ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-721/18 от 06.03.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-721/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска, в составе:

Председательствующего судьи Стиба Л.Н.,

при секретаре Цепелевой Д.В.,

с участием представителя истца – ст. помощника прокурора Фроловой Е.А.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности принять меры к постановке на учет объектов как бесхозяйных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Хабаровска обратился в суд с иском к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Центральном районе г.Хабаровска по адресам: <адрес>, протяженностью 165,0 п.м.; <адрес>, протяженностью 129,5 п.м.; <адрес>, протяженностью 50,0; 25,0 п.м.; по <адрес> от жилого <адрес> протяженностью 251,5 п.м.; по <адрес>, протяженностью 310,0 п.м.; от <адрес> до <адрес>, протяженностью 57,5; 116,0 п.м.; вынос водопровода по <адрес>, протяженностью 51,0 п.м.; по <адрес>, протяженностью 67,4 п.м.; по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 121,0 п.м.; по <адрес>, протяженностью 113,0 п.м.; по <адрес> от жилого <адрес>, протяженностью 90,0 п.м.; по <адрес>, протяженностью 148,1 п.м.; <адрес><адрес>, протяженностью 60,0 п.м.; закольцовка водопровода в районе <адрес>, протяженностью 340,0 п.м.; к жилому дому по <адрес>, протяженностью 5,0; 11,5 п.м.; по <адрес> в районе жилого <адрес>, протяженностью 109,0 п.м.; от <адрес> до <адрес>, протяженностью 444,0 п.м.; водовод по <адрес> до <адрес>, протяженностью 66,9; 122,8 п.м.; от <адрес>, протяженностью 305,0 п.м.; по <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 234,0; 132,7 п.м.; <адрес><адрес>, протяженностью 55,0 п.м.; по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 40,6 п.м., 134, 3 п.м.; <адрес><адрес>, протяженностью 115,0 п.м.; к жилому дому по <адрес>, протяженностью 94,4 п.м.; <адрес> (<адрес>), протяженностью 62,5 п.м.; <адрес> протяженностью 14,7 п.м.; к жилому дому по <адрес>, протяженностью 13,5 п.м. как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок), с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества согласно п.п. 4,5,9,11 Порядка в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска, указав на то, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории Центрального района г.Хабаровска выявлено 27 бесхозяйных сетей водоснабжения. До настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией города не произведена в отношении 27 бесхозяйных сетей водоснабжения в Центральном районе г.Хабаровска. Уклонение администрации г.Хабаровска от принятия мер к постановке его на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации г.Хабаровска, гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных исковых требований МУП г.Хабаровска «Водоканал» не явился, представил письменный отзыв, согласно которого указанные бесхозяйные сети водоснабжения постановлениями администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, переданы третьему лицу для технического содержания и обслуживания на период проведения процедуры приема имущества в муниципальную собственность. До настоящего времени названные сети водоснабжения не закреплялись за предприятием на праве хозяйственного ведения.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Фролова Е.А. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию г. Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Центральном районе г.Хабаровска в количестве 26 объектов по адресам, указанным в исковом заявлении, за исключением одного объекта сети водоснабжения к жилому дому по <адрес>, протяженностью 13,5 п.м., поскольку в отношении этого объекта имеются сведения в ЕГРН о принятии его на учет как бесхозяйного.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, в обоснование возражений указав на то, что на сегодняшний день администрацией направлены заявления в управление Росреестра по Хабаровскому краю для постановки на учет объектов в качестве бесхозяйных. Действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления принимать меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения. Постановка объекта недвижимости на учет как бесхозяйный носит заявительный характер и законодательство не обязывает, а предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество. Понуждение Администрации города Хабаровска к обращению в регистрирующий органа с заявлением о постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Ссылаясь на изложенное, просила отказать в удовлетворении иска прокурора.

Представитель третьего лица администрации г.Хабаровска Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Картавая А.Э. в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку департаментом муниципальной собственности заключены контракты на выполнение работ по технической инвентаризации и изготовлению технических планов на указанные сети. То есть администрацией г.Хабаровска уже ведется работа по инвентаризации вышеперечисленных сетей водоснабжения для постановки их на учет. Понуждение администрации к выполнению данных действий нецелесообразно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509 к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, которые, в том числе, обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, заниматься предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей, охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки по исполнению законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов, выявлены нарушения действующего законодательства, установлено, что сети водоснабжения на территории Центрального района г.Хабаровска по адресам: 1) <адрес> протяженностью 163,80 п.м.; 2) <адрес>, протяженностью 129,5 п.м.; 3) <адрес>, протяженностью 77 п.м.; 4) по <адрес> от жилого <адрес>, протяженностью 263,60 п.м.; 5) по <адрес> до <адрес>, протяженностью 313,0 п.м.; 6) от <адрес> до <адрес>, протяженностью 200,0 п.м.; 7) вынос водопровода по <адрес>, протяженностью 74,0 п.м.; 8) по <адрес>, протяженностью 67,8 п.м.; 9) по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 123,10 п.м.; 10) по <адрес>, протяженностью 116,40 п.м.; 11) по <адрес> от жилого <адрес> до , протяженностью 91,3 п.м.; 12) по <адрес>, протяженностью 158,80 п.м.; 13) <адрес><адрес>, протяженностью 66,00 п.м.; 14) закольцовка водопровода в районе <адрес>, протяженностью 323,44 п.м.; 15) к жилому дому по <адрес>, протяженностью 17,36 п.м.; 16) по <адрес> в районе жилого <адрес>, протяженностью 93,33 п.м.; 17) от <адрес> до <адрес>, протяженностью 434,04 п.м.; 18) водовод по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>, протяженностью 193,44 п.м.; 19) от <адрес>, протяженностью 353,40 п.м.; 20) по <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 234,0 п.м.; 21) <адрес><адрес>, протяженностью 55,0 п.м.; 22) По <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 40,6 п.м., 134, 3 п.м.; 23) <адрес><адрес>, протяженностью 114,38 п.м.; 24) к жилому дому по <адрес>, протяженностью 87,00 п.м.; 25) <адрес>, протяженностью 62,5 п.м.; 26) <адрес> протяженностью 14, 7 п.м., в настоящее время являются бесхозяйными.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Отсутствие собственника вышеуказанных сетей водоснабжения создает как сложности в их техническом обслуживании при эксплуатации, так и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

В процессе рассмотрения дела установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация г.Хабаровска не предпринимала достаточных мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет вышеуказанных сетей водоснабжения, находящихся на его территории, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления г.Хабаровска вопросов местного значения.

Ответчиком не оспаривается факт нахождения сетей водоснабжения на территории г.Хабаровска при отсутствии государственной регистрации права собственности на них.

Вместе с тем, ответчик не предоставил доказательств, объективно подтверждающих принятие мер для постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйного сооружения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Установив указанные обстоятельства, во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права суд находит требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей водоснабжения как бесхозяйных объектов, расположенных в Центральном районе г.Хабаровска, подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности оформлять в собственность бесхозяйные вещи, несостоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Буквальное толкование положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.

Кроме того, законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества на администрацию города Хабаровска как орган местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с чем, суд полагает возможным установить срок, в течение которого администрацией г.Хабаровска должно быть исполнено решение суда о возложении обязанности меры по принятию мер к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Центральном районе г.Хабаровска – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию города Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Центральном районе г.Хабаровска по адресам:

<адрес>, протяженностью 163,80 п.м.;

<адрес> протяженностью 129,5 п.м.;

<адрес>, протяженностью 77 п.м.;

по <адрес> от жилого <адрес> до 96 а, протяженностью 263,60 п.м.;

по <адрес> до <адрес>, протяженностью 313,10 п.м.;

от <адрес> до <адрес>, протяженностью 200,0 п.м.;

вынос водопровода по <адрес>, протяженностью 74,0 п.м.;

по <адрес>, протяженностью 67,8 п.м.;

по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 123,10 п.м.;

по <адрес>, протяженностью 116,40 п.м.;

по <адрес> от жилого <адрес> до , протяженностью 91,3 п.м.;

по <адрес> протяженностью 158,80 п.м.;

<адрес><адрес>, протяженностью 66,00 п.м.;

закольцовка водопровода в районе <адрес>, протяженностью 323,44 п.м.;

к жилому дому по <адрес>, протяженностью 17,36 п.м.;

по <адрес> в районе жилого <адрес>, протяженностью 93,33 п.м.;

от <адрес> до <адрес>, протяженностью 434,04 п.м.;

водовод по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>, протяженностью 193,44 п.м.;

от <адрес>, протяженностью 353,40 п.м.;

по <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 234,0 п.м.;

<адрес><адрес>, протяженностью 55,0 п.м.;

по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 40,6 п.м., 134, 3 п.м.;

<адрес><адрес>, протяженностью 114,38 п.м.;

к жилому дому по <адрес>, протяженностью 87,00 п.м.;

<адрес>, протяженностью 62,5 п.м.;

<адрес> протяженностью 14, 7 п.м. как бесхозяйных объектов с

соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок), с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества согласно п.п. 4,5,9,11 Порядка в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.

Дата изготовления решения в окончательной форме 13.03.2017г.

Председательствующий: Л.Н. Стиба