ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-721/16 от 06.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-721/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2016 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Мальгиной В.А.

с участием

истца Орлова С.А. и его представителя Нестеренко М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орску Оренбургской области об обязании исключить адрес налогоплательщика из единого государственного реестра налогоплательщиков и включить иной адрес для взаимодействия,

УСТАНОВИЛ:

Орлов С.А. обратился в суд с иском, в котором просит: обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г.Орску Оренбургской области исключить из единого государственного реестра налогоплательщиков адрес для взаимодействия с физическим лицом Орловым С.А. - <адрес> включить в единый государственный реестр налогоплательщиков адрес для взаимодействия с физическим лицом Орловым С.А.- <адрес>

В обоснование иска указал, что 09 декабря 2012 года ИФНС России по г. Орску обратилась в суд с иском о взыскании с него задолженности по транспортному налогу за 2011-2012 г.г. в сумме <данные изъяты> рублей и пени на задолженность за 2010-2012 г.г. в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Решением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г. Орска от 12 февраля 2015 года иск налоговой инспекции частично удовлетворен. С него взыскана задолженность по транспортному налогу за 2011 год в сумме <данные изъяты> рублей и пени на задолженность по транспортному налогу в размере за 2011 год в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности за 2011 год, мировой судья учел, что ответчику направлялось налоговое уведомление <данные изъяты> со сроком добровольной оплаты до 15 ноября 2012 года, а впоследствии и требование <данные изъяты> от 22 ноября 2012 года по адресу: <адрес>, который указан в адресной справке налогоплательщика- физического лица.

Как в судебном заседании поясняла представитель ИФНС России по г. Орску ФИО11., адрес <адрес> является согласно данным Единого государственного реестра налогоплательщиков адресом для взаимодействия с физическим лицом Орловым С.А.

На его неоднократные требования в судебных заседаниях об исключении из адресной справки указанного адреса ИФНС России по г. Орску категорически отказывало в этом.

Учитывая, что по данному адресу никогда не проживал и не был зарегистрирован, а также не подавал заявление в ИФНС России по г. Орску в соответствии с п. 5 ст.31 НК РФ о направлении ему документов по указанному адресу, считает, что нарушено его право на получение информации и других документов из налоговой инспекции по месту жительства и регистрации: <адрес> поскольку ИФНС РФ продолжает направлять свои уведомления в адрес: <адрес>, что расценивает как издевательство над ним.

Истец Орлов С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей: <данные изъяты> рублей- расходы на оплату услуг представителя, <данные изъяты> рублей- уплаченную при обращении в суд с иском государственную пошлину.

Дополнил, что по адресу: <адрес> не проживал и не был зарегистрирован. По данному адресу проживала его мать, которая умерла в 2001 году. На 2001 год он проживал по адресу: <адрес>, что подтверждается доверенностью от 19 декабря 2001 года, выданной им на имя ФИО12. Далее проживал по адресу: <адрес>, что подтверждается квитанцией об оплате налога от 2008 года. Квартиру матери продал 17 марта 2004 года, в период с 31 октября 2011 года по 30 октября 2013 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Зарегистрирован с 16 ноября 2015 года по адресу: <адрес>

С заявлением в налоговый орган о предоставлении адреса для направления по почте документов – <адрес> обратился 02 июня 2015 года. Однако, в 2015 году вновь в адрес пр.Ленина,80 «а»-86 налоговым органом направлено извещение об уплате транспортного налога в срок до 01 октября 2015 года.

Сейчас адрес его регистрации изменился- <адрес>, придется вновь обращаться в налоговый орган с заявлением.

Представитель истца Орлова С.А.- Нестеренко М.Ф. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что доверитель не проживал и не был зарегистрирован по адресу, указанному в адресной справке налогоплательщика –физического лица как адрес для взаимодействия- <адрес> Это подтверждает доверенность от 19 декабря 2004 года, где указан адрес его проживания: <адрес> В 2001 году у доверителя умерла мать, проживавшая по адресу: <адрес> По договору купли-продажи квартиры истец 17 марта 2004 года указанную квартиру продал; проживал по адресу<адрес>, что подтверждается квитанцией об оплате налога от 2008 года.

По паспорту – истец с период с 31октября 2011 года по 30 октября 2013 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с 16 ноября 2015 года зарегистрирован по адресу: <адрес>

Имеется акт о непроживании истца по адресу: <адрес> справка ООО «Коммунальщик» о том, что он никогда не был зарегистрирован по указанному адресу.

Однако по неизвестной причине этот адрес указан в адресной справке налогоплательщика.

В результате мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Орска 28 апреля 2014 года вынесен судебный приказ о взыскании с него, проживающего по адресу: <адрес> задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2011-2012 г.г., пени за 2010-2012г.г., госпошлины.

Определением мирового судьи от 11 июня 2014года судебный приказ отменен по заявлению Орлова С.А., который узнал о наличии приказа от судебного пристава-исполнителя.

Налоговый орган видел, что он по указанному адресу не проживает, но обратился в суд с иском к Орлову С.А., вновь указав в нем место жительства - <адрес>

Орловым С.А. в судебном заседании было заявлено о не проживании и отсутствии регистрации по данному адресу.

Но решением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска от 12 февраля 2015 года иск налоговой инспекции был частично удовлетворен. С Орлова С.А С взыскана задолженность по транспортному налогу за 2011 год и пени на задолженность по транспортному налогу, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Они оспаривают данный адрес.

Орлов С.А.обращался к мировому судье с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на карточку учета ТС, в которой местом учета автомобиля указан адрес : <адрес>

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам отказано. В судебном заседании представитель налогового органа утверждал, что адресная справка налогоплательщика действительна.

Определением Ленинского районного суда г. Орска от 15 сентября 2015 года частная жалоба Орлова С.А. оставлена без удовлетворения, а определение мирового судьи- без изменения.

Орлов С.А.снова обратился к мировому судье о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что налоговый орган направлял налоговые уведомления без законных оснований по адресу: <адрес>

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Орска в удовлетворении заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам отказано. Представитель ИФНС РФ по г.Орску настаивал, что адресная справка действительна.

Он обращался с частной жалобой на определение мирового судьи.

Определением Ленинского районного суда г. Орска от 13 января 2016 года определение мирового судьи оставлено без изменения, частная жалоба –без удовлетворения. В обоснование указано, что « заявителем не представлено доказательств ни фальсификации вышеназванных доказательств (п.2 ч.3 ст.392 ГПК РФ), ни преступлений должностных лиц, участвовавших в процессе ( п.3 ч.3 ст.392 ГПК РФ)»..

Поэтому они оспаривают адресную справку.

02 июня 2015 года Орлов С.А.обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении адреса для направления по почте документов – <адрес>, но в 2015 году вновь в адрес <адрес> налоговым органом направлено извещение об уплате транспортного налога в срок до 01 октября 2015 года.

Представитель ответчика - ИФНС РФ по г. Орску Оренбургской области Лянгер А.Н. ( доверенность <данные изъяты>) в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что информацию об адресе взаимодействия с налогоплательщиком налоговый орган получает из кадастровой палаты (по имуществу), из ПВС.

Возможно, отсутствовала информация о взаимодействии с налогоплательщиком, поэтому был указан адрес имущества: <адрес>, где проживала мать истца. Конкретно указать, откуда получен данный адрес взаимодействия, не может, поскольку срок хранения документов истек ( 3 года).

В любом случае при изменении места жительства налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об указании адреса взаимодействия.

Истец 02 июня 2015 года обратился с заявлением в налоговый орган об указании адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, - <адрес>

В течение 5 дней указанные данные обрабатываются и вносятся в программу АИС «Налог-3».

Программа «Налог-3» обновляется со следующего года, поскольку ранее сделать это технически невозможно.

Истец мог в любой год обратиться с подобным заявлением, указав на изменение места жительства.

Согласно п.7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 ст.85 НК РФ либо на основании заявления физического лица.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе в соответствии с п.7.1 ст.83 НК РФ обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на налоговый учет в налоговых органах. В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом ( п.9 ст.83 НК РФ).

В настоящее время Орлов С.А. зарегистрирован в Едином государственном реестре налогоплательщиков согласно личному заявлению от 02 июня 2015 года по адресу: <адрес> Все налоговые уведомления, начиная с 01 января 2016 года, будут направляться согласно его заявлению по указанному адресу.

Кроме того, в соответствии со ст.23 НК РФ уплата налога является обязанностью налогоплательщика, а не его правом. В случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик являясь владельцем имущества, обращается в ИФНС РФ по месту регистрации имущества для получения налогового уведомления. ИФНС России ежегодно информирует налогоплательщиков в СМИ о необходимости своевременной уплаты налогов. Считает требования Орлова С.А. необоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Информация о налогоплательщиках представляет собой совокупность сведений о них, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, АИС "Налог" и иных информационных ресурсах.

С момента постановки налогоплательщика на налоговый учет начинается формирование внутренних источников информации налоговых органов.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими своих функций, в частности сведения, содержащиеся в следующих информационных ресурсах:

- по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП);

- по учету организаций и физических лиц (ЕГРН);

- по бухгалтерской и налоговой отчетности юридических лиц;

- по налоговой отчетности физических лиц;

- по сведениям о физических лицах;

- по контрольно-кассовой технике регионального и федерального уровней;

- по камеральным и выездным налоговым проверкам;

- по расчетам с бюджетом;

- по банковским счетам;

- по программно-информационным комплексам и иным информационным ресурсам.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.п., а также иная информация, в том числе общедоступная.

Согласно п.7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 ст.85 НК РФ либо на основании заявления физического лица.

Источниками информации о налогоплательщиках, получаемой налоговыми органами в соответствии со ст. ст. 85, 86 НК РФ, являются:

- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями;

- адвокатские палаты субъектов Российской Федерации;

- органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов;

- органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

- органы опеки и попечительства;

- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

- органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц;

- органы, осуществляющие государственный технический учет;

- органы местного самоуправления;

- банки.

Информация о налогоплательщике также может быть получена налоговыми органами от других государственных органов (например, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), из средств массовой информации и сети Интернет, от физических и юридических лиц. Информация может быть представлена как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в адресной справке налогоплательщика - физического лица Орлова С.А. до 01 января 2016 года был указан адрес для взаимодействия :<адрес>

Установить источник получения налоговым органом информации о налогоплательщике в настоящее время достоверно не представляется возможным, поскольку срок хранения документа истек.

Однако, из представленного истцом документа- копии договора купли-продажи квартиры от 17 марта 2004 года следует, что Орлов С.А. являлся собственником по праву равно-долевой собственности указанной квартиры на основании договора купли-продажи квартиры, удостоверенного нотариусом г. Орска ФИО13 18 октября 1996 года, зарегистрированного в ГП «Техническая инвентаризация» г. Орска 10 декабря 1996 года, выписки из ЕГРП от 19 февраля 2004 года.

28 апреля 2014 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании с Орлова С.А., проживающего по адресу: <адрес> задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2011-2012 г.г., пени за 2010-2012г.г., госпошлины.

.Определением мирового судьи от 11 июня 2014 года судебный приказ отменен по заявлению Орлова С.А., который узнал о наличии приказа от судебного пристава-исполнителя. В заявлении об отмене судебного приказа Орлов С.А. указал, что по указанному адресу не зарегистрирован и не проживает.

Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с Орлова С.А. налогов и сборов, указав местом жительства ответчика : <адрес>

Орловым С.А. в судебном заседании было заявлено о не проживании и отсутствии регистрации по данному адресу.

Решением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска от 12 февраля 2015 года иск налоговой инспекции был частично удовлетворен. С Орлова С.А взыскана задолженность по транспортному налогу за 2011 год и пени на задолженность по транспортному налогу, в удовлетворении остальной части иска отказано.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Орлов С.А. квартиру по адресу: <адрес> продал 17 марта 2004года, в период с 31 октября 2011 года по 30 октября 2013 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, далее регистрации не имел.

В решении указано, что нарушений прав Орлова С.А. налоговым органом суд не усматривает. Орлов С.А. не был лишен возможности самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой ( заявлением) о выдаче налогового уведомления, имея обязанность перед государством по уплате налога, но этим правом не воспользовался, об изменении адреса для направления корреспонденции налоговый орган не уведомил.

Орлов С.А.обращался к мировому судье с заявлением о пересмотре данного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на карточку учета ТС, в которой местом учета автомобиля указан адрес : <адрес>

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска от 17 июля 2015 года в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам отказано. Судом вновь указано на то обстоятельство, что Орлов С.А. об изменении адреса для направления корреспонденции налоговый орган не уведомил.

Определением Ленинского районного суда г. Орска от 15 сентября 2015 года частная жалоба Орлова С.А. на определение мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Орска оставлена без удовлетворения, а определение мирового судьи- без изменения.

При этом судом указано, что доводы ответчика направлены на переоценку обстоятельств, которые были установлены судом при рассмотрении гражданского дела.

Орлов С.А. вновь обратился к мировому судье о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что налоговый орган направлял налоговые уведомления без законных оснований по адресу: <адрес>

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Орска от 10 ноября 2015 года в удовлетворении заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.При этом суд вновь указал, что нарушений прав ИФНС России по г. Орску суд не усматривает. Орлов С.А. не был лишен возможности самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой (заявлением) о выдаче налогового уведомления, имея обязанность перед государством по уплате налога, но этим правом не воспользовался, об изменении адреса для направления корреспонденции налоговый орган не уведомил.

Определением Ленинского районного суда г.Орска от 13 января 2016 года определение мирового судьи от 10 ноября 2015года оставлено без изменения, частная жалоба –без удовлетворения. Судом указано, что описанные в жалобе факты были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, этим обстоятельствам дана соответствующая оценка.

Таким образом, суд считает, что обращаясь с указанным выше иском в суд, Орлов С.А. фактически выражает несогласие с действиями, в том числе с процессуальными, допущенными, по его мнению, судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении гражданского дела 2-23/15 по иску налогового органа к нему о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В п. 3 Постановления Конституционного суда РФ от 25.01.2001 г. N 1-П указано, что производство по пересмотру судебных решений, а, следовательно, оценка их законности и обоснованности, осуществляется в специальных, установленных процессуальным законодательством процедурах - посредством рассмотрения дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

В соответствии с п. 1 ст.83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица ( п. 7 ст.83 НК РФ)

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах. ( п. 7.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Обязанность налоговых органов на основе имеющихся у них данных обеспечить постановку налогоплательщиков закреплена пунктом 10 статьи 83 НК РФ, а также в подпункте 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Из материалов дела видно, что 02 июня 2015 года Орлов С.А.обратился в налоговый орган с заявлением, в котором предоставил адрес для направления по почте документов – <адрес>

В настоящее время Орлов С.А. зарегистрирован в Едином государственном реестре налогоплательщиков согласно личному заявлению от 02 июня 2015 года по адресу: <адрес>

Все налоговые уведомления, начиная с 01 января 2016 года, будут направляться согласно его заявлению по указанному адресу.

Извещение, полученное истцом в 2015 году об уплате транспортного налога со сроком уплаты до 01 октября 2015 года по адресу <адрес>, не свидетельствует о невнесении налоговым органом изменений в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Таким образом, спор о месте регистрации налогоплательщика отсутствует.

Изменение сведений о месте регистрации налогоплательщика носит заявительный характер, и зависит от воли заявителя.

Поскольку воля заявителя выражена в заявлении от 02 июня 2015 года, изменение сведений о месте регистрации налогоплательщика внесено в Единый государственный реестр налогоплательщиков в соответствии с НК РФ, требование истца к налоговому органу об обязании исключить из Единого государственного реестра налогоплательщиков адрес для взаимодействия с физическим лицом Орловым С.А. - <адрес> и включить в Единый государственный реестр налогоплательщиков адрес для взаимодействия с физическим лицом Орловым С.А.- <адрес> удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в соответствии со ст.23 НК РФ уплата налога является обязанностью налогоплательщика, а не его правом.

В случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик являясь владельцем имущества, обращается в ИФНС РФ по месту регистрации имущества для получения налогового уведомления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Орлова С.А. к ИФНС России по г.Орску Оренбургской области об обязании исключения адреса налогоплательщика из Единого государственного реестра налогоплательщиков и включении иного адреса для взаимодействия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме- 11 апреля 2016 года

Судья Гук Н.А.