Дело № 2-722/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши 16 ноября 2016 года
Курганской области
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО МВД России «Варгашинский» к Тарасовой И. Г. о взыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей,
У С Т А Н О В И Л :
МО МВД РФ «Варгашинский» обратился в суд с иском к Тарасовой И.Г. о возмещении причиненного ущерба, указав, что ДД.ММ.ГГГГ контрольно-ревизионным отделом УМВД России по Курганской области выявлено, что в 2014 году по заключенному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ между МО МВД России «Варгашинский» и ООО «Офис-контроль» срок оказания услуг, согласно документации об аукционе, должен был быть не менее 10 месяцев, однако, фактически услуги были оказаны в течение 9 месяцев 15 дней. В результате подрядчику были излишне оплачены денежные средства на сумму 14 804,79 руб. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту назначено проведение служебной проверки, согласно заключению которой, виновным лицом была установлена старшина тылового обеспечения старший лейтенант внутренней службы Тарасова И.Г. В добровольном порядке ответчик отказалась возместить причиненный ущерб, ссылаясь на свою невиновность. Просил взыскать с Тарасовой И.Г. сумму причиненного ущерба в размере 14 804,79 руб.
Представитель истца МО МВД России «Варгашинский» ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на портале государственных закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий с начальной максимальной ценой контракта 375000 рублей. Согласно обоснованию начальной цены контракта расчет производился исходя из потребности оказания услуг в течение 10 месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Срок оказания услуг по контракту был определен с момента его заключения (поскольку планируемый контракт должен был быть заключен до ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ. Датой проведения аукциона было определено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями п. 9 ст. 70 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключение государственного контракта возможно не ранее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола о проведении электронного аукциона. На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, с победителем аукциона – ООО «Офис-контроль» был заключен государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ, в котором срок оказания услуг был определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ценой 286800 рублей. Таким образом, фактический срок оказания услуг составил не 10 месяцев, а 9 месяцев 15 дней, в результате чего в рамках указанного контракта истцом исполнителю были излишне оплачены денежные средства в сумме 14804,79 руб. Данная ситуация возникла в связи с тем, что извещение о проведении электронного аукциона было размещено Тарасовой И.Г. на портале государственных закупок несвоевременно, так как на данном сайте возникли неполадки – не обновлялись реквизиты организации заказчика, то есть МО МВД России «Варгашинский». Обновление сведений на сайте госзакупок произошло ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, извещение о заказе было опубликовано лишь ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенной служебной проверки виновным лицом по данному факту установлена старшина тылового обеспечения старший лейтенант внутренней службы Тарасова И.Г. Возместить ущерб в добровольном порядке ответчик отказалась. Просил взыскать с Тарасовой И.Г. в возмещение ущерба денежные средства в размере 14804,79 руб.
Ответчик Тарасова И.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в январе 2014 года в ходе планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд МО МВД России «Варгашинский» было принято решение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий отдела. Начальная максимальная цена была определена ею в соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» методом сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений из расчета на 10 месяцев оказания услуг и составила 374958 руб. ДД.ММ.ГГГГ она сформировала извещение о проведении данной закупки, однако, по техническим причинам на сайте http://zakupki.gov.ru не были обновлены реквизиты МО МВД России «Варгашинский» в части открытия временного счета для операций по внесению подрядчиками обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, извещение о проведении закупки не было опубликовано. В тот же день по данному вопросу она обратилась в отдел № Управления Федерального казначейства по <адрес>, где ей пояснили, что необходимо предоставить к заявлению сведения об организации. В этот же день МО МВД России «Варгашинский» были предоставлены необходимые сведения, которые прошли регистрацию в Управлении казначейства лишь ДД.ММ.ГГГГ, на сайте госзакупок обновились только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, извещение о проведении электронного аукциона она смогла опубликовать только ДД.ММ.ГГГГ. После размещения извещения она обнаружила, что дата заключения контракта сдвинулась на 15 дней от планируемой, соответственно, общий срок оказания услуг по уборке помещений и прилегающих территорий МО МВД России «Варгашинский» сократился на 15 дней (на 5 % от планируемого срока оказания услуг). В связи с этим произошло завышение начальной максимальной цены контракта на 5 % и появился риск завышения цены оказываемых услуг при условии, если по результатам аукциона начальная максимальная цена контракта не будет снижена или будет снижена менее чем на 5 % начальной максимальной цены контракта. В случае, если бы она приняла решение об изменении начальной максимальной цены контракта, пришлось бы вносить изменения в смету и план-график, вновь публиковать его, спустя 10 дней после опубликования необходимо было бы размещать на сайте извещение о проведении аукциона, затем после его проведения, размещать на сайте протокол торгов. С учетом соблюдения всех сроков, устанавливаемых для проведения указанной процедуры, срок заключения государственного контракта сдвинулся бы еще на более долгий срок – на апрель 2014 года, в связи с чем, МО МВД России «Варгашинский» на март месяц пришлось бы заключать прямой контракт на оказание услуг по уборке помещений и территорий, стоимость которого значительно превысила 5 % завышение начальное максимальной цены контракта, поскольку стоимость такого контракта за январь-февраль 2014 года составила 99900 рублей. На момент проведения торгов уже было понятно, что с учетом требования закона дата заключения контракта сдвинется на две недели, поэтому все участники аукциона торговали с учетом минуса этих двух недель и снижали цены. По результатам аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена на 23,5 % и составила 286842,87 руб. Государственный контракт был заключен с победителем аукциона ООО «Офис-контроль» ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 10 дней после размещения на сайте протокола торгов. Поскольку цена контракта в результате торгов была снижена более чем на 5 %, полагала, что факт излишне уплаченных денежных средств по заключенному с ООО «Офис-контроль» контракту на оказание комплекса услуг по уборке помещений и прилегающих территорий отсутствует, ввиду чего какого-либо ущерба МО МВД России «Варгашинский» причинено не было.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы, действующие в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; …осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела во исполнение указанной нормы Закона приказом МО МВД России «Варгашинский» от ДД.ММ.ГГГГ№ в отделе создана контрактная служба МО МВД России «Варгашинский» без образования отдельного структурного подразделения.
Согласно Положению (регламенту) о контрактной службе МО МВД России «Варгашинский», утвержденному приказом о контрактной службе, установлено, что в функциональные обязанности контрактной службы входит в том числе определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов.
Тарасова И.Г. приказом МВД России УМВД Российской Федерации по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с решением аттестационной комиссии МО МВД России «Варгашинский» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) назначена на должность старшины группы материально-технического и хозяйственного обеспечения МО МВД России «Варгашинский» с ДД.ММ.ГГГГ, присвоено специальное звание «старший лейтенант внутренней службы».
Приказом МО МВД России «Варгашинский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании контрактной службы МО МВД России «Варгашинский» старшина группы тылового обеспечения МО МВД России «Варгашинский» старший лейтенант внутренней службы Тарасова И.Г. назначена работником контрактной службы МО МВД России «Варгашинский».
Согласно должностной инструкции работника контрактной службы МО МВД России «Варгашинский» по размещению информации о закупках на официальном сайте в сети Интернет Тарасовой И.Г., утвержденной начальником МО МВД России «Варгашинский» подполковником полиции ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, в ее обязанности входит: участие в разработке плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений; размещение планов закупок на сайтах заказчика в сети Интернет (при наличии), опубликование их в любых печатных изданиях; участие в разработке плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение его в единой информационной системе; организация утверждения плана закупок, плана-графика; участие в выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); уточнение цены контракта в рамках обоснования цены и ее обоснование в извещениях об осуществлении закупок…документации об аукционе; осуществление подготовки извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках…; осуществление подготовки протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок, размещение в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения об осуществлении закупок, оссийской Рдокументацию о закупках и проекты контрактов, протоколы, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В январе 2014 года в ходе планирования закупок товаров работ и услуг для нужд МО МВД России «Варгашинский» было принято решение провести электронный аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий МО МВД России «Варгашинский». ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Варгашинский» подготовлено заявление на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств. Начальная максимальная цена государственного контракта была определена Тарасовой И.Г. в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений из расчета на 10 месяцев оказания услуг и составила 374958 рублей. Срок оказания услуг по контракту был установлен с момента его заключения по ДД.ММ.ГГГГ. Документация об аукционе и проект государственного контракта, подготовленные Тарасовой И.Г., были представлены на согласование, утверждены, и переданы сотрудникам контрактной службы для публикации извещения на официальном сайте для размещения госзаказов.
Как следует из акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности МО МВД России «Варгашинский» от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. установлены нарушения в части заключения и исполнения государственных контрактов: по заключенному государственному контракту МО МВД России «Варгашинский» с ООО «Офис-контроль» фактический срок оказания услуг составил 9 месяцев 15 дней, при этом цена 286842, 87 руб. по условиям аукциона была установлена за 10 месяцев, в результате чего подрядчику в рамках исполнения указанного контракта были излишне уплачены денежные средства на сумму 14804,79 руб.
По результатам служебной проверки виновным лицом установлена работник контрактной службы МО МВД России «Варгашинский» по размещению информации о закупках на официальном сайте в сети Интернет старшина группы тылового обеспечения МО МВД России «Варгашинский старший лейтенант внутренней службы Тарасова И.Г., которая не осуществила своевременное размещение извещения, документации и проекта контракта о проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг МО МВД России «Варгашинский» по уборке помещений и прилегающих территорий, непосредственно перед размещением извещения не уточнила цену контракта и ее обоснование в извещении об осуществлении закупок и документации об аукционе, исходя из фактического периода оказания услуг, который по причине несвоевременного размещения информации изменился с 10 месяцев до 9,5 месяцев, что повлекло излишнюю уплату денежных средств подрядчику. Недобросовестное отношение Тарасовой И.Г. к выполнению своих должностных инструкций как работника контрактной службы не позволили государственному заказчику воспользоваться правом, предусмотренным ч. 6 ст. 63 и ч. 6 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, а впоследствии заключить контракт в соответствии с положениями ст. 34 указанного Федерального закона на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении, документацией о закупке с учетом скорректированного периода оказания услуг.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с ДД.ММ.ГГГГ регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (ст. 1).
В соответствии со ст. 6, 7 настоящего Федерального закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений ст. 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок; планов-графиков.
План закупок формируется заказчиками, исходя из целей осуществления закупок и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии со ст. 21 Закона план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, одним из которых является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заключающийся в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Как установлено в судебном заседании, каких-либо нарушений при составлении плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2014 год, а также при подготовке документации о проведении электронного аукциона Тарасовой И.Г. допущено не было, указанная документация была утверждена руководством МО МВД России «Варгашинский». Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В соответствии с ч. 1, 2, 6 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней (ч. 1, 6 ст. 65 Закона).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 2-4, 18 ст. 68 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающими порядок проведения электронного аукциона, электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом ч. 3 настоящей статьи день. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки. Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (ч. 1, 8 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 9, 10 ст. 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из пояснений представителя истца, ответчика следует, что по техническим причинам разместить извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги) своевременно (ДД.ММ.ГГГГ) не представилось возможным по причине отсутствия обновленных сведений об организации на сайте госзакупок. Данная причина была установлена Тарасовой И.Г. в тот же день посредством телефонных переговоров с отделом № Управления Федерального казначейства по Курганской области.
ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Варгашинский» представлены в отдел № Управления Федерального казначейства по Курганской области сведения об организации. Данные сведения прошли регистрацию в отделе казначейства ДД.ММ.ГГГГ (протокол отдела УФК по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
На сайте госзакупок указанные сведения обновились лишь ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось представителем истца.
Извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги) размещено ответчиком на портале госзакупок ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок электронного аукциона в электронной форме на комплекс услуг в МО МВД России «Варгашинский» по уборке помещений и прилегающих территорий от ДД.ММ.ГГГГ№, 0№ единой комиссией МО МВД России «Варгашинский», утвержденной приказом по данному МО от ДД.ММ.ГГГГ№, в составе председателя ФИО2, заместителя председателя ФИО3, членов комиссии ФИО4, ФИО5, ФИО1, секретаря Тарасовой И.Г., были рассмотрены пять первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Данный протокол был размещен Тарасовой И.Г. на электронной площадке ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, содержащимся в протоколе проведения электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№, участие в электронном аукционе приняли два участника: ООО «Офис-контроль» и ООО «Сервис-служба «Аквамарин» с ценовыми предложениями 286842,87 и 288717,66 рублей соответственно.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№, № единой комиссией МО МВД России «Варгашинский» в том же составе обе заявки участников электронного аукциона были признаны соответствующими требованиям. Государственный контракт № был заключен ДД.ММ.ГГГГ с победителем аукциона ООО «Офис-контроль», предложившим цену контракта 286842,87 руб. Таким образом, в процессе торгов начальная максимальная цена контракта была снижена на 23,5 %.
Как видно из пояснений представителя истца, ответчика, материалов дела, в связи с несвоевременным размещением извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий МО МВД России «Варгашинский», общий срок оказаний услуг сократился на 1/2 месяца или на 5 % от планируемого начального срока оказания услуг, в связи с чем, произошло завышение начальной максимальной цены контракта на 5 %.
В соответствии с ч. 13 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в случаях увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса; изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком; …в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 настоящей статьи.
Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 14 ст.21 Закона).
Таким образом, при необходимости изменения срока исполнения контракта и, соответственно, его начальной максимальной цены, Тарасова И.Г. должна была отменить электронный аукцион, внести соответствующие изменения в план-график, смету и другие документы, при этом принятие ответчиком мер согласно должностному регламенту по внесению соответствующих изменений в план-график привело бы к еще большему увеличению сроков, установленных для проведения электронных торгов и заключения государственного контракта, что не оспаривалось представителем истца.
Дата заключения государственного контракта с учетом соблюдения сроков, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ для проведения электронных торгов, сдвинулся бы в данном случае на более поздний срок, что повлекло бы необходимость заключения истцом прямого договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий МО МВД России «Варгашинский», что значительно дороже, поскольку согласно имеющемуся в материалах дела договору на оказание клининговых услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МО МВД России «Варгашинский» и ООО «Сервис-служба «АкваМарин», стоимость услуг последнего на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 99900 рублей.
Однако в процессе проведения электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ, его участники, будучи компетентными в вопросах, касаемых контрактной системы в сфере закупок, не могли не понимать, что с учетом сроков, установленных для заключения контракта, контракт на уборку помещений и территорий МО МВД России «Варгашинский» мог быть заключен ранее ДД.ММ.ГГГГ. В процессе проведения электронных торгов участниками аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена на 23,5 % с учетом указанных обстоятельств.
В соответствии с условиями, установленными п. 2.1., 10.1. государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ срок оказания услуг ООО «Офис-контроль» определен сторонами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. по цене 286842,87 руб. Цена контракта за один месяц составила 30193,99 руб.(286842,87 руб. : 9,5 месяцев).
Таким образом, суд полагает, что факта излишне уплаченных денежных средств по заключенному ДД.ММ.ГГГГ государственному контракту между МО МВД России «Варгашинский» и ООО «Офис-контроль» не имелось, ввиду чего фактического ущерба истцу причинено не было.
В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие трудового законодательства РФ распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Общие условия наступления материальной ответственности работника закреплены в ст. 233 Трудового кодекса РФ, действующей во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» материальная ответственность может быть применена к работнику при наличии одновременно четырех условий: прямого действительного ущерба у работодателя; противоправности поведения работника; его вины в причинении ущерба; причинной связи между противоправным поведением работника (действием или бездействием) и наступившим ущербом.
При недоказанности работодателем хотя бы одного из этих обстоятельств материальная ответственность работника исключается.
На работодателе лежит обязанность установить размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения (ст. 247 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Применительно к данному спору, исходя из перечисленных правовых норм, ст. 56 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 г. № 52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действие или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом, наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан оценивать допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность доказательств. Кроме того, суд обязан учитывать, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В ходе судебного заседания представитель истца и ответчик пояснили, что несвоевременное размещение Тарасовой И.Г. извещения о проведении электронного аукциона имело место в связи с техническими неполадками на сайте госзакупок. При этом как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем истца, Тарасовой И.Г. своевременно были приняты меры к установлению причин невозможности публикации извещения на сайте, а также к устранению указанных причин. Обновление на сайте госзакупок сведений об организации никоим образом не связано с выполнением ответчиком своих должностных обязанностей, сроки обновления соответствующей информации об организации затянулись не по вине Тарасовой И.Г.
В связи с вышеизложенным исковые требования МО МВД России «Варгашинский» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования МО МВД России «Варгашинский» к Тарасовой И. Г. о взыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Столбов