ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-722/18 от 23.01.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-722 /18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Л.А.,

при секретаре Пановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики» к администрации г.Липецка о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное образовательное учреждение высшего образования «Институт права и экономики» обратилось к администрации г.Липецка о взыскании задолженности в размере 85 712 880 рублей. Свои требования мотивировало тем, что в 2000 году было учреждено Муниципальное образовательное учреждение высшего образования «Институт права и экономики». Одним из учредителей Института выступила администрация г.Липецка. В соответствии с п.25.2 Учредительного договора администрация г.Липецка взяла на себя обязательство ежегодно финансировать не менее 30 студентов согласно установленной стоимости обучения. Оплата должна была производиться с 12.07.2001. На сегодняшний день данная обязанность ответчиком не выполнена в полном объеме. Задолженность за период с 2001 по 2017 гг. составила 85 712 880 рублей. Указанную денежную сумму истец, ссылаясь на положения статей 307 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, и просил взыскать с ответчика. Также просил взыскать с ответчика понесенные судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на те же доводы.

Представитель администрации г.Липецка по доверенности ФИО2 иск не признал, ссылаясь на его необоснованность. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и документально подтверждено, что 8.09.2000 года Главой администрации г.Липецка было издано постановление № 4014 «О создании муниципального института права и экономики и вхождении в состав учредителей», которым постановлено создать в городе Липецке на базе техникума права и экономики муниципальный институт права и экономики, администрации города Липецка войти в состав учредителей данного института.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

2 октября 2000 года администрацией города Липецка, администрацией Липецкой области и Негосударственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Техникум права и экономики» был подписан учредительный договор об учреждении Муниципального образовательного учреждения « Институт Права и Экономики».

По условиям данного учредительного договора учредители Института для осуществления определенных договором целей деятельности могут передавать Институту в оперативное управление имущество, которым Институт вправе владеть, пользоваться, распоряжаться в пределах, установленных законом, в соответствии с заданиями собственника и назначением имущества.( п.10)

Также в силу п.25.2 учредительного договора городская администрация берет на себя обязательство ежегодно финансировать не менее 30 студентов согласно установленной стоимости обучения одного студента.

Смета стоимости обучения одного студента утверждается ежегодно на собрании Попечительского Совета Учредителей.( пункт 25.3)

Согласно пунктам 21 и 27 Учредительного договора Муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт права и экономики» учредители Института вправе выйти из состава Учредителей Института в порядке и на условиях, предусмотренных Учредительным договором. Заявление Учредителя о выходе из состава рассматривается на собрании попечительского Совета в течение двух месяцев с даты подачи заявления.

Учредитель может расторгнуть (со своей стороны) настоящий договор, предупредив об этом других Учредителей не менее, чем за два месяца до его фактического выхода.

Из материалов дела усматривается, что письмом от 5.05.2016 года на имя председателя Совета Учредителей Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Техникум права и экономики» и на имя Ректора Муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики» администрация г.Липецка уведомила о выходе из состава учредителей Института и расторжении учредительного договора.

25.08.2016 года Главой города Липецка было принято постановление № 1484 от 25.08.2016 года «О выходе из состава учредителей», которым постановлено администрации г.Липецка выйти из состава учредителей муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики».

Таким образом, порядок выхода администрации города Липецка из состава учредителей Муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики» был соблюден.

Указанное свидетельствует о том, что с 25.08.2016 года администрация города Липецка не является учредителем Муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики».

Согласно статье 11 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», действовавшего на момент создания Муниципального образовательного учреждения высшего образования «Институт права и экономики», учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

Данный закон был признан недействующими в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций ( п.4 ч.1).

Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования ( ч.4).

В силу положений статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Федеральным Законом от 5.05.2014 года № 99 ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены существенные изменения.

В силу ст.123.21 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Частью 16 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлено, что учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что в настоящее время действует императивная норма о невозможности соучредительства при создании учреждения. При этом преобразование муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд действующее законодательство не допускает.

В силу действующих ныне норм, регулирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, учредителем муниципального образовательного учреждения может являться лишь одно лицо – орган местного самоуправления.

После вступления в действие Федерального закона от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ( 1 сентября 2013 года) гражданское законодательство не позволяет органу местного самоуправления города Липецка быть соучредителем образовательной организации высшего образования совместно с иными юридическими лицами.

Поэтому учредительный договор, заключенный администрацией города Липецка, администрацией Липецкой области и Негосударственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Техникум права и экономики» после вступления в действие Федерального закона от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подлежал расторжению, и у администрации города Липецка отсутствовали правовые основания для исполнения установленных этим учредительным договором обязанностей, в том числе и по ежегодному финансированию студентов, что являлось бы нецелевым расходованием муниципальных бюджетных средств.

Поэтому требования истца о взыскании с администрации г.Липецка задолженности, образовавшейся в связи с нефинансированием студентов, начиная с сентября 2013 года, не могут быть удовлетворены, поскольку противоречат действующему законодательству.

Что касается требований о взыскании задолженности, сложившейся ввиду неисполнения администрацией г.Липецка обязательства по ежегодному финансированию не менее 30 студентов согласно установленной стоимости обучения одного студента до 1.09.2013 года, суд отмечает следующее.

В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В данном случае истцом пропущен трехлетний срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права, поскольку о неисполнение администрацией города Липецка вытекающей из учредительного договора обязанности по финансированию студентов истцу было известно по истечении каждого финансового года.

Однако обращение с иском в суд последовало лишь в ноябре 2017 года, за рамками истечения трехлетнего срока.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности, истцом суду не представлено.

А потому исковые требования в вышеуказанной части не подлежат удовлетворению по данному основанию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Муниципальному образовательному учреждению высшего образования «Институт права и экономики» в иске к администрации г.Липецка о взыскании задолженности отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.А.Гончарова

Полное мотивированное решение

изготовлено 29 января 2018 года

( с учетом ст.108 ГПК РФ)