ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-721/2021 от 29.04.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-721/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 29 апреля 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.

при секретаре Александрове Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, включении в страховой стаж периодов службы в льготном исчислении, включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и исчислить размер страховой пенсии с учетом выбранного варианта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, просил признать незаконным решение ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле, изложенное в письме <номер> от 17 июня 2020 года, об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, признать службу в Вооруженных Силах с 08 июля 1985 года по 21 августа 1990 года как военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, признать службу в Вооруженных Силах с 22 августа 1990 года по 27 марта 1991 года как военную службу в местности приравненной к районам Крайнего Севера, признать службу в Вооруженных Силах с 28 марта 1991 года по 23 ноября 1991 года как военную службу в районе Крайнего Севера, с исчислением указанных периодов из расчета один год за один год шесть месяцев; возложить обязанность на ответчика взять для начисления пенсии среднемесячное денежное довольствие за период с декабря 1986 года по ноябрь 1991 года; включить в страховой стаж период работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года, период работы в ЗАО "Углес" с 05 января 2004 года по 01 марта 2004 года; возложить обязанность на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с даты обращения - с 28 декабря 2018 года по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, с применением п. 5, п. 9 абз. 3 ст. 30, ст. 15, п. 12, ст. 17 п. 4 ФЗ № 400-ФЗ.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 15 августа 2019 года признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Йошкар-Оле РМЭ от 23 января 2019 года <номер> об отказе в установлении пенсии, с учетом внесенных изменений решением от 11.04.2019 <номер> и от 14.08.2019 <номер> в части. Постановлено обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле включить в страховой стаж ФИО1 период обучения в Камышинском высшем военном строительном командном училище с 05.08.1981 по 07.07.1985 в полуторном размере; включить в специальный стаж ФИО1: период службы в рядах Вооруженных сил с 08.07.1985 по 23.11.1991; период работы с 17.12.1991 по 03.03.1992 в должности станочника в 193 ЛПК г.Петрозаводск; период работы с 09.03.1992 по 06.05.1992 в должности мастера в МСУ-3 ХО «Нефтегазпромстрой»; с 24.06.2003 по 10.11.2003 работа в должности плотника-каменщика помещений в ООО «Реставрация» г.Сартавала. Во включении в страховой стаж периода с 27.06.2012 по 03.06.2013 в качестве индивидуального предпринимателя, а также во включении в специальный стаж с 05.01.2004 по 31.01.2004 в должности сторожа в АОЗТ «Углес», с 04.06.2013 по 30.01.2015 в качестве индивидуального предпринимателя отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 года решение Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 15 августа 2019 года изменено в части. Возложена на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл обязанность включить в страховой стаж ФИО1 период обучения в Камышинском высшем военном строительном командном училище с 5 августа 1981 года по 7 июля 1985 года в календарном порядке. В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 года оставлено без изменения, жалоба ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ – без удовлетворения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года решение суда от 15 августа 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 года оставлены без изменения. 26 мая 2020 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Письмом от 17 июня 2020 года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ ему отказано в назначении страховой пенсии досрочно, указав на отсутствие требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 17 лет 4 месяца. Полагает данный отказ незаконным, поскольку с учетом вступившего в законную силу решения суда период службы в рядах Вооруженных Сил был учтен как период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и должен быть учтен в повышенном размере.

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 14 января 2021 года отказано в принятии искового заявления ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании периода службы как военной службы по призыву, включении в страховой стаж периодов работы (в части требований о признании службы в Вооруженных Силах с 08 июля 1985 года по 23 ноября 1991 года как военной службы по призыву с исчислением выслуги лет в районах Крайнего Севера один год за полтора года, включения в страховой стаж периодов работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года, в ЗАО "Углес" с 05 января 2004 года по 01 марта 2004 года).

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 29 марта 2021 года определение судьи Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 14 января 2021 года отменено в части отказа в принятии искового заявления ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о возложении обязанности включить в страховой стаж период военной службы по призыву с 08 июля 1985 года по 23 ноября 1991 года в льготном исчислении, период работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года, период работы в ЗАО "Углес" с 01 февраля 2004 года по 1 марта 2004 года. Исковое заявление ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле в указанной части направлено в суд для решения вопроса о принятии к производству суда. В остальной части определение судьи Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 14 января 2021 года оставлено без изменения.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнил исковые требования, окончательно просил признать незаконным решение ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле, изложенное в письме <номер> от 17 июня 2020 года, об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, признать период учебы в Камышинском Высшем военном строительном училище с 05 августа 1981 года по 07 июля 1985 года как период военной службы, признать службу в Вооруженных Силах с 08 июля 1985 года по 21 августа 1990 года как военную службу в районах Крайнего Севера, признать службу в Вооруженных Силах с 22 августа 1990 года по 27 марта 1991 года как военную службу в местности приравненной к районам Крайнего Севера, признать службу в Вооруженных Силах с 28 марта 1991 года по 23 ноября 1991 года как военную службу в районе Крайнего Севера, с исчислением указанных периодов из расчета один год за один год шесть месяцев и исчислением размера страховой пенсии за указанный период в соответствии с п. 12 ст. 15 и п.14 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", возложить обязанность на ответчика взять для начисления пенсии среднемесячное денежное довольствие за период с декабря 1986 года по ноябрь 1991 года; включить в страховой стаж период работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года, период работы в ЗАО "Углес" с 05 января 2004 года по 31 января 2004 года; возложить обязанность на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с даты обращения - с 28 декабря 2018 года. Пояснил, что обращался с заявлением о назначении страховой пенсии по почте, им заявлен спор по тем же периодам, но по иным доводам, основаниям и по новым доказательствам, ввиду отказа пенсионного органа применить его расчет 1,8 балла за каждый календарный год, поскольку на него распространяется Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ему неправильно рассчитан страховой стаж и не назначена пенсия с даты обращения - 28 декабря 2018 года.

Представитель истца на основании ордера ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, указав, что повторная подача заявления о назначении пенсии законом не предусмотрена, заявление ФИО1 должно быть рассмотрено с учетом принятых ранее решения суда и постановлений вышестоящих судебных инстанций, нельзя делать разницу между обращением гражданина и подачей заявления, в силу чего он приобрел право на пенсию с 28 декабря 2018 года.

Представитель ответчика ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле по доверенности ФИО4 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск, указав, что имеются основания для прекращения производства по делу в части требований ввиду рассмотрения указанных требований в рамках гражданского дела <номер> и наличия вступившего в законную силу решения суда. Назначение пенсии является государственной услугой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23 января 2019 года № 16п. Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением по утвержденной регламентом форме и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию. Право на пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ у ФИО1 возникло с 28 февраля 2020 года, однако обращения за указанной пенсией с учетом даты возникновения у него права в установленном порядке не было, ФИО1 до настоящего времени заявление о назначении страховой пенсии по старости не подавал. Ответы на обращения ФИО1 были даны в установленный законом срок.

Определением суда от 29 апреля 2021 года прекращено производство по гражданскому делу по иску в части требований ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании периода учебы в Камышинском Высшем военном строительном училище с 05 августа 1981 года по 07 июля 1985 года как периода военной службы, признании службы в Вооруженных Силах с 08 июля 1985 года по 21 августа 1990 года как военной службы в районах Крайнего Севера, признании службы в Вооруженных Силах с 22 августа 1990 года по 27 марта 1991 года как военной службы в местности приравненной к районам Крайнего Севера, признании службы в Вооруженных Силах с 28 марта 1991 года по 23 ноября 1991 года как военной службы в районе Крайнего Севера, включении в страховой стаж периодов работы в ЗАО "Углес" с 05 января 2004 года по 31 января 2004 года.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, гражданское дело <номер>, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с ч 3. ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено решением суда от 15 августа 2019 года, ФИО1 26 декабря 2018 года обратился в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле за назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

23 января 2019 года ФИО1 решением УПФР в г.Йошкар-Оле № 338260/18 отказано в установлении страховой пенсии по старости досрочно по причине отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет в возрасте 55 лет.

Решением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 15 августа 2019 года с учетом апелляционного определения суда вышестоящей инстанции от 07 ноября 2019 года решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Йошкар-Оле РМЭ от 23 января 2019 года <номер> об отказе в установлении пенсии, с учетом внесенных изменений решением от 11.04.2019 года <номер> и от 14.08.2019 <номер> признано незаконным в части. Постановлено обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле включить в страховой стаж ФИО1 период обучения в Камышинском высшем военном строительном командном училище с 05.08.1981 по 07.07.1985 в календарном порядке; включить в специальный стаж ФИО1: период службы в рядах Вооруженных сил с 08.07.1985 по 23.11.1991; период работы с 17.12.1991 по 03.03.1992 в должности станочника в 193 ЛПК г.Петрозаводск; период работы с 09.03.1992 по 06.05.1992 в должности мастера в МСУ-3 ХО «Нефтегазпромстрой»; с 24.06.2003 по 10.11.2003 работа в должности плотника-каменщика помещений в ООО «Реставрация» г.Сартавала. Во включении в страховой стаж периода с 27.06.2012 по 03.06.2013 в качестве индивидуального предпринимателя, а также во включении в специальный стаж с 05.01.2004 по 31.01.2004 в должности сторожа в АОЗТ «Углес», с 04.06.2013 по 30.01.2015 в качестве индивидуального предпринимателя отказано.

Таким образом, решение пенсионного органа изменено в части включения конкретных периодов в страховой стаж истца, в части отказа в назначении ФИО1 пенсии с 28 декабря 2018 года по заявленному им основанию незаконным не признано. Как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время решение суда пенсионным органом исполнено, с учетом включенных периодов проведены предварительные расчеты стажа ФИО1

При этом судом принимается во внимание, что истец в рамках гражданского дела <номер> с требованием о возложении обязанности назначить ему пенсию не обращался, на момент вынесения решения суда 15 августа 2019 года требуемого стажа в работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет в возрасте 55 лет у ФИО1 не имелось.

Реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости гражданин граждан может в любое время после возникновения права путем подачи заявления о назначении пенсии, которая назначается со сроков, установленных ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, - со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Таким образом, закон связывает возникновение у гражданина права на назначение страховой пенсии по старости досрочно как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием необходимого стажа на соответствующих видах работы, так и с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии.

Судом установлено, что 26 мая 2020 года ФИО1 направил в ГУ УПФР в г. Йошкар-Оле по почте заявление (обращение) о принятии с учетом вступивших в законную силу судебных решения и определений вышестоящих инстанций решения о назначении досрочной страховой пенсии с 28 февраля 2020 года, указав, что его специальный стаж за работу на Крайнем Севере составляет 13 лет 02 месяца 20 дней, приведя подробный анализ своего расчета страхового и специального стажа, а также указал, что выбирает п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии.

Письмом <номер> от 17 июня 2020 года ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Йошкар-Оле РМЭ дало разъяснения по вопросу назначения пенсии, порядка исчисления стажа работы по заявленному ФИО1 основанию, в том числе с учетом принятых в отношении него судебных постановлений.

В последующем на неоднократные обращения посредством почтовой связи ФИО2 Л.Ф. ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РМЭ давало ответы в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", разъясняя заявителю порядок назначения пенсии, расчет его страхового и специального стажа.

Согласно п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014г. <номер>н, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

В соответствии с п. 65Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Минтруда России от 19 января 2016г. № 14н, действовавшему на день обращения истца за назначением пенсии, заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми документами необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым-седьмым настоящего пункта.

Согласно п. 12 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления является: назначение пенсии либо отказ в назначении пенсии, перевод с одной пенсии на другую либо отказ в переводе с одной пенсии на другую, перерасчет размера пенсии либо отказ в перерасчете пенсии.

В приложении № 1 к Административному регламенту закреплена форма заявления о назначении пенсии, отражающая все необходимые сведения для оказания государственной услуги по установлению страховой пенсии.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с заявлением в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 года <номер>, действовавшего на дату возникновения у истца права на назначение пенсии по старости, не обращался, документы, необходимые для включения спорных периодов в страховой стаж в недостающей части в пенсионный орган не представлял.

Заявление ФИО1 от 26 мая 2020 года нельзя считать заявлением о назначении пенсии по старости, поскольку оно подано посредством почтовой связи в порядке реализации права на обращение в рамках Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Впоследствии, неоднократными ответами (в том числе, 01 апреля 2021 года) на обращения истца о наличии у него права на пенсию, Управлением разъяснялось ФИО1 о необходимости подачи заявления в соответствии с утвержденным Административным регламентом, о назначении пенсии.

Доводы истца о соответствии его заявлений требованиям Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не имеют правового значения, поскольку данный закон не регулирует порядок и условия назначения пенсии, по вопросам назначения которой возник спор. Таким образом, само по себе промежуточное разъяснение пенсионного органа, изложенное в форме письма от 17 июня 2020 года, не является актом государственного учреждения, влекущим какое-либо изменение или возникновение прав и обязанностей у лица, которому оно адресовано, в рамках реализации права на пенсию, в силу чего оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Истцом в обоснование заявленных требований о назначении ему пенсии досрочно представлен расчет страхового и специального стажа, согласно которому общий страховой стаж составляет 38 лет 01 месяц 26 дней, специальный стаж составляет 16 лет 29 дней.

Согласно расчету ответчика, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1 составил 13 лет 1 месяц 22 дня, ФИО1 приобрел право на пенсию с 7 ноября 2019 года, т.е. во 2 полугодии 2019 года в возрасте 55 лет 10 месяцев. С учетом изменений пенсионного законодательства в 2019 году срок назначения пенсии отодвинут на 6 месяцев. Таким образом, право на страховую пенсию по старости согласно п.6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при наличии 13 лет работы в районе Крайнего Севера возникло в возрасте 56 лет 2 месяцев с 28 февраля 2020 года.

Судом проверен расчет, представленный стороной ответчика, он является правильным.

В обоснование своего расчета истцом заявлено также требование о исчислении выслуги лет в период с 08 июля 1985 года по 21 августа 1990 года как военной службы в районах Крайнего Севера из расчета один год за один год шесть месяцев и исчислением размера страховой пенсии за указанный период в соответствии с п. 12 ст. 15 и п.14 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Таким образом, применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов срочной военной службы и т.д., в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию и в целях расчета размера страховой пенсии по старости, но не в целях определения специального стажа.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц период прохождения военной службы, включается в страховой стаж и общий календарный стаж только для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с работой в районах Крайнего Севера.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года № 19-0-0, от 23 декабря 2014 года № 2781-0, от 16 июля 2015 года № 1640-0 и др.).

Ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в данном конкретном случае не может быть принята во внимание, так как изменение пенсионного законодательства (введение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) улучшило реализацию пенсионных прав граждан, имеющих в наличии полный северный стаж в календарном исчислении. На реализацию прав граждан, у которых полный северный стаж отсутствует, либо имеется суммирование при определении полного северного стажа со Списком № 2 новое законодательство не повлияло.

Действующее пенсионное законодательство также не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях как выслугу лет в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев, пункт 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ также содержит указание, что в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы включаются только календарно, в силу чего правовых оснований для включения в страховой стаж и специальный стаж с учетом волеизъявления истца о назначении ему пенсии на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ периодов службы в льготном исчислении не имеется.

Истцом также заявлено требование о включении в страховой стаж периода работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 13 августа 1998 года. Соответственно указанный спорный период работы после указанной даты должен быть подтвержден отчислением страховых взносов работодателем.

Как следует из материалов пенсионного дела, пенсионным органом при принятии решения от 23 января 2019 года включен в страховой стаж ФИО1 в бесспорном порядке на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета период работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 24 октября 2000 года, что не позволяет сделать вывод, что право истца в указанной части нарушено, требования в указанной части удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия спора о праве.

Трудовая книжка истца не содержит указание на трудовую деятельность в спорный период, период работы истца в Вяртсильском Металлургическом заводе в период с 25 октября по 31 октября 2000 года не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в силу чего суд критически относится к представленной истцом справке с Вяртсильского метизного завода № 8 от 19 февраля 2019 года.

Таким образом, требование истца о включении в судебном порядке применительно к заявленному периоду работы в Вяртсильском Металлургическом заводе с 07 августа 2000 года по 31 октября 2000 года удовлетворению не подлежит.

Истцом также заявлено требование об исчислении размера страховой пенсии по старости исходя из заработной платы с декабря 1986 года по ноябрь 1991 года.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 01 января 2015 года, рассчитывается по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ при расчете размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателями либо государственными (муниципальными органами). а также стажевый коэффициент.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Как следует из материалов пенсионного дела и отзыва ответчика, ФИО1 предварительно определена величина среднемесячного заработка для исчисления размера страховой пенсии по старости с 01 октября 1992 года по сентябрь 1997 года, согласно имевшихся справок о заработной плате как наиболее выгодный для истца вариант.

В материалы дела истцом не представлено документов в подтверждение размера полученной заработной платы, денежного довольствия за заявленный период (с декабря 1986 года по ноябрь 1991 года). Представленная архивная справка <номер> отражает сведения о размере денежного довольствия истца за период только с апреля 1991 года по ноябрь 1991 года.

При этом суд соглашается с доводами ответчика, что данные о средних окладах воинских званий и доплат к ним, указанные в письме Министерства обороны РФ, не могут быть применены к расчету среднемесячного заработка ФИО1 ввиду индивидуального характера заработка каждого гражданина.

Кроме того, требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности взять для начисления пенсии среднемесячное денежное довольствие является преждевременным и не подлежит удовлетворению, поскольку истец с заявлением о назначении пенсии к ответчику не обращался, соответствующее решение (распоряжение) органом пенсионного фонда не выносилось. Заявления ФИО1 о даче разъяснений по оценке прав по данным пунктам и ответы на них ГУ-УПФР об этом не свидетельствуют, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено, что для начисления пенсии по желаемому варианту пенсионер вправе обращаться непосредственно в суд, минуя установленный порядок.

Таким образом, доводы ФИО1 о неправомерности действий пенсионного органа в части не назначения пенсии являются ошибочными, поскольку из представленных документов не следует, что истец в установленном порядке обращался с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, следовательно его нельзя признать пенсионером и соответственно возложить на ответчика обязанность по назначению и выплате пенсии, поскольку установление пенсии носит заявительный характер.

На основании изложенного, с учетом совокупности представленных доказательств и пояснений сторон, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, включении в страховой стаж периодов службы в льготном исчислении, включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и исчислить размер страховой пенсии с учетом выбранного варианта отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 07.05.2021 года.