Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-722/2012г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2012 г. г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Мироненко М. И., при секретаре Малых И.А., с участием истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту, Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сургуте о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО2 обратился с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту, Управлению пенсионного фонда РФ в г.Сургуте о праве на меры социальной поддержки. Истец исковые требования мотивирует следующим. С ДД.ММ.ГГГГ он был включен в регистр льготников на получение мер социальной поддержки на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». С этого же времени был восстановлен в регистре льготников, как Ветеран труда ХМАО - Югры. При постановке в регистр работники службы социальной защиты населения пояснили ему, что все положенные по закону выплаты будут перечисляться на счет истца в Сберегательном банке. В ДД.ММ.ГГГГ. при обращении в Управление социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району истец узнал, что ему производятся выплаты только на продовольствие на основании Закона №2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и выплаты на несовершеннолетних детей, как многодетному родителю. Единовременные денежные выплаты (ЕДВ), как Ветерану труда ХМАО-Югры, и как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию, не производятся. Работником социальной службы истцу было разъяснено, что выплаты положены только по одной категории льгот. Истца вновь попросили написать заявление о предоставлении льгот, как Ветерану труда ХМАО-Югры. По вопросу получения ЕДВ по категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, истца направили в Пенсионный фонд РФ. Пенсионным фондом истцу было разъяснено, что ЕДВ, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию, ему не положены, так как он является получателем ЕДВ по категории «Ветеран труда ХМАО-Югры». В ДД.ММ.ГГГГ. он вынужден был написать повторное заявление и выплаты ЕДВ стали производиться. Последующие неоднократные письменные обращения истца в отделение Пенсионного фонда РФ в г.Сургуте и Управление социальной защиты о выплате ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ г., то есть с момента первоначального обращения, результата не дали. После оформления выплат ЕДВ, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию, начальник УПФ РФ ФИО1 с целью ущемления его прав и причинения нравственных страданий в порядке взаимодействия со службой соцзащиты, игнорируя ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995г., сообщила в Управление социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району о прекращении истцу единовременных денежных выплат, как Ветерану труда. Кроме того, Управление социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району предлагает истцу возвратить сумму произведенных выплатах, как Ветерану труда ХМАО-Югры, с момента выплаты ЕДВ, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию. Все меры социальной поддержки, как Ветерану труда ХМАО-Югры, Управлением социальной защиты населения по г. Сургуту ему были прекращены не на основании его заявления, а только по тому, что он стал получателем ЕДВ как лицо, подвергшееся радиационному воздействию. По мнению Управления социальной защиты, для получения других мер социальной поддержки по категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию, он должен вновь обратиться в Управление социальной защиты с заявлением, и только с этого момента выплаты будут производиться. Истец считает, что в соответствии со ст. ст. 23.1, 11, 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995г. «О ветеранах» он имеет право на одновременное получение ЕДВ, как пострадавший от радиации, так и на получение ЕДВ, как Ветеран труда. На основании изложенного, истец просит признать за ним право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании ФИО2 поддержал исковые требования в отношении всех лиц, указанных им в качестве ответчиков, просит удовлетворить требование о признании за ним права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Сургуте исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району исковые требования не признала.
Представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО - Югры, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Изучив материалы дела, заслушав истца, представителей ответчиков, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Истец претендует на признание за ним права на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 с3в (бэр) в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее Закон № 2-ФЗ), имеют право на ежемесячную денежную выплату в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Ответчики не возражают относительно того, что истец относится к категории лиц, предусмотренной ст. 4.1 Закона № 2-ФЗ. При этом суд принимает доводы представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Сургуте относительно того, что все меры социальной поддержки носят заявительный характер и предоставляются в порядке, определяемом органом исполнительной власти, на основании личного обращения гражданина.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 решение о назначении ежемесячной денежной выплаты лицу, имеющему право на нее, с 1 января 2005 г. принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанный выше Порядок регламентирует процедуру обращения граждан за ежемесячной денежной выплатой, порядок принятия территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения о назначении указанной выплаты, устанавливает перечень необходимых документов, которые гражданин должен представить в отделение Пенсионного Фонда для назначения ему ежемесячной денежной выплаты.
В соответствие с п.1 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается категориям граждан по основаниям, определенным в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Как указано в п.8 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Из приведенных предписаний Порядка следует, что ими закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки).
Заявительный принцип реализации права на эту выплату был предметом обращения граждан в Верховный Суд РФ. Решением Верховного Суда РФ от 29 мая 2008 г. N ГКПИ08-950, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-387, пункт 14 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, осуществление ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.
Как следует из материалов дела, в соответствии с действующим Порядком ФИО2 обратился в ГУ - Управление ПФ РФ в г.Сургуте лишь ДД.ММ.ГГГГ С этой же даты Управлением принято решение о назначении истцу ежемесячной денежной выплаты. До ДД.ММ.ГГГГ истец в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты не обращался. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается истец в обоснование заявленных требований, было подано в другой орган - Управление социальной защиты населения по г. Сургуту, к компетенции которого не относится решение вопросов о назначении ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (л.д. 66).
Доводы истца относительно того, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ является заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суд считает необоснованными. Данной стандартной формой заявления, подаваемого в орган социальной защиты населения, предусмотрен перечень следующих мер социальной поддержки, выплачиваемых из бюджета субъекта РФ: 1 квадрат - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; 2 квадрат - ежегодная компенсация на оздоровление, и 3 квадрат - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцом сделана отметка о предоставлении мер социальной поддержки, указанных в первом и третьем квадрате. Как установлено в судебном заседании, на основании данного заявления истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплачивается Управлением социальной защиты г.Сургута ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п.6 ст.2 Закона № 2-ФЗ.
Что касается ежемесячной денежной компенсации, указанной в третьем квадрате и отмеченной истцом, то она является выплатой в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной для категорий граждан, установленных пп. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и ст. ст. 2, 3 Закона РФ от 26.11.1998 г. №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Выплата указанной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, производится органами социальной защиты населения. Истец не относится к указанной категории граждан и не имеет права на меру социальной поддержки в виде «ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационными воздействиями». Таким образом, заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об обращении истца в компетентный государственный орган с просьбой о назначении ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Форма заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты установлена Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ (приложение № 2 к Порядку). Заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ ни по форме, ни по содержанию не соответствует заявлению, предусмотренному Порядком.
Довод истца относительно того, что Управлением социальной защиты населения в г.Сургуте заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ должно было быть передано для назначения выплат в территориальный орган Пенсионного фонда суд находит безосновательным. Ни одним нормативным актом РФ не установлена обязанность органа социальной защиты населения по передаче заявлений на получение выплат в другие органы, занимающиеся мерами социальной поддержки.
Пунктом 2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 на переходный период до 1 января 2005 г. в целях упрощения процедуры назначения ежемесячной денежной выплаты и оказания гражданам помощи в предоставлении необходимых документов для ее назначения предусматривалось назначение выплаты территориальным органом Пенсионного Фонда на основании сведений органов социальной защиты населения, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии. Если же до 1 января 2005 г. такие сведения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не представлялись (в частности, ввиду их отсутствия), но гражданин обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты не позднее 31 декабря 2005 г., в отличие от общего правила данная выплата ему назначалась с 1 января 2005 г., то есть с даты вступления в силуФедерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Истец не обращался с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения в указанный переходный период. Заявление, на которое он ссылается, датировано ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на истца распространяется общий порядок обращения за выплатой, предусмотренный п.п. 8, 14 вышеуказанного Порядка.
На основании изложенного, требование истца о признании за ним права на получение ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ суд считает не подлежащим удовлетворению в связи с несоблюдением истцом заявительного принципа реализации права на указанную выплату.
Кроме того, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ признаны правильными выводы суда, изложенные в решении Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, относительно того, что у ФИО2 отсутствовало право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и на основании Федерального Закона № 5-ФЗ от 12 января 1995г. «О Ветеранах». Как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец получал ежемесячную денежную выплату в качестве Ветерана труда. Следовательно, в указанные периоды времени у истца отсутствовало право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела.
Ответчиков Департамент социального развития ХМАО-Югры и Управление социальной защиты населения по г.Сургуту суд считает ненадлежащими по заявленному требованию о признании за истцом права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку к компетенции указанных органов не относится решение вопросов, связанных с назначением данной ежемесячной денежной выплаты. Кроме того, Управление социальной защиты населения по г.Сургуту не может являться самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, поскольку не обладает правами юридического лица.
С учетом изложенного, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Департаменту социального развития ХМАО-Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту, Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сургуте о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании Закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с ДД.ММ.ГГГГ отказать
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.
Председательствующий судья Мироненко М.И.