ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/22230045-01-2021-002638-72 от 09.02.2022 Славянского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-71/22 23RS0045-01-2021-002638-72

Решение

Именем Российской Федерации

09 февраля 2022 года город Славянск-на-Кубани

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ковальчук Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.,

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» о защите прав потребителей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что 14.08.2020 года с ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» был заключен договор о сказании услуг по подключению и предоставлении доступа к сети интернет (...) согласно которому (3.1.2.) ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» (как Оператор по условиям вышеуказанного договора), предоставляет ему (как Абоненту по условиям того же договора) доступ к сети интернет со скоростью 30 мБит/с. Однако условия договора ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» не исполняются, связь либо отсутствует, либо скорость подачи интернета менее заявленных ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» в договоре параметров. Взаимоотношения пользователей услуг связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, в том числе порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услуг связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" занижение скорости соединения без информирования клиента, непредставление услуги - это еще и нарушение Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 г и Правил оказания телематических услуг связи. Его работа связана напрямую с работой в сети интернет, он осуществляет деятельность по оформлению страховых полисов ОСАГО в качестве страхового агента. Оформление полиса ОСАГО осуществляется исключительно через интернет. Им заключены несколько агентских и субагентских договоров, согласно которым, за каждый оформленный полис ОСАГО получает комиссионное вознаграждение. Из-за различных ограничений, введенных в связи с пандемией короновируса COVID-19, он осуществлял свои услуги населению в удаленном режиме по домашнему адресу: (...) этому адресу и осуществляются услуги предоставления интернета ответчиком. Постоянные проблемы с качеством предоставления услуг интернета ответчиком непосредственно сказывались на его работе. Зачастую из-за неработоспособности интернета по вине ответчика он вынужден был отказывать клиентам в оформлении полисов ОСАГО, либо время оказания им услуг клиентам сильно затягивалось и клиенты сами отказывались от его услуг. Соответственно он меньше зарабатывал. Количество таких договоров могло быть большим, если бы не было бы постоянных сбоев в доступе к интернету по вине ответчика. Таким образом, сумма упущенной выгоды составила около 10 000 руб. за каждый месяц некачественного оказания услуг по предоставлению услуг доступа в интернет ответчиком начиная с сентября 2020 г. и по февраль 2021 г., всего упущенная выгода составила 50 000 руб. за все время пользования услугами по предоставлению интернета со стороны ответчика. Им было предложено ответчику расторгнуть договор, вручив ему письменную претензию, установив срок для ответа до 1 мая 2021 г. На момент составления настоящего иска ответчик на досудебную претензию не отреагировал. Просит суд считать договор с ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» расторгнутым с 01.04.2021 г., вернуть потраченные денежные средства в сумме 7 500,00 руб., которые им оплачены ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» на оборудование и на подключение согласно условиям заключенного договора, взыскать компенсацию морального ущерба в размере 50 000 руб. за потраченное время и нервы, и за упущенную выгоду в связи неоказанием им услуг по оформлению клиентам полисов ОСАГО из-за постоянных сбоев доступа к интернету по вине ответчика.

Истец в судебном заседании уточнил исковые требования в части упущенной выгоды, просил взыскать с ответчика в его пользу 50 000 рублей в виде упущенной выгоды за период с августа по декабрь 2020 года.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал в части требование о расторжении договора от 14.08.2020 г. (...) на оказание услуг по подключению и предоставлению доступа к сети Интернет, пояснил, что в обоснование своих требований истец прилагает копию переписки через сервис WhatsApp, журнал замеров скорости через программу SpeedTest, агентские и субагентские договоры на оказание услуг по оформлению полисов ОСАГО. Ответчик не согласен с предъявленными исковыми требованиями по следующим основаниям. На основании п. 6 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 для пользования телематическими услугами связи абонент и (или) пользователь обязаны применять пользовательское (оконечное) оборудование, соответствующее установленным требованиям. Обязанность по предоставлению пользовательского (оконечного) оборудования и абонентского терминала возлагается на абонента и (или) пользователя, если иное не предусмотрено договором. На основании п. 4.4.7 Договора Абоненту запрещается использовать оборудование, не имеющее документов о сертификации, выданных в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с п. 7 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 Оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором. На основании п. 4.3 Договора перерыв в предоставлении услуг допускается на время технического обслуживания и ремонта оборудования и линий связи. Проведение технического обслуживания и ремонта осуществляется в часы наименьшей нагрузки. Оператор вправе приостановить оказание услуг для проведения регламентно-профилактических работ, о которых сообщается не менее чем за одни сутки (за исключением проведения аварийно-восстановительныхработ) на официальном сайте оператора. Приостановление услуг связи ответчиком осуществлялось только для проведения аварийно-восстановительных работ. В остальной период времени услуги предоставлялись без ограничений. Поскольку данные по активным сессиям абонентов хранятся только 32 дня, предоставление указанных данных невозможно. Так же Истцу на лицевой счет был зачислен платеж в сумме 300 рублей за предоставленные неудобства в следствии проведения аварийно-восстановительных работ 24.08.2020 г. с 19 часов 00 минут по 21 час 00 минут. В силу п. 3.1.2 Договора ежемесячная абонентская плата за предоставление доступа к сети Интернет в соответствии с установленным и выбранным тарифным планом составляет 650 рублей в месяц со скоростью соединения до 30 Мбит/с. С 22.12.2020 г. с согласия Истца тарифный план составляет 750 рублей в месяц, со скоростью соединения до 100 Мбит/с., что подразумевает, что скорость соединения может быть ниже. В исковом заявлении истец ссылается на Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при этом утверждает, что доступ к услугам нужен в том числе и для извлечения прибыли, что противоречит положениям указанного закона в соответствии с которым потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 21 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 Сторонами договора, заключаемого в письменной форме, могут выступать гражданин, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. При этом: гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Договор, заключаемый с гражданином в целях пользования телематическими услугами связи для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является публичным договором и заключается на неопределенный срок. По желанию заявителя с ним может быть заключен срочный договор. Договор с Истцом был заключен именно как с гражданином (физическим лицом). В преамбуле Договора со стороны Абонента указываются паспортные данные, в п. 7.1 Договора указывается, что Договор действует бессрочно. Требование Истца по компенсации упущенной выгоды являются необоснованными, поскольку Истец выступает как гражданин (физическое лицо) и услуги в рамках Договора предоставляются для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На основании п. 3.1.1 Договора стоимость услуг за подключение Заказчика (Истца) к сети Интернет составляет 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей. То есть данную сумму Истец оплатил за подключение (выполнение монтажных работ и пр.). Данные работы были выполнены полностью, доступ к интернету предоставлен, о чем Истец сам утверждает. Требование Истца о возврате денежных средств в сумме 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей так же являются необоснованными. Принимая во внимание, изложенное на основании пунктов 7, 21 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575, пунктами 3.1.2, 4.3, 4.4.7, 6.5.2, Договора от 14.08.2020 г. № 2001623 на оказание услуг по подключению и предоставлению доступа к сети Интернет и руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Просит суд в удовлетворении требований о возврате денежных средств в сумме 7 500 руб., компенсации морального ущерба в размере 50 000 рублей, компенсации упущенной выгоды в размере 50 000 рублей, отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства дела и доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что 14.08.2020 года между ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» (Оператор) и ФИО1(абонент) заключен договор (...) на оказание услуг по подключению и предоставлению доступа к сети Интернет, что подтверждено копией договора.

На основании п. 3.1.1 договора стоимость услуг за подключение Заказчика (Истца) к сети Интернет составляет 7 500 рублей, данную сумму Истец оплатил за подключение (выполнение монтажных работ и пр.),что сторонами не оспаривается.

В силу п. 3.1.2 договора, ежемесячная абонентская плата за предоставление доступа к сети Интернет, в соответствии с выбранным тарифным планом, составляет 650 рублей со скоростью соединения до 30 Мбит\с.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания договора оказания услуг по подключению и предоставлению доступа к сети Интернет от 14.08.2020 года следует, что ФИО1 указанный договор заключен для использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, так как ФИО1 выступает стороной в договоре, как гражданин, в соответствии с п. 21 Правил оказания телематических услуг связи» (...) от 10.09.2007 года, в редакции, действующей до 13.12.2020 года.

Согласно п. 26 указанных Правил оператор связи обязан:а) оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором;

б) извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. По заявлению абонента извещение об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи возможно осуществлять через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета;

в) назначать по согласованию с абонентом и (или) пользователем новые сроки оказания телематических услуг связи, если несоблюдение установленного срока было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы;

г) устранять в установленный срок неисправности, препятствующие использованию телематическими услугами связи. Информация о сроках устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи, размещается на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

д) извещать абонента и (или) пользователя удобным для них способом не позднее чем за 24 часа о действиях, предпринимаемых в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил и т.д.;

Согласно п. 27 Правил оператор связи вправе:приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случае нарушения абонентом и (или) пользователем требований, предусмотренных договором, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

осуществлять ограничение отдельных действий абонента и (или) пользователя, если такие действия создают угрозу для нормального функционирования сети связи.

Судом установлено, что в период действия договора, услуга по предоставлению доступа в сеть Интернет ответчиком предоставлялась с нарушением Правил оказания телематических услуг связи, что подтверждается перепиской истца с представителем ответчика сети WhatsApp в период с 14.08.2020 года по 28.02.2021 года.

Указанный факт подтверждается и информацией, предоставленной ответчиком о том, что за период с 01.08.2020 г. по 28.02.2021 г. в результате проведения аварийно- восстановительных работ, был временно ограничен доступ к сети интернет абонентам, в периоды: 24.08.2020 с 19.00-21.00 час., 28.08.2020 с 10.55 -20.00 час., 24.11.2020 г. с 11.30-13.54 час., 14.01.2020 с 17.10-18.30 час., 17.01.2020 с 14.00-16.00 час., 21.01.2021 с 12.30-15.05 час., 05.02.221 с 12.00-20.00 час. 17.02.2021 с 15.00-17.00 час.

Суд критически относится к доводам представителя ответчика, что ограничение доступа к сети интернет происходило в результате аварийно-восстановительных работ, так как, например, из переписки истца с представителем ответчика 24-25 августа 2020 года следует, что 24.08.2020 года, в период с 19.00 часов велись технические работы по устранению неполадок.

Кроме того, судом установлено, что ответчиком был произведен перерасчет оплаты истцу, за ненадлежащее исполнение услуг, в размере 300 рублей за август 2020 года.

Исходя из размера абонентской платы 650 рублей в месяц, следует сделать вывод о том, что услуги по предоставлению доступа к сети интернет истцу предоставлялись некачественно около 13 дней в августе 2020 года.

Кроме того, представителем ответчика не представлено в суд доказательств того, что в периоды ограничения доступа истца к интернету. Согласно представленной информации, производились именно аварийные работы.

Согласно п. 4.3 договора, перерыв в предоставлении услуг допускается на время технического обслуживания и ремонта оборудования и линии связи. Проведение технического обслуживания и ремонта осуществляется оператором в часы наименьшей нагрузки Оператор вправе приостанавливать оказание услуг для проведения регламентно-профилактических работ, о которых сообщается не мене чем за одни сутки ( за исключением проведения аварийно-восстановительных работ) на официальном сайте оператора.

Доказательств оповещения абонента ФИО1 о перерыве в предоставлении услуг для проведения технических работ, ответчиком суду не представлено.

Согласно ч.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

ФИО1 сообщил ответчику об отказе от исполнения договора предоставления услуг от 14.08.2020 года и выплате ему убытков, что подтверждается перепиской истца с представителем ответчика.

В судебном заседании установлено. что договор между сторонами от 14.08.2020 года расторгнут в феврале 2021 года, убытки ФИО1 не возмещены.

Таким образом, исковые требования о расторжении договора оказания услуг от 14.08.2020 года удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Требования истца о взыскании с ответчика 7500 рублей-стоимости услуги по подключению истца к сети интернет, суд считает подлежащими удовлетворению, так как полагает, что указанная сумма является убытками истца (реальным ущербом), которые он понес в связи с некачественным оказанием услуг ООО «СвязьКомСтройТелеком», поэтому в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В судебном заседании установлено, что истцу ответчиком некачественно была оказана услуга по предоставлению доступа к сети Интернет, поэтому требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично, в размере 2000 рублей, исходя из принципов разумности и справедливости.

Заявляя требования о взыскании упущенной выгоды, истец указал, что интернет с высокой скоростью ему был необходим для работы в качестве страхового агента, заключающего договоры ОСАГО через интернет. С учетом некачественной оказанной услуги он не получил доход в размере около 10 000 рублей в каждый месяц с сентября 2020 года по февраль 2021 года.

Согласно пункта 14 постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ», по смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании упущенной выгоды. Суд исходит из того, что истец заключил с ответчиком договор об оказании услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, как гражданин (физическое лицо), а услуги в рамках договора от 14.08.2020 года ему были предоставлены для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований, на основании ч.1 ст. 333.20 НК РФ, с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 к ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» в пользу ФИО1 убытки в размере 7500 рублей, компенсацию морального вреда 2000 рублей.

В остальной части исковых требований, отказать.

Взыскать с ООО «СвязьКомСтрой-Телеком» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 14.02.2022 года.

Копия верна

согласовано

Судья Ковальчук Н.В.