К делу № 2-720/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «21» февраля 2019 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Катбамбетова М.И., при секретаре судебного заседания Давитиян Е.А., с участием представителя истца Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с последующим предоставлением его в аренду, УСТАНОВИЛ: Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с последующим предоставлением его в аренду. В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» от 31.05.2018 №-р ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок площадью 710 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>. пер. Пионерский 1-й. 4Б. На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.14 ст.17 от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного и подсобного хозяйства. При этом механизм первоочередного порядка предоставления и вид реализации прав инвалидов на земельный участок указанным законом не предусмотрен. Ранее, Министерством юстиции Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ были даны разъяснения по вопросу предоставления земельных участков инвалидам. В силу указанных разъяснений, органы местного самоуправления вправе принять самостоятельное решение о предоставлении инвалиду земельного участка в случае его нуждаемости в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке бесплатно за счет средств местного бюджета как путем передачи в собственность, так и путем передачи в аренду. Исходя из поданного ФИО1 заявления земельный участок был передан ему в собственность бесплатно. В тоже время, ввиду наличия различной региональной практики передачи земельных участков инвалидам, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом сделан соответствующий запрос в Минэкономразвития России. Согласно полученным разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или очередном порядке предусмотрено п. п 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ из которого следует, что земельные участки инвалидам предоставляются в аренду без проведения торгов. Руководствуясь указанными разъяснениями распоряжение Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р признано утратившим силу распоряжение Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№/р «О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, пер. Пионерский, 1-й, 4Б ФИО1». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 предложено реализовать свое право посредством заключения договора аренды земельного участка. ФИО1 письменно отказался от реализации своего права. Специалистом Комитета был осуществлен выезд на спорный земельный участок и составлен акт осмотра, согласно которому земельный участок не огорожен, на участке какие-либо строения и сооружения отсутствуют, на участке произрастает сорная травянистая растительность. Это указывает на то, что ответчиком по назначению земельный участок на момент подачи иска не используется. Какие-либо препятствия к истребованию участка с последующей передачей его на праве аренды так же отсутствуют. На основании изложенного, Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» просит суд: признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 710 кв.м. с кадастровым номером 01:08:1003013:101, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский, 1-й, 4Б; аннулировать запись о праве собственности ФИО1 в государственном реестре прав на недвижимость; обязать ФИО1 заключить с Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» договор аренды земельного участка площадью 710 кв.м. с кадастровым номером 01:08:1003013:101, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Пионерский, 1-й, 4Б. В судебном заседании представитель истца Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО3 поддержал исковое заявление, просил его удовлетворить. Ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил. Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил. Учитывая указанные обстоятельства, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский 1-й, 4Б, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 01:08:1003013:101, общей площадью 710 кв. м, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 17 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании личного заявления ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, площадью 710 кв.м, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 01:08:1003013:101, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский 1-й, 4Б с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и ФИО1 рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации права собственности на земельный участок. Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок на праве собственности принадлежит ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в последующем, распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения в соответствие со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», распоряжение Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Пионерский 1-й, 4Б ФИО1» признано утратившим силу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ истцом предложено ответчику явиться в Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» для рассмотрения вопроса по оформлению правового статуса земельного участка. В соответствии с представленным истцом заявлением ФИО1, последний отказался от реализации своего права на предоставление земельного участка посредством заключения договора аренды. Как следует из положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса. Согласно положениям ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; Как указал сам представитель истца в исковом заявлении, органы местного самоуправления вправе принять самостоятельное решение о предоставлении инвалиду земельного участка в случае его нуждаемости в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке бесплатно за счет средств местного бюджета как путем передачи в собственность, так и путем передачи в аренду. Удовлетворив заявление ФИО1, на основании ст. 39.5 Земельного кодекса РФ и ст. 17 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», администрация муниципального образования «<адрес>» распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ, предоставила ответчику в собственность бесплатно спорный земельный участок, право собственности на которое, в последующем, ответчиком зарегистрировано в надлежащем порядке. Однако, в порядке самоконтроля, Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «<адрес>» признала утратившим силу указанное выше свое распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ (после предоставления земельного участка ответчику) о разъяснении в части своей компетенции по вопросу реализации права инвалидов на первоочередное предоставление земельного участка, к указанным выше законным основаниям отмены муниципального правового акта органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, суд отнести не может. Суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит положений, согласно которым установленные по делу обстоятельства могут явиться основанием для прекращения права собственности ответчика на спорный земельный участок. Основания прекращения права собственности на земельный участок регламентированы главой VII земельного кодекса РФ. Согласно ст. 44 Земельного участка РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ14-206, Основания и порядок прекращения прав на землю предусмотрены нормами главы VII Земельного кодекса РФ , которые не предоставляют органу местного самоуправления право отменить ранее принятый муниципальный правовой акт о предоставлении гражданам в собственность бесплатно земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, на основании изложенного, суд не находит правовых оснований для признания отсутствующим права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 710 кв.м. с кадастровым номером 01:08:1003013:101, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский, 1-й, 4Б и аннулирования записи о праве собственности ФИО1 в государственном реестре прав на недвижимость, а так же обязания ответчика заключить с истцом договор аренды спорного земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с последующим предоставлением его в аренду – отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: М.И. Катбамбетов |