РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при секретаре Пичугиной Т.Н., с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по иску ФИО1к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о перерасчете страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с требованием о перерасчете страховой пенсии по старости.
В обосновании своих требований указал, что он является получателем страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о производстве перерасчета пенсии с учетом периодов его работы в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> и СПК «<данные изъяты>». Однако решением начальника Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (далее- УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области) от ДД.ММ.ГГГГ№ в стаж работы в сельском хозяйстве не включены периоды работы в колхозе «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в колхозе «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» в должности техника- строителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная должность не поименована Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, в перерасчете страховой пенсии отказано. Считает отказ в производстве перерасчета страховой пенсии по старости незаконным. Просил признать решение начальника УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области незаконным, признать его право на перерасчет страховой пенсии с учетом указанных периодов работы в сельском хозяйстве.
В ходе рассмотрения спора по существу истец ФИО1 уточнил заявленных требования, просил решение начальника УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным; обязать пенсионный орган включить в подсчет стажа в сельском хозяйстве периоды работы в колхозе «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» в должности техника- строителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет страховой пенсии по старости, на включении иных периодов работы не настаивал.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (далее- УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика ФИО2 в телефонограмме просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в решении начальника УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии надлежащего извещения сторон о времени месте судебного заседания суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца ФИО1, показания свидетелей ФИО5. ФИО6, исследовав материалы дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 г. регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ)
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт а пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте а пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 6 названного Приказа предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Правилами также предусмотрено, что документы о заработке выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в которой работал гражданин, так как исчисление пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом заработке гражданина.
При невозможности представления документов о заработке пенсионным законодательством не предусмотрено подтверждение среднемесячного заработка объяснениями лица, либо свидетелей.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии с учетом периодов работы в сельском хозяйстве в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> и СПК «<данные изъяты>».
Решением начальника Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (далее- УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области) от ДД.ММ.ГГГГ№ в стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве включены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, стаж работы в сельском хозяйстве, по подсчету пенсионного органа, составил <данные изъяты>. В стаж работы в сельском хозяйстве ФИО1 не включены, в том числе, периоды работы в колхозе «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» в должности техника- строителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная должность не поименована Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, в перерасчете страховой пенсии отказано.
Считая решение пенсионного органа незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из трудовой книжки колхозника №, ФИО1 являлся членом колхоза «<данные изъяты>» и осуществлял в нем трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период с ДД.ММ.ГГГГ работал техником- строителем, с ДД.ММ.ГГГГ назначен рабочим стройбригады, с ДД.ММ.ГГГГ переведен техником- строителем (записи 1, 2 раздела «Членство в колхозе», записи 1-3 раздела «Сведения о работе»). С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в СПК «<данные изъяты>», уволен ДД.ММ.ГГГГ (записи 3-4).
Осуществление ФИО1 трудовой деятельности в колхозе «<данные изъяты>», СПК «<данные изъяты>» за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не оспаривается, подтверждается проведенной пенсионным органом документальной проверкой.
С 01 января 2019 г. обновлен перечень производств, профессий сельского хозяйства для установления повышенного размера пенсии
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В указанный Список 1440 во всех производствах сельского хозяйства («Растениеводство», «Животноводство», «Рыбоводство») включена должность «мастер стройцеха». Должность «техник- строитель» в разделе «наименование профессий, должностей, специальностей» не поименована.
Таким образом, наименование должности, в которой работал ФИО1- техник- строитель не соответствует Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В ходе рассмотрения спора по существу истец пояснил, что в спорные периоды фактически осуществлял работу по должности, предусмотренной Списком 1440, а именно мастера стройцеха.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые включены в Список 1440 и дают право на установление повышенной фиксированной выплаты может быть рассмотрен только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановление Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 367, предусмотрены должности «мастер ремонтно-строительной группы» (код 23983), мастер строительных и монтажных работ (код 23991), мастер участка (код 23998), мастер цеха (код 24013). Должность «техник- строитель», Общероссийским классификатором не предусмотрена.
Как следует из справки, представленной председателем колхоза «<данные изъяты>» Свидетель №1, в протоколе заседания правления колхозы «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ содержится запись о назначении техника- строителя ФИО1 исполняющим обязанности мастера стройцеха колхоза с ДД.ММ.ГГГГ В данной должности ФИО1 проработал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК «<данные изъяты>».
Из показаний допрошенных в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6, в трудовых книжках которых содержатся записи о работе в колхозе «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>», в том числе, в спорные периоды, следует, что ФИО1 фактически работал мастером в строительной бригаде, которая осуществляла ремонт колхозных домов, ремонтно- восстановительные работы овощехранилищ.
Председатель колхоза «<данные изъяты>» Свидетель №1, допрошенный в качестве свидетеля, также пояснил, что ФИО1 в спорные периоды работы фактически работал мастером стройцеха, о чем имеется запись в протоколе заседания правления колхоза. Должность техник- строитель в трудовую книжку колхозника ФИО1 внесена согласно полученной им специальности, указанной в дипломе.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что истцу, принятому на работу по специальности, полученной после окончания техникума, техником-строителем, было поручено исполнение обязанностей мастера стройцеха.
Ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о включении ФИО1 в подсчет стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника-строителя в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, в СПК «<данные изъяты>».
При включении в стаж в работы ФИО1 в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составляющий по подсчету ответчика <данные изъяты>, спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ (более 14 лет), он составит на день обращения в пенсионный орган более 30 лет.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствие с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 г., указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 г. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, при этом, суд пришел к выводу о включении ФИО1 в подсчет стажа работы в сельском хозяйстве спорных периодов работы, пенсионному органу надлежит произвести перерасчет размера назначенной истцу страховой пенсии с учетом положений статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01 января 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.10) подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о перерасчете страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа ФИО1об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области включить в подсчет стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника-строителя в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, в СПК «<данные изъяты>» и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу ФИО1судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Судья: Лябах И.В.