Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2015 года р.п. Усть-Донецкий
Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Азамат А.И.
при секретаре Михайловой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Усть-Донецкий дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с требованием в котором просил признать незаконным решение пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал указав, что является отцом троих детей: <ФИО скрыты>2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <ФИО скрыты>3ДД.ММ.ГГГГ, третий ребенок <ФИО скрыты>4 родилась ДД.ММ.ГГГГ. В связи с ее рождением он имеет право на получение материнского капитала, так как мать девочки ФИО2 лишена родительских прав.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал, указал, что мать детей ФИО2 является гражданкой <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением Усть-Донецкого районного суда она лишена родительских прав в отношении троих детей. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по рождению третьего ребенка дочери <ФИО скрыты>4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако ему было отказано, отказ считает незаконным.
Представитель пенсионного фонда <ФИО скрыты>9 требования не признала, пояснила, что мать детей не является гражданкой <адрес>, а потому, лишение ее родительских прав в отношении детей, не является основанием для выдачи сертификата на материнский капитал отцу детей.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено ФИО1 является отцом детей: <ФИО скрыты>2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <ФИО скрыты>3ДД.ММ.ГГГГ, <ФИО скрыты>4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Мать детей ФИО2, гражданка <адрес>, лишена родительских прав на основании решения Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Пунктом 1 ст.3 указанного закона установлен круг субъектов, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, указанных в ч.1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства, в том числе, в случаях лишения женщины родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 13 октября 2009 года № 1085-О-О дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей, в связи с чем, право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом либо, когда мужчина является единственным усыновителем второго, третьего ребенка и последующих детей, суд первой инстанции обоснованно признал решение пенсионного органа об отказе истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал правомерным
Таким образом, отсутствие гражданства <данные изъяты> у ФИО2 на момент рождения третьего ребенка <ФИО скрыты>4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и последующее лишение ее родительских прав, исключает возможность признания за отцом ребенка права на дополнительную меру государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2015 года.
Судья А.И.Азамат