ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-720/2021 от 06.08.2021 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-720/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тихорецк 06 августа 2021 года

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи О.Ю. Горчакова,

при секретаре А.В. Косич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Истец просит взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером в размере 117222 рублей 18 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 22930 рублей 25 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Иск мотивирован тем, что по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубаньземконтроль» составлены акты обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно упомянутым актам, земельный участок с кадастровым номером используется собственниками объектов недвижимого имущества, в том числе, ответчиком ФИО1 без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Как следует из иска, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Краснодарский край, в связи с чем, департамент имущественных отношений Краснодарского края, имеющий право обращаться в суд от имени Краснодарского края в защиту его имущественных прав и законных интересов в области имущественных и земельных отношений, обращается в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за фактическое использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.

Представитель истца департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения судебного слушания, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивает на исковых требованиях, просит удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о дате, времени и месте проведения судебного слушания, направила в суд возражение относительно заявленных исковых требований, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в возражении.

Из возражений ответчика следует, что ФИО1 с иском не согласна и считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Из ее возражений также следует, что в настоящее время ООО «Фирма «Горняк», как правопреемнику ООО «Югтоннельстрой», на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 12531 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. ООО «Фирма «Горняк» с момента возникновения права пользования земельным участком и по настоящее время оплачивает земельный налог за земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв.м. ФИО1 приобрела у ООО «Фирма Горняк» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. недвижимое имущество – дом для отдыха, площадью 25 кв.м. лит. Ш, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Ответчик в настоящее время также является землепользователем части земельного участка с кадастровым номером . Между ФИО1 и ООО «Фирма «Горняк» раздел земельного участка (для последующего оформления своих прав на вновь образованные земельные участка) находится на стадии оформления, в связи с чем, оплату налога за весь земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенный по адресу: <адрес>, ООО «Фирма «Горняк» производит в полном объеме. Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано в ЕГРП или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав, либо приобретено в порядке универсального правопреемства.Согласност. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. ФИО1 считает, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ООО «Фирма «Горняк» на праве постоянного бессрочного пользования, т.е. на законных основаниях, в том числе и ФИО1 использует земельный участок, находящийся под принадлежащим ей строением на установленных законном основаниях в силуст. 35 ЗК РФ. Статьи 1102 и 1105 ГК РФ не применимы к правоотношениям сторон. Для применения ст. 1102 ГК РФ и ст. 1105 ГК РФ необходимо наличие объективного результата: факт неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания. В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом и т.д. То обстоятельство, что ФИО1 использует земельный участок, находящийся под её строением, на законных основаниях, исключает возможность взыскания с неё суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и, следовательно, исключает возможность взыскания с неё процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в том числе и в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. Ответчик считает, что согласно ч. 1 ст. 195 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Однако, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истец подал только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трехгодичного срока установленного ч. 1 ст. 195 ГК РФ. Истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа в иске. Истцом в обоснование своих требований предоставлены в суд в качестве доказательства акт от ДД.ММ.ГГГГ. и акт от ДД.ММ.ГГГГ, однако за другие года акты истцом не представлены. В связи с чем, истцом не доказан факт пользования ответчицей частью земельного участка с кадастровым номером площадью 350 кв.м. за весь период расчета суммы неосновательного обогащения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Департамент имущественных отношений Краснодарского края никогда не сообщал ответчице о лишении её права пользования земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и не предъявлял требование к ФИО1 о заключении договора аренды, земельного участка, расположенного под её строением. Расчет платы за пользование земельным участком (суммы неосновательного обогащения) произведен истцом в соответствии постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края» и Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 № 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов». Департаментом применена ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости. Расчет суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами является необоснованным, поскольку выполнен арифметически не верно, без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 531 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», которыми изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным постановлением вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Согласно Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ. по земельному участку с кадастровым номером , а также правилам землепользования и застройки Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 25.01.2019г.) земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения в подзоне (Р2) «Зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма», частично в границах водоохранной зоны, в границах II зоны санитарной охраны курортов. Согласно генеральному плану Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок находится в функциональной зоне курортных учреждений, частично в границах водоохранной зоны, на территории подверженной риску возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района. Решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района», установлен размер земельного налога на подведомственной территории. В соответствии с приложением к решению размер земельного налога в отношении спорного земельного участка (земли особо охраняемых природных территорий) составляет 0,6% от кадастровой стоимости. Поскольку неосновательное обогащение рассчитывается в размере неоплаченной арендной платы, установленные Постановлением № 582 принципы, предусмотренные Правилами № 582 ориентиры в виде предельных ставок арендной платы являются обязательными для определения размера арендной платы за публичные земли. Нормативные акты органов исполнительной власти субъекта РФ не должны противоречить этим принципам и ориентирам. Кроме того, согласно п. 13 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края № 121 от 21.03.2016 года арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка, подлежит перерасчету в связи с изменением, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 12 Порядка, не проводится. В связи с чем, в представленном расчете задолженности необоснованно применены коэффициенты уровня инфляции. Она просила в иске отказать

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Фирма «Горняк», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилось. Однако, представителем третьего лица направлено в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом имеющегося в деле письменного отзыва, с требованием отказать в иске.

Из отзыва третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Фирма «Горняк», следует, что ООО «Фирма «Горня» считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № по гражданскому делу по иску ООО «Фирма «Горняк» к ООО «Югтоннельстрой» за ООО «Фирма «Горняк» признано право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>. Земельный участок, занимаемый объектами недвижимости, принадлежал ООО «Югтоннельстрой» на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ООО «Фирма «Горняк», как правопреемнику ООО «Югтоннельстрой», на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенный по адресу: <адрес><адрес><адрес>. ООО «Фирма «Горняк» с момента возникновения права пользования земельным участком и по настоящее время оплачивает земельный налог за земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв.м. ФИО1 приобрела у ООО «Фирма Горняк» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. недвижимое имущество – дом для отдыха, площадью 25 кв.м. лит. Ш, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и, в настоящее время также является землепользователем части земельного участка с кадастровым номером . Между ФИО1 и ООО «Фирма «Горняк» раздел земельного участка (для последующего оформления своих прав на вновь образованные земельные участка) находится на стадии оформления, в связи с чем, оплату налога за весь земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенной по адресу: <адрес>, ООО «Фирма «Горняк» производит в полном объеме. Как предусматривает п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Статья 1 п. 5 ЗК РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием строением сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях, что и прежний собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования соответствующим земельным участком. Принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Согласно п.3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости. Как следует из положений пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).Таким образом, приобретение гражданами и юридическими лицами в установленном законом порядке прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также в отношении которых государственная собственность не разграничена, обуславливает возникновение обязанности по уплате земельного налога и арендной платы. В свою очередь законом не предусмотрена оплата и земельного налога и арендной платы. В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Применение статьи 388 Налогового кодекса с учетом положений статьи 131 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», согласно которого плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано в ЕГРП или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав, либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. ФИО1 считает, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства б/о «Горняк», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ООО «Фирма «Горняк» на праве постоянного бессрочного пользования, т.е. на законных основаниях, в том числе и ФИО1 использует земельный участок, находящийся под принадлежащим ей строением на установленных законном основаниях в силу ст. 35 ЗК РФ., в связи с чем, ст.1102 и ст. 1105 ГК РФ не применимы к правоотношениям сторон. Согласно статье 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. В силу ч. 2. ст. 1105 ГК РФ, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Таким образом, под неосновательным обогащением понимается приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (обогащение) без каких-либо правовых оснований на это. Неосновательное обогащение имеет место при отсутствии у приобретателя правовых оснований на чужое имущество. Таким образом, для применения статьи 1102 ГК РФ и ст. 1105 ГК РФ необходимо наличие объективного результата: факт неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания. Под правовыми основаниями следует понимать разного рода юридические факты, дающие субъекту основание на получение имущественного права. Перечень юридических фактов, перечисляющих основания возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотрен статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом и т.д. То обстоятельство, что ответчица ФИО1 использует земельный участок, находящийся под её строением, на законных основаниях, исключает возможность взыскания с неё суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и, следовательно, исключает возможность взыскания с неё процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в том числе и в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.195 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Однако, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец подает только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трехгодичного срока установленного ч.1 ст.195 ГК РФ. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно абз.2 ч.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа в иске.

Истцом в обоснование своих требований предоставлены в суд в качестве доказательства акт от ДД.ММ.ГГГГ. и акт от ДД.ММ.ГГГГ. , однако, за другие года акты истцом не представлены. В связи с чем, истцом не доказан факт пользования ответчицей частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 350 кв.м. за весь период расчета суммы неосновательного обогащения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Также Департамент имущественных отношений Краснодарского края никогда не сообщал ответчице о лишении её права пользования земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и не предъявлял требование к ФИО1 о заключении договора аренды, земельного участка, расположенного под её строением.

В исковом заявлении истец указал, что в отношении спорного земельного участка ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. неосновательно обогатилась на сумму в размере 117222, 18р., что соразмерно сумме арендной платы, которую ответчик должен был выплатить за фактическое пользование спорным земельным участком. Расчет платы за пользование земельным участком (суммы неосновательного обогащения) произведен истцом в соответствии Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 № 121 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов». Департаментом применена ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости. Вместе с тем, расчет суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами является необоснованным, поскольку он выполнен арифметически не верно, без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 531 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», которыми изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным постановлением вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Согласно Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ. № по земельному участку с кадастровым номером , а также правилам землепользования и застройки Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 25.01.2019г.) земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения в подзоне (Р2) «Зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма», частично в границах водоохранной зоны, в границах II зоны санитарной охраны курортов. Согласно генеральному плану Джубского городского поселения Туасинского района Краснодарского края земельный участок находится в функциональной зоне курортных учреждений, частично в границах водоохранной зоны, на территории подверженной риску возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района. Согласно данным ФГБУ «ФКП Росреестр» земельный участок находится частично в границах водоохранной зоны, в проектируемых границах II зоны горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района.Согласно ответа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги, истец отказал ООО «Фирма «Горняк» в передачи в собственность за плату земельного участка с к.н. , площадью 13106 кв.м., в связи с тем, что земельный участок входит во вторую зону округа горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района. Согласно ст. 95, 96 ЗК РФ, земли округов санитарно-курортной охраны относятся к особо охраняемым территориям и в силу ст. 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность. Кроме того, земельный участок государственной собственности Краснодарского края расположен в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, входит в состав курорта краевого значения - Туапсинский район, в связи с чем, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не может быть представлен в частную собственность. Согласно пункту 4 статьи 31 Закона № 33-ФЗ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 26-ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края № 41-КЗ от 07.08.1996 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края № 1098 от 06.12.2006 «О курортах краевого значения» курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края. Таким образом, указанным нормативным актом в соответствии с действующим законодательством подтвержден статус курорта Туапсинского района в ранее установленных границах, установлен региональный уровень данного курорта. Необходимо отметить, что отнесение спорного земельного участка к курортам краевого значения послужило основанием для возникновения права государственной собственности субъекта РФ - Краснодарского края на указанный земельный участок, что дополнительно подтверждает его ограниченность в обороте. Решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района», установлен размер земельного налога на подведомственной территории. В соответствии с приложением к решению размер земельного налога в отношении спорного земельного участка (земли особо охраняемых природных территорий) составляет 0,6% от кадастровой стоимости. Поскольку неосновательное обогащение рассчитывается в размере неоплаченной арендной платы, установленные Постановлением № 582 принципы, предусмотренные Правилами № 582 ориентиры в виде предельных ставок арендной платы являются обязательными для определения размера арендной платы за публичные земли. Нормативные акты органов исполнительной власти субъекта РФ не должны противоречить этим принципам и ориентирам. Кроме того, согласно п. 13 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края № 121 от 21.03.2016 года арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка, подлежит перерасчету в связи с изменением, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 12 Порядка, не проводится. В связи с чем, в представленном расчете задолженности необоснованно применены коэффициенты уровня инфляции. Представитель третьего лица в удовлетворении иска просила отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, основания иска и поданные возражения ответчика, позицию третьего лица по делу и приобщенные им доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером ГКУ КК «Кубаньземконтроль» составлены акты обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 12531 кв.м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для строительства б/о «Горняк», для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения», адрес (описание местоположения): <адрес><адрес>, находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарский край.

Согласно упомянутым актам, земельный участок с кадастровым номером используется собственниками объектов недвижимого имущества, в том числе, ответчиком ФИО1 без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

По условиям договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Форма «Горняк» и ФИО2, последняя приобрела право собственности на объект недвижимого имущества – дом для отдыха, площадью 25 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципах, в том числе, платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно п. 1 ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.

Предъявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с использованием земельного участка без правовых оснований, истец должен подтвердить как размер неосновательного обогащения, так и факт использования ответчиком участка заявленной площадью в отсутствие правовых оснований. Возможность извлечения и размер доходов от использования ответчиком неосновательно приобретенного имущества должны быть доказаны истцом (пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 года № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»).

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано право собственности за ООО фирма «Горняк» на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе, объект недвижимости, впоследствии проданный ответчику ФИО2: Дом для отдыха – литер «Ш», площадью 25,0 кв. метров, 1982 года постройки.

На момент рассмотрения спора в Арбитражном суде, земельный участок, занимаемый объектами недвижимости, находился в постоянном (бессрочном) пользовании ООО «Югтоннельстрой», у которого ООО фирма «Горняк» приобрела объекты недвижимости, в том числе, объектом, впоследствии приобретенным ФИО2 по договору купли-продажи.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, что установлено в ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

При этом, в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3. ст. 552 ГК РФ).

Следовательно, в данном случае объект недвижимости, принадлежащий ФИО2, расположен на земельном участке, принадлежащем продавцу ООО «Фирма «Горняк» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом исследованы приобщенные третьим лицом по делу ООО «Фирма «Горняк» доказательства в виде копий документов: Сведения ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ. , Кадастровый паспорт, Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ., Постановление Администрации Туапсинского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. , Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования. от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Департамента имущественных отношений Краснодарского краяот ДД.ММ.ГГГГ. , ответ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. , Свидетельство ИНН, ОГРН, Приказ о назначении директора, Документы об уплате налога и требования об уплате налога, ответ ООО «Фирма «Горняк» на требование об уплате суммы неосновательного обогащения и документы об отправке, Решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района».

В материалах дела имеются документы подтверждающие, что ООО «Фирма «Горняк» как правообладатель земельного участка с кадастровым номером , оплачивает земельный налог, в том числе, за часть земельного участка, занятого объектом недвижимости ответчика ФИО2

Истцом не представлено доказательств тому, что ООО «Фирма «Горняк» лишено права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером , и, ответчику ФИО2 выделен отдельный участок под ее собственностью.

Следовательно, отсутствуют основания для взыскания неосновательно обогащения на тот же земельный участок по ставке арендной платы.

Иной подход будет противоречить принципам земельного законодательства, поскольку допускает взимание двойной платы за пользование земельного участка, как арендной платы, так и земельного налога, что недопустимо.

При этом, истец, обосновывая расчет платы за пользование земельным участком (суммы неосновательного обогащения) Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края», не указал на тотфакт, что данное Постановление является не действующим, поскольку отменено Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 № 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов».

Департаментом применена ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости. Вместе с тем, расчет суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами является необоснованным, поскольку он выполнен без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 531 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», которыми изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным Постановлением вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Согласно Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ по земельному участку с кадастровым номером , а также правилам землепользования и застройки Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 25.01.2019г.) земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения в подзоне (Р2) «Зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма», частично в границах водоохранной зоны, в границах II зоны санитарной охраны курортов. Согласно генеральному плану Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок находится в функциональной зоне курортных учреждений, частично в границах водоохранной зоны, на территории подверженной риску возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района.

Согласно данным ФГБУ «ФКП Росреестр» земельный участок находится частично в границах водоохранной зоны, в проектируемых границах II зоны горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района. В соответствие с ответом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. .23 об отказе в предоставлении государственной услуги, истец отказал ООО «Фирма «Горняк» в передачи в собственность за плату земельного участка с к.н. , площадью 13106 кв.м, в связи с тем, что земельный участок входит во вторую зону округа горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района.

Нормами ст. 95, 96 ЗК РФ установлено, что земли округов санитарно-курортной охраны относятся к особо охраняемым территориям и в силу ст. 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность. Кроме того, земельный участок государственной собственности Краснодарского края расположен в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, входит в состав курорта краевого значения - Туапсинский район, в связи с чем, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не может быть представлен в частную собственность.Согласно пункту 4 статьи 31 Закона № 33-ФЗ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 26-ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края № 41-КЗ от 07.08.1996 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края № 1098 от 06.12.2006 «О курортах краевого значения» курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.

Таким образом, указанным нормативным актом в соответствии с действующим законодательством подтвержден статус курорта Туапсинского района в ранее установленных границах, установлен региональный уровень данного курорта. Отнесение спорного земельного участка к курортам краевого значения послужило основанием для возникновения права государственной собственности субъекта РФ - Краснодарского края на указанный земельный участок, что дополнительно подтверждает его ограниченность в обороте.

Решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района», установлен размер земельного налога на подведомственной территории. В соответствии с приложением к решению размер земельного налога в отношении спорного земельного участка (земли особо охраняемых природных территорий) составляет 0,6% от кадастровой стоимости.

Поскольку неосновательное обогащение рассчитывается в размере неоплаченной арендной платы, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГпринципы и Правилами к этому же Постановлению Правительства, ориентиры в виде предельных ставок арендной платы являются обязательными для определения размера арендной платы за публичные земли. Нормативные акты органов исполнительной власти субъекта РФ не должны противоречить этим принципам и ориентирам. Кроме того, согласно п. 13 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка, подлежит перерасчету в связи с изменением, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 12 Порядка, не проводится. В связи с чем, в представленном расчете задолженности необоснованно применены коэффициенты уровня инфляции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО2 не получила неосновательного обогащения в виде незаконного использования земельного участка, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований департамента.

Статьей 195 ГК РФ определено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как указано в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Однако, учитывая изложенные правовые позиции относительно предмета спора, суд считает, что позиция ответчика и третьего лица по применению срока исковой давности, является излишней, а позиция истца не основанной на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд Краснодарского края в течение месяца с момента получения копии решения.

Судья О.Ю. Горчаков