Дело № 2-720/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шнайдер О.А.,
при секретаре Сатлаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к Обществу с ограниченной ответственностью «Ровер» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ровер» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, средствами индивидуальной защиты, создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса с составлением акта, разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и направить его на согласование в антитеррористическую комиссию <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в октябре 2015 года проведена проверка исполнения законодательства об охране труда и промышленной безопасности в ООО «Ровер». В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны труда, а именно работникам ООО «Ровер» не выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ прокурором генеральному директору ООО «Ровер» внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступил ответ на указанное представление, в котором отсутствовала информация о принятых мерах по устранению указанных нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ состоялось повторное рассмотрение ООО «Ровер» представления прокурора. В связи с тяжелым финансовым положением ООО «Ровер» планировало устранить данные нарушения в ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени вышеуказанные нарушения закона не устранены. В настоящее время в соответствии со штатным расписанием ООО «Ровер», утвержденным и введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность работников ООО «Ровер» составляет 665 человек. Согласно отчетам специальной оценки условий труда в ДД.ММ.ГГГГ, 186 рабочих места отнесены к вредным условиям труда. В ООО «Ровер» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не исполняются требования законодательства об охране труда в части обеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной защиты. При этом данные нарушения влияют на безопасность труда работников ООО «Ровер». Кроме того, прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка исполнения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в части соблюдения требований о проведении категорирования объектов ТЭК и составления паспорта безопасности объекта ТЭК в ООО «Ровер». Согласно перечню объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, утвержденному на заседании антитеррористической комиссии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ровер» обязано провести категорирование следующих объектов ТЭК: «Шахта «Контюхинская-Южная», разрезы «Глушинский» и «Щегловский». При проведении проверки были выявлены нарушения в области законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК. Так, ООО «Ровер» не обеспечило готовность объектов ТЭК к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения ввиду отсутствия на предприятии надлежаще оформленного паспорта безопасности объектов ТЭК, содержащего мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и согласованного с антитеррористической комиссией по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу исполнительного директора предприятия от ДД.ММ.ГГГГ№ предприятием принимаются меры по устранению данных нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК. До настоящего времени вышеуказанные нарушения закона до настоящего времени не устранены.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО «Ровер» о понуждении к совершению действий прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ определение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части прекращения производства по делу по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО «Ровер» о возложении обязанности создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса с составлением акта, разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и направить его на согласование в антитеррористическую комиссию в <адрес>, гражданское дело в указанной части направлено в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай для рассмотрения по существу.
Помощник прокурора <адрес>Б.К.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик ООО «Ровер» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований, обосновав тем, что информация об отнесении каких-либо объектов ООО «Ровер» к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения объектов ТЭК отсутствует. В настоящее время на объекте «Шахта «Конюхтинская – Южная» производственная деятельность прекращена, мероприятия по консервации шахты выполнены в полном объеме. Объектов, названных как «разрез «Глушинский» и разрез «Щегловский», ООО «Ровер» в своем составе никогда не имел и не имеет. В соответствии с условиями пользования недрами деятельность осуществляется на отдельных участках месторождений, а именно на участках «Глушинский», «Щегловский». Следовательно, данные объекты в перечень объектов подлежащих категорированию не подпадают и соответственно, паспорт безопасности не разрабатывают. ООО «Ровер» неоднократно обращалось в <адрес> с просьбой исключить данные объекты из перечня, однако никакой реакции не последовало.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Федеральный закон N 256-ФЗ) предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона N 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее – Положение).
В соответствии с п. п. 5, 6 Положения для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 8 Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В целях единого подхода по вопросам категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, объектам ТЭК, включенным в Перечень объектов подлежащих категорированию, комиссиями по категорированию в обязательном порядке должна быть присвоена одна из предусмотренных постановлением Правительства РФ N 459, категорий опасности (низкая, средняя, высокая).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена плановая проверка исполнения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) в части соблюдения требований о проведении категорирования объектов ТЭК и составления паспорта безопасности объектов ТЭК в ООО «Ровер».
Согласно перечню объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, утвержденному на заседании антитеррористической комиссии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ровер» обязано провести категорирование следующих объектов ТЭК: «Шахта «Контюхинская-Южная» ООО «Ровер» (<адрес>), разрезы «Глушинский» и «Щегловский» (<адрес>).
При проведении проверки выявлены нарушения в области законодательства об обеспечении безопасности объектов ТЭК: в нарушение требований ч. 1 ст. 5, ч. ч. 1, 4, 5 ст. 8, п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 года «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» ООО «Ровер» не обеспечило готовность объектов ТЭК к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения, ввиду отсутствия на предприятии надлежаще оформленного паспорта безопасности объектов ТЭК, содержащего мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и согласованного с Антитеррористической комиссией по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности объектов ТЭК ООО «Ровер» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно письма ООО «Ровер» от ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено на служебном совещании ДД.ММ.ГГГГ с участием помощника Кемеровского межрайонного прокурора М.И.М. «Шахта Конюхтинская – Южная» с ДД.ММ.ГГГГ находится на консервации, не работает, а возможные чрезвычайные ситуации на участках открытых горных работ «Глушинский» и «Щегловский» могут быть квалифицированы как ЧС локального характера по критериям, определенным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. С целью исключения объектов ООО «Ровер» из перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, руководством ООО «Ровер» решено создать комиссию по категорированию вышеперечисленных объектов для анализа текущей информации об объектах и предоставления соответствующих актов в Антитеррористическую комиссию <адрес>. Заместителю директора по общим вопросам К.С.М. строго указано на недопустимость несвоевременного исполнения требований законодательства об обеспечении объектов ТЭК и поручено организовать данную работу на должном уровне.
По факту длительного непринятия мер по устранению нарушений ДД.ММ.ГГГГ Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в адрес ООО «Ровер» внесено требование о предоставлении информации и документов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ровер» сообщил о том, что предприятием будет продолжена работа по категорированию объектов ТЭК после решения вопроса обеспечения комиссии необходимой технической документацией, ориентировочный срок разработки документов установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем в виду независящих от него причин ООО «Ровер» просил продлить срок выполнения требования по устранению нарушений законодательства о безопасности объектов ТЭК до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, материалами дела подтверждается, что до настоящего времени комиссия по категорированию объектов ТЭК не создана, возложенные законом обязанности по проведению категорирования объектов ТЭК и по результатам категорирования данных объектов составление паспорта безопасности объектов ТЭК ООО «Ровер» не выполнены, доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Согласно свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре зарегистрированы опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Ровер», в том числе разрез угольный № («Глушинский»), разрез угольный № («Щегловский»).
Неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия возможности обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования, защиты личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.
Нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности является нарушением предусмотренных ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации прав граждан на труд в условиях, отвечающих безопасности. Негативными последствиями нарушения требования законодательства об антитеррористической защищенности является возможность совершения террористических актов на топливно-энергетических объектах.
Довод ответчика о том, что объекты «Шахта «Конюхтинская – Южная», разрезы ««Глушинский» и «Щегловский» попали в перечень производственных объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, неправомерно является несостоятельным, доказательств об исключении данных объектов ТЭК из перечня производственных объектов ТЭК <адрес>, подлежащих категорированию, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд на основании представленных материалов, пояснений представителя истца, считает, что исковые требования к ответчику законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить конкретный срок совершения действий, суд полагает, необходимым определить срок исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению нарушений требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ровер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, в состав которой включить: - представителей Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); - руководителя субъекта топливно-энергетического комплекса; работников объекта, являющихся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации; - представителей режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия); - представителей структурного подразделения (работников) по гражданской обороне объекта, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер», по результатам которого составить акт категорирования объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер»; разработать паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер»; направить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Ровер» на согласование в Антитеррористическую комиссию <адрес>.
Установить Обществу с ограниченной ответственностью «Ровер» срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья О.А. Шнайдер
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.