РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2013 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Гиевой И.Л.
при секретаре Леонтьевой М.А.
с участием:
представителя заявителя по доверенности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края <данные изъяты>
представителя заинтересованного лица следственного управления следственного комитета России по Ставропольскому краю по доверенности <данные изъяты>
рассмотрев гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ставропольского края <данные изъяты> о признании действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ставропольского края <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов незаконными.
В обосновании заявления указал, что прокуратурой Ставропольского края в соответствии с п. 6 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края на 2 полугодие 2013 года, утвержденного <дата обезличена> прокурором Ставропольского края, запланировано проведение проверки в Следственном управлении Следственного комитета России по Ставропольскому краю соблюдения законодательства о противодействии коррупции (соблюдение запретов и ограничений, порядка предоставления сведений о доходах и расходах, организации проведения аттестации государственных служащих, законности установления надбавок и доплат к должностным окладам, зачисления и определения стажа работы, исполнение законов при использовании государственного и муниципального имущества, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных нужд).
В этой связи <данные изъяты> в адрес и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю и <данные изъяты> в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлено требование о предоставлении материалов и документов, связанных с направлением в прокуратуру края сведений о доходах и расходах - реестра должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах (с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца и года рождения; ИНН, должности) вне уголовно-процессуальной сферы.
Согласно поступивших <данные изъяты> ответов Следственным управлением Следственного комитета России по Ставропольскому краю в предоставлении запрашиваемой информации отказано. Отказ мотивирован тем, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации исчерпывающе определены УПК РФ, и деятельность Следственного комитета России вне уголовно-процессуальной сфере не может являться предметом прокурорского надзора.
Считает, что действия Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении материалов и документов во вне уголовно-процессуальной сфере являются незаконными по следующим основаниям.
На основании ст. 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации», п. 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 6 ст. 5, п. 2 подп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», подп. «б» п. 4, подп. «а», «б» п. 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, п. 8, подп. «б», «д» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 - ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона. Отказ следственного управления Следственного комитета по Ставропольскому краю в предоставлении материалов для проверки препятствует осуществлению возложенных на прокуратуру края надзорных полномочий.
Просил признать действия Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу прокуратуре Ставропольского края в предоставлении для проверки материалов и документов вне уголовно-процессуальной сферы незаконными, обязать руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю предоставить в прокуратуру Ставропольского края для проведения проверки материалы и документы, касающиеся предмета проверки.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края <данные изъяты> доводы заявления поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица следственного управления следственного комитета России по Ставропольскому краю по доверенности <данные изъяты> возражала против удовлетворения доводов заявления, пояснила, что в соответствии со ст.ст. 1, 44 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», п. 2 ст. 1, ст. 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» действующим законодательством проведено разграничение между Следственным комитетом Российской Федерации и следственными органами федеральных органов исполнительной власти, которыми являются следственные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации. Данное обстоятельство прослеживается из ч. 6 ст. 37 УПК РФ и ч. 4 ст. 221 УПК РФ, кроме того, перечень федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Таким образом, полномочия прокурора по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации исчерпывающе определены УПК РФ, и деятельность Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сфере не может являться предметом прокурорского надзора. Полагает, правовые основания для распространения полномочий прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и государственной службе за деятельностью Следственного комитета отсутствуют. Ссылка заместителя прокурора Ставропольского края на положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку указанный Федеральный закон определяет действия прокурора в пределах предоставленных ему полномочий. Просила в удовлетворении заявления заместителя прокурора Ставропольского края <данные изъяты> о признании действий следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов незаконными отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, если такими решениями, действиями (бездействием) созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ставропольского края в соответствии с п. 6 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края на 2 полугодие 2013 года, утвержденного <дата обезличена> прокурором Ставропольского края, запланировано проведение проверки в Следственном управлении Следственного комитета России по Ставропольскому краю соблюдения законодательства о противодействии коррупции (соблюдение запретов и ограничений, порядка предоставления сведений о доходах и расходах, организации проведения аттестации государственных служащих, законности установления надбавок и доплат к должностным окладам, зачисления и определения стажа работы, исполнение законов при использовании государственного и муниципального имущества, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных нужд).
В этой связи <данные изъяты> в адрес и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю и <данные изъяты> в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлено требование о предоставлении материалов и документов, связанных с направлением в прокуратуру края сведений о доходах и расходах - реестра должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах (с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца и года рождения; ИНН, должности) вне уголовно-процессуальной сферы.
Согласно поступивших <данные изъяты> и <данные изъяты> ответов Следственным управлением Следственного комитета России по Ставропольскому краю в предоставлении запрашиваемой информации отказано. Отказ мотивирован тем, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации исчерпывающе определены УПК РФ, и деятельность Следственного комитета России вне уголовно-процессуальной сфере не может являться предметом прокурорского надзора.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17января1992года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
На основании ст. 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Исходя из представленных законом полномочий, при осуществлении надзора за исполнением законов следственными органами Следственного комитета прокурор, проводящий проверку, имеет право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения поднадзорного ведомства, изучать его документацию и материалы. В ходе проведения проверки прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц ведомства представления необходимой информации, документов, материалов, статистических и иных сведений.
В соответствии с п. 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3,6, 7-11), свидетельствуют о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено также принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты «а», «б» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010- 2011 годы).
Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты «б», «д» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).
Согласно статьи 17 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Пунктом 1 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от от 9 февраля 2012 г. N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства в том числе и законодательства о противодействии коррупции, включая антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Следственного комитета, трудового законодательства и законодательства о государственной службе в отношении сотрудников Следственного комитета и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в Следственном комитете, в том числе при принятии решений по результатам служебных проверок;
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25декабря2008года N273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" установлено, что сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27июля2004года N 79-ФЗ.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований заместителя прокурора Ставропольского края <данные изъяты> действующему законодательству, поскольку, целью истребования информации о сотрудниках следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю являлась проверка выполнения должностными лицами следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, а также правовые требования указанных выше норм, суд считает необходимым заявление заместителя прокурора Ставропольского края <данные изъяты> о признании действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов незаконными удовлетворить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Ставропольского края <данные изъяты> – удовлетворить.
Признать действия Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу прокуратуре Ставропольского края в предоставлении для проверки материалов и документов вне уголовно-процессуальной сферы незаконными.
Обязать руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю предоставить в прокуратуру Ставропольского края для проведения проверки материалы и документы, касающиеся предмета проверки.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца.
Судья И.Л. Гиевая
Копия верна:
Судья И.Л. Гиевая