Дело №2-722/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в лице Комитета образования о взыскании невыплаченной суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложении обязанности по выплате данной компенсации в размере фактически понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
ФИО1, уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию и науке о взыскании недоплаченной ей с 01.01.2017 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, отметив, что являлась учителем сельской общеобразовательной школы, а с 11.09.2006 является получателем назначенной в связи с осуществлением педагогической деятельности пенсии, ввиду чего на основании постановления Совмина СССР от 04.05.1971 №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» имеет право на предоставление упомянутой компенсации в размере 100% фактических понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, тогда как с 01.01.2017 ответчик неправомерно ограничил размер выплачиваемой компенсации фиксированной ежемесячной суммой, равной 1 200 руб., не приняв во внимание, что в отношении сельских педагогических работников, являющихся получателями пенсии и соответствующих льгот, у которых трудовые отношения с сельскими образовательными учреждениями возникли до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ, размер названной компенсации, имевший установленную на момент выхода педагогического работника на пенсию величину (по фактическим затратам), не может быть уменьшен (сохраняется), в связи с чем, в иске также поставлен вопрос о возложении на Департамент обязанности по осуществлению в дальнейшем выплаты данной компенсации в размере фактически понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в лице Комитета образования.
Представитель истицы ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что субъект Российской Федерации вправе изменять размер, условия и порядок выплаты названной компенсации только тем педагогическим работникам, которые приобрели право на получение соответствующих мер социальной поддержки в соответствии с новым правовым регулированием и не вправе устанавливать ограничения размера выплачиваемой компенсации педагогическим работникам, у которых трудовые отношения с сельскими образовательными организациями возникли до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ на основании постановления Совмина СССР от 04.05.1971 №255, подлежащего применению к спорным правоотношениям. Указал также на то, что ФИО1, на момент выхода на пенсию предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренной для педагогических работников, и, учитывая нормы правовых актов, регулировавшие спорные отношения в период трудовой деятельности истицы, а также в момент ее выхода на пенсию, право ФИО1 на названную меру социальной поддержки должно сохраняться, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также ухудшать условия их предоставления, в том числе посредством установления фиксированного размера упомянутой денежной выплаты, не обеспечивающего компенсации в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение.
Департамент Смоленской области по образованию и науке и Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в лице Комитета образования, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представители ответчиков возражали против удовлетворения иска, указав, что размер, условия и порядок получения мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, которые вправе изменять размер выплачиваемой компенсации. С 01.01.2017 вступил в силу Закон Смоленской области от 30.11.2016 №148-з, который сохраняет за лицами, которым денежная компенсация выплачивалась до вступления в силу этого Закона, право на ее получение в фиксированном размере – 1200 руб. в месяц, что не противоречит ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке указал также на то, что данный уполномоченный орган является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971г. №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.06.2015 №634) предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п.6 названного постановления).
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985г. №154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Абзацем 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абз.3 п. 5 ст.55 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004г.порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абз.3 ч.2 ст.153 этого же Закона).
Федеральным законом от 29.12.2010 №439-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2011, в абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 были внесены изменения - исключены слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз.3 п5 ст55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно ч.8 ст.47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает предоставление проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и тем самым обеспечивается переход от предоставления указанной категории граждан натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 №1655-О).
Во исполнение ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.10.2013 №963, утвердившее Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в пункте 1 которого упомянутой категории работников ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения определена в размере 1200 рублей.
Законом Смоленской области от 25.04.2006 №29-з органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по осуществлению мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа); категориям граждан, которые были указаны в ст.2 областного закона от 2 июня 2011 года №21-з «О внесении изменений в областной закон «Об образовании в Смоленской области»; категориям граждан, которые указаны в ст.2 областного закона «О внесении изменений в статьи 5 и 7 областного закона «Об образовании в Смоленской области».
В силу ч.2 ст.1 Закона Смоленской области от 25.04.2006 №29-з предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций осуществляется в денежной форме.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в Смоленской области определены Законом Смоленской области от 18.12.2009 №136-з, который до 01.01.2017 регулировал соответствующие правоотношения не только с участием проживающих и работающих в сельской местности педагогических работников, но и с участием таких работников, перешедших на пенсию, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживали там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В ст.3 названного Закона, в редакции действовавшей до 01.01.2017, размер выплачиваемой денежной компенсации определялся исходя из фактически произведенных педагогическим работником образовательной организации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Законом Смоленской области от 30.11.2016 №148-з, вступившим в силу с 01.01.2017, статья 3 Закона Смоленской области от 18.12.2009 №136-з изложена в новой редакции, согласно которой размер упомянутой денежной компенсации установлен в сумме 1 200 рублей в месяц. При этом, с 01.01.2017 из сферы регулирования Закона Смоленской области от 18.12.2009 №136-з исключены упомянутые выше педагогические работники, перешедшие на пенсию.
Таким образом, с 01.01.2017 указанная денежная компенсация выплачивается педагогическим работникам в фиксированном размере, т.е. независимо от фактически понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. Одновременно с этим, категории граждан, которым подобная денежная компенсация выплачивалась до 01.01.2017 (в частности, пенсионеры из числа педагогических работников), сохраняют право на ее получение в размере 1 200 руб. в месяц (ч.2 ст.2 Закона Смоленской области от 30.11.2016 №148-з).
По делу установлено, что ФИО1 являлась учителем сельской общеобразовательной школы, а с 11.09.2006 является получателем назначенной в связи с осуществлением педагогической деятельности пенсии. Стаж работы истицы учителем в сельских населенных пунктах превышает 10 лет.
Согласно Закону Смоленской области от 18.12.2009 №136-з ФИО1, проживающая по адресу: Смоленская область, Рославльский район, пос.Крапивенский-2, имеет право на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Исходя из справки Комитета образования Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 04.07.2017, с 01.01.2017 выплата ФИО1 упомянутой денежной компенсации осуществляется в твердой денежной сумме, равной 1 200 руб. в месяц, т.е. независимо от фактически понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д.16).
До 01.01.2017 размер выплачиваемой истице денежной компенсации определялся исходя из фактически произведенных ею расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (100%), на основании представленных ФИО3 документов, подтверждающих несению данных расходов.
В письме Департамента Смоленской области по образованию и науке от 01.09.2017, куда 25.08.2017 с заявлением о разъяснении порядка компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных организаций обратилась ФИО1, отмечено, что областным законом от 30.11.2016 №148-з установлен фиксированный размер упомянутой ежемесячной денежной компенсации, который определен в сумме 1 200 руб., что не противоречит ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (л.д.13-15).
По мнению истицы, за ней должно быть сохранено право на предоставление данной компенсации в размере 100% фактических понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку такая компенсация была назначена ей в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
С такими доводами ФИО1 и ее представителя согласиться нельзя.
Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении. Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.
Доводы ФИО1 и ее представителя о том, что вышедшим на пенсию педагогическим работникам должны быть компенсированы фактически понесенные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг независимо от их размера, а объем возмещения таких расходов может быть изменен только в отношении лиц вновь приобретших право на получение подобных льгот, а не тех педагогических работников, перешедших на пенсию, у которые трудовые отношения в сельских образовательных организациях возникли до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку как указано выше, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство предписывает субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо ранее предусмотренного федеральным законом натурального предоставления льгот установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении (аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 08.02.2017 №23-АПГ16-4, от 15.07.2015 №91-АПГ15-6 и от 11.11.2015 №20-АПГ15-6).
Кроме того, нормативные положения ст.3 Закона Смоленской области от 18.12.2009 №136-з в редакции Закона Смоленской области от 30.11.2016 №148-з в установленном законодательством порядке недействующими не признаны.
Нельзя согласиться и с утверждением истицы об ухудшении с 01.01.2017 (после установления региональным законодателем в твердой денежной сумме размера выплачиваемой компенсации) условий предоставления ей, как педагогическому работнику соответствующих мер социальной поддержки, поскольку, как следует из представленных в суд упомянутым Департаментом сведений, в 2016г. размер средней выплаты данной компенсации на одного педагогического работника составлял 642 руб. 90 коп., что существенно меньше 1 200 руб. (л.д.36).
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в лице Комитета образования о взыскании невыплаченной суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложении обязанности по выплате данной компенсации в размере фактически понесенных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов