ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-721/2021 от 29.07.2021 Аргаяшского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-721/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 г. с. Аргаяш Челябинской области

Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,

при секретаре Чуриловой Н.В.,

с участием прокурора Шаймардановой А.Х., представителя ответчика Хабиловой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства в качестве безхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объектов электросетевого хозяйства: отходящая ЛЭП - 0, 38 кВ № 3 «ДК» от ТП-2467, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д.Курманова, д. 3, Дом культуры; отходящая ВЛИ 0, 22 кВ от опоры № 18 ВЛ – 0,4 кВ № 1 до ШУРЭ, установленный на опоре, ВКА, ПУ, УЗО, уличное освещение, а также от опоры № 6 ВЛ – 0, 4 кВ № 1 до скважины в д.Утябаева, расположенные по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Утябаева; ВЛ – 0, 38 кВ «Скважина» от ТП-724, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова; ВЛ – 0, 38 кВ «Котельная» от ТП-724 от опоры № 5, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова; ВЛ – 0, 38 кВ № 1 «Скважина» от ТП-306, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Малая Ультракова, ул. Школьная; от контактов присоединения проводов светильников и постов управления наружным освещением к проводам ВЛ – 0, 38 кВ № 1 и ВЛ – 0, 38 кВ № 2 от ТП – 590 ф. 2 от ТП-590 дома, расположенных по адресам: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Курманова, ул. Сурякова, ул.Нажметдинова, по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального образования «Аязгуловское сельское поселение» расположены вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, которые являются бесхозяйными, на чьем-либо балансе не состоят, обслуживающая организация не определена. В реестре муниципальной собственности Аязгуловского сельского поселения указанные объекты отсутствуют. В Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы. Указанные объекты электросетевого хозяйства являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Однако администрацией Аязгуловского сельского поселения спорные объекты на учет не поставлены, регистрация права собственности не произведена, собственник объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоят, что является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Непринятие мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объектов электросетевого хозяйства, надлежащему оформлению права муниципальной собственности, уклонение от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц. Прокуратурой района по вышеуказанному факту главе администрации Аязгуловского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако ответчиком меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.

Прокурор Шаймарданова А.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области Хабилова Ю.Р. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что администрацией сельского поселения принимаются все возможные меры для постановки спорных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Представитель третьего лица – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Аязгуловское сельское поселение» Аргаяшского муниципального района Челябинской области находятся объекты электросетевого хозяйства, через которые производятся электроснабжение физических и юридических лиц, а именно: отходящая ЛЭП - 0, 38 кВ № 3 «ДК» от ТП-2467, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Курманова, д. 3, Дом культуры; отходящая ВЛИ 0, 22 кВ от опоры № 18 ВЛ – 0,4 кВ № 1 до ШУРЭ, установленный на опоре, ВКА, ПУ, УЗО, уличное освещение, а также от опоры № 6 ВЛ – 0, 4 кВ № 1 до скважины в д. Утябаева, расположенные по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Утябаева; ВЛ – 0, 38 кВ «Скважина» от ТП-724, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова; ВЛ – 0, 38 кВ «Котельная» от ТП-724 от опоры № 5, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова; ВЛ – 0, 38 кВ № 1 «Скважина» от ТП-306, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Малая Ультракова, ул.Школьная; от контактов присоединения проводов светильников и постов управления наружным освещением к проводам ВЛ – 0, 38 кВ № 1 и ВЛ – 0, 38 кВ № 2 от ТП – 590 ф. 2 от ТП-590 дома, расположенных по адресам: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Курманова, ул. Сурякова, ул.Нажметдинова.

В муниципальной собственности спорные объекты не значатся, о чем свидетельствует реестр муниципального имущества Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК ОГЗ-2014 (СНС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, а также Федеральному закону от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел "Введение" ОКОФ).

Таким образом, спорные объекты электросетевого хозяйства в совокупности с опорами линий электропередач, составляющие единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы местного значения сельского поселения предусмотрены ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частями 3, 4 указанной статьи организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения к вопросам местного значения сельского поселения не отнесена, следовательно, на территориях сельских поселений данный вопрос решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

На основании ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц, при этом действия по постановке на учет бесхозяйного имущества приведут к определению его собственника, на которого может быть возложена обязанность по надлежащему его содержанию.

Поскольку в судебном заседании установлено, что спорные объекты недвижимого имущества, расположенные в административных границах муниципального образования «Аязгуловское сельское поселение» Аргаяшского муниципального района Челябинской области, фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, то обязанность по принятию на учет объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления – администрации Аязгуловского сельского поселения, которая в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Наличие на территории сельского поселения объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозяйного имущества приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения, как безопасности, так и надлежащего электроснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Учитывая отсутствие данных о зарегистрированных правах на спорное недвижимое имущество, суд полагает исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеуказанного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Аязгуловское сельское поселение Аргаяшского муниципального района Челябинской области» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества:

- отходящая ЛЭП - 0, 38 кВ № 3 «ДК» от ТП-2467, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Курманова, д. 3, Дом культуры;

- отходящая ВЛИ 0, 22 кВ от опоры № 18 ВЛ – 0,4 кВ № 1 до ШУРЭ, установленный на опоре, ВКА, ПУ, УЗО, уличное освещение, а также от опоры № 6 ВЛ – 0, 4 кВ № 1 до скважины в д. Утябаева, расположенные по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Утябаева;

- ВЛ – 0, 38 кВ «Скважина» от ТП-724, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова;

- ВЛ – 0, 38 кВ «Котельная» от ТП-724 от опоры № 5, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Аязгулова;

- ВЛ – 0, 38 кВ № 1 «Скважина» от ТП-306, расположенная по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Малая Ультракова, ул.Школьная;

- от контактов присоединения проводов светильников и постов управления наружным освещением к проводам ВЛ – 0, 38 кВ № 1 и ВЛ – 0, 38 кВ № 2 от ТП – 590 ф. 2 от ТП-590 дома, расположенных по адресам: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Курманова, ул. Сурякова, ул.Нажметдинова.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>