ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-720/19 от 07.05.2019 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-720/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шнайдер О.А.,

при секретаре Сатлаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к Обществу с ограниченной ответственностью «Ровер» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ровер» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, средствами индивидуальной защиты, создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса с составлением акта, разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и направить его на согласование в антитеррористическую комиссию <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в октябре 2015 года проведена проверка исполнения законодательства об охране труда и промышленной безопасности в ООО «Ровер». В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны труда, а именно работникам ООО «Ровер» не выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ прокурором генеральному директору ООО «Ровер» внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступил ответ на указанное представление, в котором отсутствовала информация о принятых мерах по устранению указанных нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ состоялось повторное рассмотрение ООО «Ровер» представления прокурора. В связи с тяжелым финансовым положением ООО «Ровер» планировало устранить данные нарушения в ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени вышеуказанные нарушения закона не устранены. В настоящее время в соответствии со штатным расписанием ООО «Ровер», утвержденным и введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность работников ООО «Ровер» составляет 665 человек. Согласно отчетам специальной оценки условий труда в ДД.ММ.ГГГГ, 186 рабочих места отнесены к вредным условиям труда. В ООО «Ровер» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не исполняются требования законодательства об охране труда в части обеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной защиты. При этом данные нарушения влияют на безопасность труда работников ООО «Ровер». Кроме того, прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка исполнения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в части соблюдения требований о проведении категорирования объектов ТЭК и составления паспорта безопасности объекта ТЭК в ООО «Ровер». Согласно перечню объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, утвержденному на заседании антитеррористической комиссии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ровер» обязано провести категорирование следующих объектов ТЭК: «Шахта «Контюхинская-Южная», разрезы «Глушинский» и «Щегловский». При проведении проверки были выявлены нарушения в области законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК. Так, ООО «Ровер» не обеспечило готовность объектов ТЭК к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения ввиду отсутствия на предприятии надлежаще оформленного паспорта безопасности объектов ТЭК, содержащего мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и согласованного с антитеррористической комиссией по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу исполнительного директора предприятия от ДД.ММ.ГГГГ предприятием принимаются меры по устранению данных нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК. До настоящего времени вышеуказанные нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО «Ровер» о понуждении к совершению действий прекращено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ определение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части прекращения производства по делу по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО «Ровер» о возложении обязанности создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса с составлением акта, разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и направить его на согласование в антитеррористическую комиссию в <адрес>, гражданское дело в указанной части направлено в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай для рассмотрения по существу.

Помощник прокурора <адрес>Б.К.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик ООО «Ровер» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В письменных возражениях представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований, обосновав тем, что информация об отнесении каких-либо объектов ООО «Ровер» к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения объектов ТЭК отсутствует. В настоящее время на объекте «Шахта «Конюхтинская – Южная» производственная деятельность прекращена, мероприятия по консервации шахты выполнены в полном объеме. Объектов, названных как «разрез «Глушинский» и разрез «Щегловский», ООО «Ровер» в своем составе никогда не имел и не имеет. В соответствии с условиями пользования недрами деятельность осуществляется на отдельных участках месторождений, а именно на участках «Глушинский», «Щегловский». Следовательно, данные объекты в перечень объектов подлежащих категорированию не подпадают и соответственно, паспорт безопасности не разрабатывают. ООО «Ровер» неоднократно обращалось в <адрес> с просьбой исключить данные объекты из перечня, однако никакой реакции не последовало.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Федеральный закон N 256-ФЗ) предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона N 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее – Положение).

В соответствии с п. п. 5, 6 Положения для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 8 Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В целях единого подхода по вопросам категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, объектам ТЭК, включенным в Перечень объектов подлежащих категорированию, комиссиями по категорированию в обязательном порядке должна быть присвоена одна из предусмотренных постановлением Правительства РФ N 459, категорий опасности (низкая, средняя, высокая).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена плановая проверка исполнения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) в части соблюдения требований о проведении категорирования объектов ТЭК и составления паспорта безопасности объектов ТЭК в ООО «Ровер».

Согласно перечню объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, утвержденному на заседании антитеррористической комиссии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ровер» обязано провести категорирование следующих объектов ТЭК: «Шахта «Контюхинская-Южная» ООО «Ровер» (<адрес>), разрезы «Глушинский» и «Щегловский» (<адрес>).

При проведении проверки выявлены нарушения в области законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК: в нарушение требований ч. 1 ст. 5, ч. ч. 1, 4, 5 ст. 8, п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 года «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» ООО «Ровер» не обеспечило готовность объектов ТЭК к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения, ввиду отсутствия на предприятии надлежаще оформленного паспорта безопасности объектов ТЭК, содержащего мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и согласованного с Антитеррористической комиссией по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности объектов ТЭК ООО «Ровер» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно письма ООО «Ровер» от ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено на служебном совещании ДД.ММ.ГГГГ с участием помощника Кемеровского межрайонного прокурора М.И.М. «Шахта Конюхтинская – Южная» с ДД.ММ.ГГГГ находится на консервации, не работает, а возможные чрезвычайные ситуации на участках открытых горных работ «Глушинский» и «Щегловский» могут быть квалифицированы как ЧС локального характера по критериям, определенным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. С целью исключения объектов ООО «Ровер» из перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, руководством ООО «Ровер» решено создать комиссию по категорированию вышеперечисленных объектов для анализа текущей информации об объектах и предоставления соответствующих актов в Антитеррористическую комиссию <адрес>. Заместителю директора по общим вопросам К.С.М. строго указано на недопустимость несвоевременного исполнения требований законодательства об обеспечении объектов ТЭК и поручено организовать данную работу на должном уровне.

По факту длительного непринятия мер по устранению нарушений ДД.ММ.ГГГГ Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в адрес ООО «Ровер» внесено требование о предоставлении информации и документов.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ровер» сообщил о том, что предприятием будет продолжена работа по категорированию объектов ТЭК после решения вопроса обеспечения комиссии необходимой технической документацией, ориентировочный срок разработки документов установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем в виду независящих от него причин ООО «Ровер» просил продлить срок выполнения требования по устранению нарушений законодательства о безопасности объектов ТЭК до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, материалами дела подтверждается, что до настоящего времени комиссия по категорированию объектов ТЭК не создана, возложенные законом обязанности по проведению категорирования объектов ТЭК и по результатам категорирования данных объектов составление паспорта безопасности объектов ТЭК ООО «Ровер» не выполнены, доказательств обратного ответчиком не предоставлено.

Согласно свидетельства о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре зарегистрированы опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Ровер», в том числе разрез угольный («Глушинский»), разрез угольный («Щегловский»).

Неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия возможности обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования, защиты личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности является нарушением предусмотренных ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации прав граждан на труд в условиях, отвечающих безопасности. Негативными последствиями нарушения требования законодательства об антитеррористической защищенности является возможность совершения террористических актов на топливно-энергетических объектах.

Довод ответчика о том, что объекты «Шахта «Конюхтинская – Южная», разрезы ««Глушинский» и «Щегловский» попали в перечень производственных объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, неправомерно является несостоятельным, доказательств об исключении данных объектов ТЭК из перечня производственных объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, ответчиком не представлено.

Таким образом, суд на основании представленных материалов, пояснений представителя истца, считает, что исковые требования к ответчику законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить конкретный срок совершения действий, суд полагает, необходимым определить срок исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению нарушений требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ровер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, в состав которой включить: - представителей Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); - руководителя субъекта топливно-энергетического комплекса; работников объекта, являющихся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации; - представителей режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия); - представителей структурного подразделения (работников) по гражданской обороне объекта, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер», по результатам которого составить акт категорирования объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер»; разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер»; направить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер» на согласование в Антитеррористическую комиссию <адрес>.

Установить Обществу с ограниченной ответственностью «Ровер» срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья О.А. Шнайдер

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.