ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-721/2023340018-01-2022-001776-47 от 04.10.2023 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-721/2023 34RS0018-01-2022-001776-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Калач-на-Дону 4 октября 2023 года

Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего Евдокимовой С.А., при секретаре Гарькавой Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кибенко А.В. к АО «Волгоградоблэлектро», АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети», Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях об оспаривании бездействий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации,

УСТАНОВИЛ:

Кибенко А.В. обратился в Калачёвский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением, в котором указал следующее. С декабря 2014 года он работает в ОАО «Волгоградоблэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети, в должности водителя автомобиля оперативно-диспетчерской службы – с 26 ноября 2018 года. 25 октября 2022 года он получил из военного комиссариата Калачевского района Волгоградской области повестку о необходимости явиться к 9.30ч. 25 октября 2022 года в военкомат. Прибыв в военкомат, он пояснил, что со слов работодателя, ему известно о наличии у него, Кибенко А.В., брони от призыва на военную службу по мобилизации, однако сотрудники военкомата пояснили, что таких сведений у них не имеется. 26 октября 2022 года Кибенко А.В, решением призывной комиссии Калачевского района призван на военную службу в рамках частичной мобилизации. 27 октября 2022 года в адрес ОАО «Волгоградоблэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети поступила телеграмма, согласно которой, постановлением Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях от 11 октября 2022 года № 7/29-ТК указанное учреждение включено в перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти, в которых необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе. В данный перечень также включена должность, которую занимает Кибенко А.В., которая подлежала бронированию.

Поскольку указанное постановление датировано 11 октября 2022 года, по мнению истца, на 25 октября 2022 года его должность подлежала бронированию, и он не мог быть призван на военную службу по мобилизации.

2 ноября 2022 года его работодатель ОАО «Волгоградоблэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети в адрес военного комиссариата г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области направил бланк воинского учета (форма 4), для бронирования Кибенко А.В. от призыва на военную службу. Согласно отметке военного комиссара, последний не имеет законных оснований для бронирования, так как истец на тот момент был призван на военную службу по мобилизации. Военный комиссар военного комиссариата Калачевского района также проигнорировал требования истца.

Оспаривая связанные с его призывом на военную службу по мобилизации действия должностных лиц практически всех вышеуказанных организаций, адресовал свои требования к АО «Волгоградоблэлектро» филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети; районной комиссии Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях; военному комиссару г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области; военному комиссариату г. Суровикино Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, Администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области; военному комиссариату Калачевского района Волгоградской области; военному комиссару Калачёвского района Волгоградской области Овакимяну А.М., Призывной комиссии по мобилизации Калачевского муниципального района Волгоградской области; администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, ФКУ военному комиссариату Волгоградской области; общевойсковому полигону № 244 «Прудбой» Южного военного округа; войсковой части 38180; войсковой части 22220; войсковой части 73420; 404 Мотострелковому полку (территориальных войск) в лице ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного Военного Округа».

Определением судьи Калачёвского районного суда Волгоградской области от 2 декабря 2022 года административное дело передано для рассмотрения по существу в Волгоградский гарнизонный военный суд.

В Волгоградском гарнизонном военном суде Кибенко А.В. свои требования изменял и уточнял, часть ответчиков были исключены из числа участвующих в деле лиц.

Определением судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 3 мая 2023 года из административного дела в отдельное производство выделены следующие требования Кибенко А.В.:

-о признании незаконным бездействия АО «Волгоградоблэлектро» филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети в части несвоевременной подачи на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года в районную комиссию Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского района муниципального района Волгоградской области и организациях и военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области списков на бронирование граждан, пребывающих в запасе, которые имеют право на бронирование своих работников, согласно установленным кодам профессии, в том числе по профессии водитель автомобиля;

- о понуждении АО «Волгоградоблэлектро» филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети доставить в отношении административного истца специальное извещение и получить в военном комиссариате Калачевского района Волгоградской области оформленное удостоверение и извещение, пребывающего в запасе Вооруженных сил РФ, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Основание - работодатель АО «Волгоградоблэлектро» филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети не является органом военного управления. Выделенное дело передано по подсудности в Калачёвский районный суд Волгоградской области

Остальные требования Кибенко А.В. об оспаривании действий военного комиссара военного комиссариата Калачевского района Волгоградской области, председателя призывной комиссии по мобилизации Калачевского муниципального района Волгоградской области, военного комиссара г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, связанных с призывом административного истца на военную службу по мобилизации, рассмотрены судьей военного суда и в их удовлетворении отказано решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 31 мая 2023 года (обжалуется, судебное заседание назначено на 13 октября 2023 года).

В Калачевский районный суд Волгоградской области дело поступило 22 июня 2023 года, в ходе подготовки по делу в качестве соответчика привлечено АО «Волгоградоблэлектро», поскольку филиал организации не является самостоятельным юридическим лицом.

Определением судьи Калачёвского районного суда Волгоградской области от 18 июля 2023 года производство по настоящему административному делу прекращено, требования переданы для рассмотрения по существу в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, поскольку ответчик по делу (работодатель истца) не является органом власти, чьи действия (бездействие) обжалуются; также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Территориальная комиссия Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях.

Протокольным определением судьи Калачёвского районного суда Волгоградской области от 8 августа 2023 года Территориальная комиссия Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях привлечена в качестве соответчика по делу; принято увеличение исковых требований.

В судебном заседании Кибенко А.В. и его представитель Штиглец С.И. пояснили факты и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и во всех остальных заявлениях во изменение своих требований. Окончательно настаивали на следующем:

- признать незаконными действия (бездействие) Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях в части длительного и несвоевременного направления постановления от 11 октября 2022 года № 7/29 в районную комиссию Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях и в военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, в военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области списков на бронирование граждан, пребывающих в запасе, которые имеют право на бронирование своих работников согласно установленным кодам профессий, в том числе по профессии водитель автомобиля;

- признать незаконными действия (бездействие) АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети в части несвоевременной подачи на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года в районную комиссию Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях и в военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, в военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области списков на бронирование граждан, пребывающих в запасе, которые имеют право на бронирование своих работников, согласно установленным кодам профессий, в том числе по профессии водитель автомобиля;

- обязать АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети доставить в отношении Кибенко А.В. специальное извещение и получить в военном комиссариате Калачевского района Волгоградской области оформленное удостоверение и извещение, пребывающего в запасе Вооруженных сил РФ, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Считают, что Территориальная комиссия Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях, допустила бездействие, направив постановление от 11 октября 2022 года № 7/29 только 21 октября 2022 года в Суровикинский район (через 10 дней). По их мнению, длительное не направление указанного постановления привело к тому, что работодателю не удалось оформить документы на отсрочку Кибенко А.В. по бронированию до его мобилизации (26 октября 2022 года), несмотря на то, что истец на момент призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с постановлением от 11 октября 2022 года № 7/29 имел право на бронь. В свою очередь, АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети не подавали на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года списки на бронирование граждан, пребывающих в запасе. Что привело к невозможности оформления положенной истцу отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.

Представитель ответчика АО «Волгоградобэлектро» Садчикова И.А., представляющая интересы и АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым, общий воинский учет военнообязанных граждан АО «Волгоградоблэлектро» осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Ранее АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети» не обладал правом на бронирование своих работников. С момента объявления мобилизации организация незамедлительно обратилась за внесением Филиала в список организаций, имеющих право на бронирование граждан. В день получения постановления от 11 октября 2022 года № 7/29 (27 октября 2022 года) незамедлительно соответствующее обращение было направлено в военкомат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области. 2 ноября 2022 года в военкомат был направлен бланк воинского учета строгой отчетности (форма 4) № АК № 1584399 для бронирования Кибенко А.В., с приложением списка на имя последнего.

Представитель ответчика Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях Шишлянникова В.К. в удовлетворении исковых требований Кибенко А.В. просила отказать в полном объеме, поскольку механизм бронирования предполагает взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросу обеспечения трудовыми ресурсами; бронь оформляется не на конкретного работника, а на определенную должность (профессию). Поэтому предоставление отсрочки является правом, а не обязанностью работодателя. Также указывает на то, что законодателем не установлены сроки направления решения Территориальной комиссии. В связи с чем бездействия со стороны ответчика не усматривается. Представитель приобщила также письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица – ФКУ Военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области, являющийся одновременно представителем Призывной комиссии по мобилизации Калачевского муниципального района Волгоградской области, ФКУ Военного комиссариата Волгоградской области в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, согласно которым, на момент призыва по мобилизации Кибенко А.В. права на отсрочку не имел, в отношении же военнослужащих отмена указанного решения законодательством не предусмотрена (л.д.82-87 том 3).

Представитель третьего лица – ФКУ военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения, согласно которым, на момент призыва на военную службу Кибенко А.В. работодателем забронирован не был, такое ходатайство поступило в военкомат только 2 ноября 2022 года. Тогда как решение о призыве истца было принято Призывной комиссией по мобилизации Калачевского муниципального района Волгоградской области 26 октября 2022 года (л.д.159-170 том 3).

Представитель третьего лица – Районной комиссии Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении в их отсутствие, принятии решения на усмотрение суда и возражения (л.д.157-161 том 1).

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, в том числе копии протоколов судебных заседаний в Волгоградском гарнизонном военном суде, суд находит требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31- ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ) под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Бронирование граждан осуществляется в соответствии с Правилами бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 (далее - Правила бронирования).

Из Правил бронирования следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе - это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими). Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Комиссия).

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные (городские) комиссии и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.

Территориальная комиссия, а также районная комиссия по бронированию входят в состав органов бронирования граждан, пребывающих в запасе, и выполняют задачи, определенные пунктом 8 Правил бронирования, в частности, осуществляют методическое руководство и организацию работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, разрабатывают проекты перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию, проводят анализ обеспеченности органов государственной власти и органов местного самоуправления в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами, осуществляют учет организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и которые осуществляют бронирование граждан, пребывающих в запасе.

Своевременное оформление и представление в военные комиссариаты по месту нахождения организаций документов, необходимых для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время гражданам, пребывающим в запасе, относится к функциям мобилизационных органов или работников организаций, выполняющих функции мобилизационных органов (подпункт «б» пункта 9 Правил бронирования).

Оформление гражданам, подлежащим бронированию, отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время согласно пункту 10 Правил бронирования осуществляют военные комиссариаты.

Таким образом, в процессе бронирования Территориальная комиссия, а также районная комиссия по бронированию осуществляют взаимодействие исключительно с органами власти и организациями. Граждане в процедуре бронирования не участвуют.

Согласно пункту 5 Правил бронирования бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется по перечням должностей и профессий, утверждаемых комиссией, и по отдельным решениям Комиссии.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Комиссии от 03.02.2015 № 664с (далее - Инструкция).

В целях осуществления бронирования граждан, пребывающих в запасе, территориальная комиссия субъекта РФ по бронированию по представлению районных комиссий утверждает списки органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и подведомственных организаций, в которых необходимо организовать (организовано) бронирование граждан (пункт 15 Инструкции).

Указанные списки формируются районными комиссиями по бронированию на основании заявок органов и организаций, относящихся к одной из категорий, указанных в пункте 3 Правил бронирования, и направляются в территориальную комиссию субъекта РФ по бронированию на утверждение (пункт 16 Инструкции).

Со дня утверждения территориальной комиссией субъекта РФ по бронированию списка организация, включенная в данный список, получает право на бронирование своих работников исходя из перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления.

С учетом изложенного, механизм бронирования предполагает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросу обеспечения организаций трудовыми ресурсами на период военного времени и мобилизации в целях сохранения промышленного потенциала конкретной организации и страны в целом. При этом сами работники не выступают субъектами правоотношений, связанных с бронированием, поскольку бронь оформляется не на конкретного работника, а на определенную должность (профессию), имеющуюся в организации и необходимую для нормального функционирования данной организации в условиях мобилизации и военного времени. Решение территориальной комиссии по бронированию о включении организации в списки организаций, в которых необходимо организовать (организовано) бронирование граждан, не содержит поименного списка работников, обладающих правом на отсрочку в связи с бронированием, а содержит лишь указание на должности и профессии, по которым может осуществляться бронирование в конкретной организации. Указанное решение территориальной комиссии не влечет безусловного права работника организации, замещающего должность, по которой осуществляется бронирование, на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, поскольку отсрочка оформляется военным комиссариатом на основании представленных организацией документов. При этом решение вопроса, на кого из работников согласно замещаемой должности оформить отсрочку в связи с бронированием, относится исключительно к компетенции самой организации.

Таким образом, бронирование граждан, пребывающих в запасе, выступает следствием усмотрения предприятия (организации) исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности. Заинтересованным лицом в вопросах бронирования выступает сама организация, а не ее работники.

Как следует из материалов дела, Кибенко А.В. проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ в период с 2011 года по 2012 год в должности командира стрелкового отделения с воинским званием младший сержант; имеет категорию запаса А1 (годен без ограничений).

Кибенко А.В. работает в ОАО «Волгоградоблэлектро» филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети (далее – ОАО «ВОЭ» филиал Суровикинские МЭС) с декабря 2014 года, в должности водителя автомобиля оперативно-диспетчерской службы – с 26 ноября 2018 года.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», организации обязаны организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности, в том числе создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и на военное время.

Общий воинский учет военнообязанных граждан по месту работы АО «Волгоградоблэлектро» осуществлялся в соответствии с законодательством.

Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

До этого момента работодатель истца ОАО «ВОЭ» филиал Суровикинские МЭС не имел полномочий по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

21 сентября 2022 года ОАО «ВОЭ» филиалом Суровикинские МЭС было направлено заявление в районную комиссию Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях (далее – районная комиссия Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию) о внесении филиала СМЭС АО «Волгоградоблэлектро» в список организаций имеющих право на бронирование граждан.

28 сентября 2022 года председатель районной комиссии Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию направил в адрес председателя Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях (далее - Территориальная комиссия по бронированию) ходатайство об организации бронирования в филиале СМЭС АО «Волгоградоблэлектро».

11 октября 2022 года данное ходатайство районной комиссии Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию было рассмотрено на внеплановом заседании Территориальной комиссии по бронированию и право бронирования данной организации было предоставлено постановлением Территориальной комиссии по бронированию от 11 октября 2022 года № 7/29-ТКдсп.

21 октября 2022 года постановление Территориальной комиссии по бронированию от 11 октября 2022 года №7/29-ТКдсп было оформлено соответствующим образом и направлено адресатам посредством заказной почтовой связи как документ для служебного пользования.

25 октября 2022 года постановление Территориальной комиссии по бронированию от 11 октября 2022 года №7/29-ТКдсп было получено администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области.

26 октября 2022 года оно передано для исполнения в районную комиссию Суровикинского муниципального района Волгоградской области по бронированию.

27 октября 2022 года выписка из постановления была передана нарочно в ОАО «ВОЭ» филиал Суровикинские МЭС.

Таким образом, в соответствии с указанным постановлением ответчиком получено право на бронирование граждан, пребывающих в запасе.

Согласно данному постановлению от 11 октября 2022 года №7/29-ТКдсп, список 1.1 дополнен п. 27 с указанием кодов профессий: Раздел D, 35.1, 35.12, 35.13; Раздел F, 42.9; Раздел Н, 49.41.1: Раздел L, 68.20; Раздел Q. 86.90.9. Должность водителя автомобиля (код ВЭД - 35.12, код должности - 11442) входит в перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных сил РФ, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в ред. Постановлений Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающим в запасе, от 17.10.2016г №9дсп, от 05.07.2017г. №13дсп, от 18.10.2018г. №23дсп, от 20.09.2019г. №6дсп, от 24.09.2020г. №7дсп, от 30.09.2021г. №9дсп.

27 октября 2022 года ОАО «ВОЭ» филиал Суровикинские МЭС направил военному комиссару г. Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области обращение на открытие лицевого счета и получение бланков воинского учёта строгой отчетности (формы 4).

02 ноября 2022 года в адрес Военного комиссариата г. Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области направлен бланк воинского учёта строгой отчетности (форма 4) № АК 1584399 для бронирования сотрудника Кибенко А.А. - водителя автомобиля оперативно-диспетчерской службы Калачевского участка филиала СМЭС АО «Волгоградоблэлектро», с приложением списка на имя Кибенко А.А.

Указанный список и бланк строгой отчетности военным комиссаром г. Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области принят не был, согласно резолюции на сопроводительном письме, забронировать Кибенко А. В. нет законных оснований, т. к. гражданин призван по частичной мобилизации 25 октября 2022 года Калачевским военкоматом.

Кроме того, 01 ноября 2022 года филиалом Суровикинские МЭС АО «Волгоградоблэлектро» направлено ходатайство Военному комиссару по Волгоградской области, с просьбой рассмотреть вопрос об освобождении от мобилизации и возврате призванного по повестке 25 октября 2022 года Кибенко А.В., 1993 года рождения, зарекомендовавшего себя как исполнительного и добросовестного работника.

Таким образом, Филиал №1 Суровикинские межрайонные электрические сети АО «Волгоградоблэлектро», в котором до призыва на военную службу по мобилизации работал Кибенко А.В. в должности водителя автомобиля, включен в список организаций имеющих право на проведение мероприятий, связанных с бронированием граждан, пребывающих в запасе, постановлением Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию от 11 октября 2022 года №7/29-ТК на основании письма районной комиссии Суровикинского муниципального района по бронированию граждан от 28 сентября 2022 года (исх. №33/22 дсп).

С учетом изложенного, право бронировать работников для оформления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации возникло у ответчика с 11 октября 2022 года. До указанной даты ответчик не вправе был проводить мероприятия, связанные с бронированием граждан, пребывающих в запасе, в связи с чем, не мог направить списки на бронирование сотрудников в районную комиссию по бронированию и в военкомат на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года.

Из имеющихся копий протоколов судебных заседаний, проходивших в Волгоградском гарнизонном военном суде по настоящему делу, следует, что до 11 октября 2022 года правом на бронирование работников обладала головная организация - АО «Волгоградоблэлектро», которая отсрочку от призыва на военную службу Кибенко А.В. не оформляла. Как пояснила представитель ответчика, надобности в бронировании данной должности не имелось, это является правом работодателя, а не обязанностью.

Так, в возражениях представителя Военкомата Калачевского района (л.д.82-87 том 3) указано на то, что из данной организации ежегодно поступают списки граждан забронированных на специальный воинский учет, согласно списков от 23 августа 2022 года, от 3 ноября 2022 года, Кибенко А.В. в списках не значится. В связи с чем забронированным не был.

В материалах дела не имеется достоверных доказательств направления работодателем сведений о Кибенко А.В. в районную комиссию по бронированию на дату его призыва на военную службу по мобилизации. Документы для бронирования Кибенко А.В. ответчиком были направлены в адрес военного комиссариата г. Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области только 02 ноября 2022 года, т.е. после призыва Кибенко А.В. на военную службу по мобилизации. При этом, оформление отсрочки истцу не было реализовано по причине того, что на дату направления документов Кибенко А.В. являлся военнослужащим.

Кроме того, по общему правилу, на весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, если они в мирное время не были забронированы (пункт 59 Инструкции).

Изложенное правовое регулирование ясно и недвусмысленно означает, что возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, поскольку выступает следствием усмотрения работодателя исходя из необходимости обеспечения нормальной деятельности организации, в которой работает гражданин, и предоставляется после оформления такого усмотрения в предусмотренном для данной процедуры порядке.

В свою очередь, право на отсрочку по указанному основанию возникает у гражданина, пребывающего в запасе, с момента оформления его перевода с общего на специальный воинский учет, что подтверждается соответствующим документом.

По делу установлено, что ни на момент объявления частичной мобилизации, ни на момент принятия Призывной комиссией по мобилизации решения пребывающий в запасе и состоящий на общем воинском учете Кибенко А.В. не был забронирован его работодателем в установленном порядке и на спецучете не числился.

Доводы истца о том, что на момент принятия призывной комиссией по мобилизации решения о призыве Кибенко А.В. он был уже забронирован, не содержат должного обоснования, каким образом, перечисленные обстоятельства сами по себе указывают на существенное нарушение ответчиками процедуры призыва истца на военную службу по мобилизации, при том, что ни в одном нормативном акте, регулирующем спорные отношения, приведенные нарушения не определены как существенные (грубые).

Довод истца о несвоевременном направлении Территориальной комиссией Волгоградской области по бронированию граждан постановления от 11 октября 2022 года №7/29-ТК в адрес работодателя, а также районной комиссии по бронированию является несостоятельным, поскольку действующим законодательством сроки направления решений Территориальной комиссии не установлены. Кроме того, исходя из пункта 2 Правил бронирования, бронирование граждан должно осуществляться заблаговременно, т.е. заранее, до объявления мобилизации, что работодателем истца не было сделано.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, предметом судебной защиты могут являться нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Решения, действия (бездействие) Территориальной комиссии, а также работодателя истца, никак не затрагивают права, свободы и законные интересы Кибенко А.В., поскольку Территориальная комиссия не принимает решения по вопросам бронирования в отношении отдельных граждан. В связи с тем, что деятельность Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан не затрагивает права и законные интересы истца, а оформление документов для бронирования Кибенко А.В. и предоставления ему отсрочки является правом, а не обязанностью работодателя, действующим законодательством не установлены сроки бронирования организациями своих работников, из искового заявления не следует, что истец состоит в должности, критически важной для обеспечения нормального и стабильного функционирования организации (предприятия), и отсутствует объективная и реальная возможность передачи его функционала иным работникам, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований ко всем ответчикам (Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан; АО «Волгоградоблэлектро», АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети») не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Кибенко А.В. к Территориальной комиссии Волгоградской области по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти Волгоградской области, органах местного самоуправления и организациях о признании незаконным бездействия в части длительного и несвоевременного направления постановления от 11 октября 2022 года № 7/29 в районную комиссию Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях и в военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, в военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области списков на бронирование граждан, пребывающих в запасе, которые имеют право на бронирование своих работников, согласно установленным кодам профессий, в том числе по профессии водитель автомобиля – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кибенко А.В. к АО «Волгоградоблэлектро», АО «Волгоградобэлектро» филиал № 1 Суровикинские межрайонные электрические сети» о признании незаконным действий (бездействия) в части несвоевременной подачи на 1 января 2021 года и на 1 января 202 года в районную комиссию Суровикинского района Волгоградской области по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области и организациях и в военный комиссариат г.Суровикино, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, в военный комиссариат Калачевского района Волгоградской области списков на бронирование граждан, пребывающих в запасе, которые имеют право на бронирование своих работников, согласно установленным кодам профессий, в том числе по профессии водитель автомобиля, а также понуждении доставить в отношении истца специальное извещение и получить в военном комиссариате Калачевского района Волгоградской области оформленное удостоверение и извещение, пребывающего в запасе Вооруженных сил РФ, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Калачевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Евдокимова