оснований нет, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами при таких обстоятельствах является преждевременным.
По правилам ст.ст.98, 103 ГПК РФ суд также взыскивает с АО «Почта России» в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с приобретением бумаги, распечаткой текста искового заявления и изготовлением копий представленных в материалы дела документов в размере 42 руб.
Предусмотренных ст.226 ГПК РФ оснований для вынесения в отношении АО «Почта России» частного определения суд не усматривает. К тому же в силу приведенной процессуальной нормы вынесение такого определения по результатам рассмотрения дела является правом, а не обязанностью суда, рассмотревшего дело, и от усмотрения участников процесса не зависит.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г. Смоленска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия АО «Почта России» по доставке ФИО1 простого почтового отправления от МСО СУ СК по Смоленской области с оттиском календарного почтового штемпеля места принятия ДД.ММ.ГГГГ. с нарушением контрольных сроков пересылки, а оказанную услугу – некачественной.
Признать незаконными действия АО «Почта России» по несвоевременному рассмотрению претензии ФИО1 относительно ненадлежащего оказания услуг почтовой связи по доставке простого почтового отправления от МСО СУ СК по Смоленской области с оттиском календарного почтового штемпеля места принятия ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с АО «Почта России» в пользу ФИО1 50 рублей в счет компенсации морального вреда, неустойку в сумме 0,78 рублей, штраф в размере 25 рублей 39 копеек и судебные расходы в сумме 42 рубля.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «Почта России» в доход бюджета г. Смоленска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.02.2021г.